Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.
статья на тему

Францева Светлана Васильевна
В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждениях в школьную атмосферу, где предъявляются более сложные требования к ребенку и его возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение психологических особенностей личности  младшего  школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

      В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих  у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных  учреждениях в школьную атмосферу, где предъявляются более сложные требования к ребенку и его возможностям.

       Зная по опыту набора первоклассников, начало школьного обучения сопровождается серьезными испытаниями адаптационных возможностей ребенка. Практически ни у одного ребенка переход  от дошкольного детства к школьному обучению не проходит плавно. Дети, вливаясь в новый коллектив, в новый режим, в новую деятельность  очень переживают. И для того, чтобы обучение не вызывало серьезных трудностей, каждому ребенку необходимо приспособиться к новым условиям.  Однако приспособление к школе происходит не сразу: не день и не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большую роль в адаптации к школе играют личностные особенности ребенка. 

             

          Что такое личность?(Слайд 2 )Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями.

Психологические особенности личности (Слайд 3 )

Темперамент        - врождённая особенность нервной системы человека.

Характер - совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания

Интересы - форма проявления познавательных потребностей, определённая направленность сознания на получение информации в определённой области знаний

Склонности - предрасположенность к определённым видам деятельности (идеально, когда интересы и склонности совпадают)

Способности-        индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности

         (Слайд 4) Каковы же личностные особенности детей младшего школьного возраста и  как учителю изучать учеников и класс?

         Границы младшего школьного возраста,  устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

        Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

         Вот наиболее приемлемые для практического использования методы изучения личностных способностей.

(Слайд 5) Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа помогает варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.

Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя нужно непринужденно, внимательно, уважительно относиться  к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует в краткой форме записать.

        Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр , медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки).

        Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Вопросы анкеты должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным особенностям детей. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

   Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также способов фиксирования результатов. Например: Свои наблюдения можно записывать на отдельных карточках в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записей наблюдений.

В последнее время учителям стали известны тесты, не только как метод проверки знаний, но и как метод изучения личности школьника. Тест - «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросники. Третья группа- проективные методики. В работе с таким материалом открываются особенности восприятия и поведения учащегося. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе. К таким тестам можно отнести методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-нибудь события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель таких тестов: получение данных об отношении школьников к учебе, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.

В Московском педагогическом университете сотрудниками кафедры педагогики в свое время была разработана диагностическая карта класса(социальный паспорт). Она построена в виде таблицы, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает ее содержательной, информативной и удобной для обозрения и анализа. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании и развитии учащихся, для постановки задач и разработки плана воспитательной работы.

Диагностическая карта–характеристика класса

Класс---------------школа----------------------- уч.год

Номера колонок:

1. Фамилия имя учащегося.

(Учитель записывает фамилии мальчиков и девочек отдельно для возможной дифференциации воспитательной работы).

2. Число, месяц, год рождения.

(Возраст записывается для учета физиологических особенностей, для работы, связанной с наступлением правовой ответственности, получением паспорта и т.д.).

3. Профессия матери (образование)

4.---------------отца--------------------

(Сведения нужны для социально-профессионального состава семьи и привлечения родителей к работе с детьми в классе).

5. Тип семьи.

(Данные об этом получаем в процессе беседы с учащимися, а также посещая семью воспитанника).

6. Состояние здоровья.

(О состоянии здоровья сообщают родители, врачи; данные используются для регулирования нагрузок, корректировки режима, организации работы, направленной на сохранение здоровья, проведения лечения).

7. Успеваемость.

(Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, для оказания ему необходимой помощи).

8. Основные достоинства учащегося.

9. Основные недостатки.

10. Увлечения.

(Данные используются для индивидуальной работы, при организации досуга).

11. Повышенные способности.

(Одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей. Необходимо фиксировать направленность повышенных способностей. Данные используются для создания условий развития одаренных детей, профориентации, организации обогащающего взаимодействия учащихся).

12. Специальные умения.

(Это то, что не все умеют делать / фото, спорт, искусство ремесло и т.д./Данные важны для развития способностей, вовлечения ученика во внеурочную деятельность, профориентационные работы).

13. Культура поведения.

14. Положение в коллективе.

(Определение межличностных отношений в классе и положения ученика в нем: лидер, предпочитаемые, отвергаемые, социально активные и признаваемые члены класса, социально пассивные. Получить данные можно с помощью наблюдения. Использовать сведения для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств).

15. Выполняемые поручения.

(Данные используются при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников).

16. Трудовая активность.

(Для индивидуальной воспитательной работы).

17. Профессиональные намерения.

(Для проведения профориентационной работы).

18. Участие в кружках, спортивных секциях.

19. Главные индивидуальные воспитательные задачи.

(Индивидуальные воспитательные задачи формулируются на основе анализа всех данных по ученику, например: помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе. Содержание колонок, т.е. характерных данных об ученике, педагог может разработать сам)

Следует помнить о том, что данные карты должны быть доступны ограниченному числу лиц. Они используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

Напомню, что изучение личности учащегося не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы.

(Слайд 6) В частности, я использую полученные данные для формирования положительной учебной мотивации и повышения познавательной активности учащихся, т.к. это

  • позволяет младшим школьникам добывать информацию из различных источников,
  • учит рассуждать, формирует образное мышление.

  • Активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс;
  • Стимулирует самостоятельную деятельность;
  • Развивает  творческие способности и нестандартность мышления;
  • Развивает  коммуникативно-эмоциональную  сферу личности обучающегося;

(Слайд 7) Благодаря этому ребята более активно и качественнее выполняют творческие работы, проекты, КТД.  

(Слайд 8) С особенностями личности младшего школьника как классный руководитель я знакомлю на родительских собраниях, а при необходимости провожу индивидуальные консультации, потому что средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребёнка. Это помогает правильно построить взаимоотношения с детьми, избегать конфликтов и непонимания, как со стороны родителей, так и со стороны детей.

(Слайд  9) Большую помощь в  изучении личностных особенностей и в применении полученных данных оказывает внедрение  в процесс обучения младших школьников информационных технологий и автоматизированное рабочее место учителя. Это обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер.

(Слайд 10 )        Многие личности обладают, подобно необработанным алмазам, блестящими качествами, скрытыми под грубой наружностью.           Децим Юний Ювенал.

Подводя итог можно сказать, что дети младшего школьного возраста обладают широким разнообразием личностных особенностей. И поэтому необходимо обязательно учитывать их для осуществления учебно-воспитательной работы в нужном направлении.