Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кулакова Наталья Алексеевна

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:

– интеллекта;
– эмоциональной сферы;
– устойчивости к стрессам;
– уверенности в себе;
– позитивного отношения к миру и принятие других;
– самостоятельности, ответственности;
– мотивации, самосовершенствования (в том числе и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации
).
Изучение этих психологических особенностей является важным фактором повышения эффективности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме

 «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Обучат всех, обучать каждого,

                                                                              обучать по новому  учащихся

в соответствии с требованием времени.

А. Дорошенко

   Тема педагогического совета на сегодняшний день очень актуальна. Это тема ряда наук – психологии, физиологии, а также педагогики. Ее значимость для педагогов важна не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Школа – в широком смысле этого слова является важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Для этого мы и должны определиться в подходе к пониманию личностного роста. Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие. А достигается это путем включения ребенка (обучающегося) в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.

Что за этим стоит? Очевидно весь набор личностных качеств ребенка, которые можно сгруппировать так:

1) когнитивные качества это такие качества, которые обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира: 

– физиологические (умение видеть, слышать, осязать, обгонять, чувствовать на вкус);
– интеллектуальные (любознательность, эрудированность, логичность, аналитичность, синтетичность, увлеченность, нестандартность мышления, владение базовыми знаниями, умениями и навыками, способность воплощения добываемых знаний в духовные, а так же, умение задавать вопросы, делать выводы и обобщения, вступить в содержательный диалог).

2) креативные качества – качества, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности:  

-  эмоционально-образные качества (вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, воображение, фантазия);
– инициативность, смекалка, неординарность; раскованность мыслей, чувств, движений в сочетании с умением выдерживать нормы поведения; преодоление стереотипов; реализация своих творческих, способностей в форме выполнения творческих работ, участие в конкурсах, так называемых предметных «олимпиадах» и т. д.

3) методологические (оргдеятельные) – они обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении:

– знание своих индивидуальных особенностей, черт характера; оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов; умение объяснить цели своих занятий, упорство в доведении дела до конца, умение ставить цели; выполнение намеченных планов, осознанность полученных результатов, сравнение его с результатами одноклассников; умения формулировать правила деятельности, прогнозирование результатов, самоаналйз и самооценка; способность взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение отстаивать свои идеи, выносить окружающих, «держать удар», а также решительность, организовать деятельность группы.

Предлагается эти группы считать минимальным комплексным набором ориентиров для обеспечения личностного роста учащихся и в качестве основы для анализа результатов педагогической деятельности. Так вот, последнее достижимо благодаря тому, что перечисленные выше качества ученика имеют внешнее проявление через соответствующие виды деятельности.

Работа психолога школы, особенно при переходе на ФГОС,  огромна. Психолог с помощью классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, сначала получает многочисленные данные, а затем, обработав их, снабдив своими выводами и рекомендациями должен ознакомить классных руководителей, воспитателей, учителей для практического использования. Проблема лишь в том, что не всегда мы стараемся своевременно выполнять эти рекомендации.

Выполняя все своевременно, мы смогли бы год за годом отслеживать личностный рост каждого учащегося и иметь богатейший материал для работы с детьми и их родителями, знать, что и как у нас получается или не получается, какие необходимы корректировки.

Личность каждого человека наделена, только ей присущим, сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей, личность человека неповторима в своей индивидуальности. Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства и преобразования этой среды личностью.

В процессе жизнедеятельности может изменяться – актуальность любых жизненных стремлений.

Что же такое личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.

Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Потому, что существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозящих рост личности.

Это психофизиологические факторы: особенности строения и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психических процессов.

Социальные факторы, к которым относятся: 

- личностные и социальные установки, сформированные с помощью взрослых и включающие накопленные в ходе развития нравственные и этические нормы социального поведения;
– сформированные личностные комплексы неполноценности;
– повышенная личностная и ситуативная тревожность (ожидание неприятностей, постоянное нервно-психическое напряжение);
– наличие страхов, связанных с публичным высказыванием своих суждений, возможным неприятием другими людьми этих суждений;
– навязчивые состояния;
– истеричный склад характера, мешающий адекватному восприятию и оценке своего поведения и взаимоотношений с окружающими.

Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания и обучения.

Главная цель школы создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:

– интеллекта;
– эмоциональной сферы;
– устойчивости к стрессам;
– уверенности в себе;
– позитивного отношения к миру и принятие других;
– самостоятельности, ответственности;
– мотивации, самосовершенствования (в том числе и 
мотивации учения как важнейшего элемента мотивации).

В связи с этим в учебной деятельности педагог должен: 

– создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;
– стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуицию;
– стимулировать потребность личности в творчестве;
– изменять принципы организации усвоения предмета (если это необходимо);
– формировать самостоятельность учащихся в учебной деятельности как показателя личностного роста;
– быть эмоционально гибким, потому что учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.

Совершенно очевидно, что развитие определенных личностных качеств (таких как ответственность, автономность, личностный позитивизм) является значимой целью воспитания учащегося.

С достижением этих целей воспитания и обучения и соответствующим личностным ростом связаны – успешность социальной адаптации ребенка, его нервно-психическое самочувствие и психологическое здоровье. Психически здоровая личность способна к эффективному личностному росту.

Говоря о факторах, определяющую учебную успешность, можно отметить следующие: социологический, психологический и педагогический.

Социологический блок — это социальные и социально-демографические факторы: социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество школьной подготовки, половые и возрастные различия.

К психологическим факторам относят интеллект, учебную мотивацию, общие и специальные способности, обучаемость и воспитуемость, индивидуальный стиль деятельности, психологический склад учащегося.

Педагогические факторы, обусловливающих успешность обучения, позволяют выявить слабые места в системе образовательного процесса, позволяет устранить трудности, с которыми сталкиваются школьники в период обучения.

Обратив внимание на исследования многих педагогов и психологов, можно сказать о том, что слабоуспевающими становятся те школьники, которые имеют более низкую мотивацию, психологические проблемы, причем, чем они больше, тем заметнее разрыв обнаруживается между успеваемостью в детском саду и школе. Вывод, который можно сделать на основании вышеизложенного заключается в следующем:

-        дошкольная подготовка и успеваемость в школе находится в прямой зависимости;

-        средняя оценка успеваемости обладает довольно высокой прогнозирующей функцией относительно уровня будущей успеваемости обучаемых.

Учебная успешность школьников имеет психологическую и педагогическую обусловленность. В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации, интеллекта, а также характеристики собственно учебной деятельности. В качестве педагогических факторов выступают различные аспекты организации учебного процесса в школе. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда.

2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Это проявляет интерес.

3. Новый материал должен быть связан с раннее усвоенными умениями и навыками. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Обучение должно быть посильным для ребенка.

5.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

6. Позитивная психологическая атмосфера урока-стимулирование познавательного процесса.

7.  Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

8.  Обучение должно сочетаться с творчеством.

9. Дети должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.

При обучении в школе, учителя стараются развить у учащихся самостоятельность, управление своей деятельностью. Практика показала, что этого недостаточно. Ребенок не может объективно ощенить свои возможности в процессе учебной деятельности.

Школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Переход от одной возрастной ступени к другой (возрастной кризис) облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов.

И так какими же знаниями и умениями должен владеть педагог, чтобы лучше изучить школьника, как личности?

Педагог должен:

– тщательно изучить семейные условия и другие компоненты среды воспитания;
– овладеть техникой наблюдений и тестирования;
– выявить причины затруднений в учебе, пробелов в знаниях;
– соотнести своих знания, умения и опыт с потребностями конкретных педагогических ситуаций;
– сделать анализ результатов деятельности.

Таким образом, сущность педагогической диагностики заключается, не только, в изучении результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся, учете индивидуально-психологических компонентов личности при осуществлении образовательного процесса, но и в росте педагогического мастерства самих учителей.

Для современной школы, характерна схема «контроль-оценка» или «контроль-коррекция-оценка», из которой выпадает важное звено выявление причин ошибок, допускаемых школьниками. Иначе говоря, остается неясным, какие умственные действия должны быть сформированы, чтобы обеспечить ребенку адекватный подход к конкретной предметной ситуации.

В связи с этим и предлагается практико-ориентированная психодиагностика.

Многие педагоги, проработавшие в школе не один десяток лет, являются практическими диагностами, но их заключения носят, как правило, интуитивный характер, трудно поддающийся научной оценке и распространению.

Необходимо, чтобы педагог имел инструментарий, позволяющий постоянно наблюдать за развитием способностей, темперамента и характера, интересов и склонностей ребенка, его жизненных целей и ориентации.

Владея данной информацией, можно эффективно управлять процессом духовного роста учащихся, помогать ему в преодолении трудностей развития, в личностном совершенствовании.

Для работы такого уровня одних наблюдений учителей в учебно-воспитательном процессе недостаточно, так как есть опасность возникновения иллюзии знания и понимания личностных особенностей детей, поскольку у некоторых учителей может сложиться одностороннее представление об ученике через призму своего предмета, а оно зачастую ошибочно.

В таком случае, воспитательное и обучающее воздействия оказываются неадекватны и неэффективны, а в ряде случаев они, просто, тормозят личностный рост.

Рекомендовано: С целью отслеживания динамики личностного роста учащихся в течение года обязательно должны проводится психологические диагностические срезы. Результаты данной работы обязательно заносятся в психолого-педагогическую карту развития ученика. Так же там содержатся данные о познавательных способностях, интересах, склонностях, особенностях характера и поведения, уровне воспитанности, успеваемости и особых психологических свойствах ребенка. Результаты данной работы заносятся в карту развитие педагогами в следующие разделы:

– общая характеристика волевой сферы учащегося;
– устная речь, письменная речь;
– наблюдаемые способности (гуманитарные, математические, естественнонаучные, эстетические, технические, двигательные);
– техника чтения;
– изучение мыслительной деятельности на уроках.

Кроме заполнения карт развития, педагогам предлагается заполнение бланка психолого-педагогической характеристики школьников, листа оценивания психологического здоровья детей и ведения дневника наблюдения за учащимися.

Результат такой совместной с педагогами работы, позволят намного эффективнее отследить характер и величину продвижения в развитии каждого учащегося, а так же оценить усилия самого ученика в учебной деятельности и саморазвитии.

На этой основе быстрее и эффективнее можно будет провести необходимую коррекцию с отдельными учащимися или всем классом, дать необходимые рекомендации учащимся, родителям, и педагогам, направленные на стимулирование и организацию самовоспитания и саморазвития, совместными усилиями помочь ученику развить отдельные качества и сформировать позитивные ориентации.

Каждый из нас знает, что развитие умственных способностей у ребенка происходит под влиянием многих факторов, таких как: учебная деятельность, общение и мотивация.

Ребенок, поступающий в школу, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребёнка.

Что же такое учебная деятельность? Это деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и, конечно же, свойств личности. Психологи подчеркивают прямую связь способностей обучающихся с их деятельностью.

Способности – это индивидуально-психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения данной деятельности. Каких основных принципов и требований должен придерживаться педагог, чтобы развить индивидуальные способности обучающихся:

1) обучение на уроке должно строиться таким образом, чтобы умственные операции вводились в определенной последовательности и частично накладывались друг на друга;
2) учебные задания должны быть такими, чтобы их выполнение включало различные умственные операции;
3) решение определенного класса задач должно опосредоваться опытом, знаниями и навыками учащихся, используемых ими при его обосновании и проверке;
4) новые умственные действия следует сначала осуществлять на практическом предметном уровне, а затем переносить на уровень мыслительной деятельности;
5) требования к умственной деятельности должны постоянно повышаться.

 Безусловно, тесты и срезы не дают нам основания говорить о том, какими специальными способностями владеют наши дети и как они развиты. Но, определить это очень сложно, даже оценки на уроках или экзаменах не в силах дать правильную картину способностей того или иного ученика.

Так, пример, Чехов никогда не получал за сочинения выше 3. Щедрин, написав сочинение за свою дочь, получил 2 с припиской «не знаете русского языка». Ньютон в школе слыл «лентяем и тунеядцем», и даже был взят из школы домой из-за неспособности учиться. Репину при поступлении в Академию художеств говорили, что с его данными «даже мимо Академии нельзя ходить», а Шаляпина не приняли в хористы.

Учителю необходимо помнить, что для развития способностей необходимо, во-первых, наличие задатков, во-вторых, наличие интереса к определенной деятельности.

Важнейшая проблема на сегодняшний день, стоящая перед современным учителем – организация личностно-ориентированного образовательного пространства. Огромную роль играет и воспитательный потенциал, заложенный в учебном процессе. Исходя из того, что воспитание предполагает развитие личности, педагоги школы пытаются вычленить и систематизировать методы, эффективно влияющие на развитие личности школьника.

На уроке необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так учебный процесс выстраивается через индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, дифференциацию, индивидуальную работу.

Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Под индивидуализацией же понимают учет личностных особенностей каждого ученика.

Индивидуальные различия учащихся проявляются и в уровне работоспособности.

По этому признаку дети делятся на 3 группы:

1 - высокая;

2 – средняя;

3 – низкая.

И очень часто учащиеся 3 группы попадают в разряд «неуспевающих», но не по причине умственных проблем или отсутствия мотивации, а просто потому, что им нужен другой темп работы. От чего зависит уровень работоспособности? От типа нервной системы (слабый у 3 группы и сильный у 1).

И, наконец, нельзя не сказать, что учащиеся одного класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой: обучаемостью. И здесь перед каждым учителем встает вопрос: «Как же все это учесть и сделать обучение максимально успешным для каждого?» Притом, что учебники, программные требования, дидактические средства, методы и формы, в целом, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигая на задний план учет индивидуальных особенностей.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса основное условие, точнее даже требование нашей деятельности. Как это выглядит практически:

учет индивидуального темпа работы и усвоения (контрольная работа может быть больше, чем планируем, заранее проговариваем, имеет четкую организацию);

время усвоения материала (нельзя у отдельных учащихся требовать сдачи материала в„ те же сроки, что у более сильных, они могут сдавать не с первой попытки).

разнообразные формы опроса (если у детей проблемы с выражением мысли им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов). А не только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе, задания, которые должны быть оценены, можно предлагать выполнить на карточках, на рабочем месте. Чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски.

Для того, чтобы избегать ориентации на среднего ученика внутри самого урока, необходимо вводить задания, дифференцированные по уровню сложности, сильные ученики будут иметь возможность развития, повышаться будет их мотивация, а более слабые имеют возможность быть также успешными, сохранять единый темп работы. Причем сами дети не должны знать, что задания дифференцированы по уровню сложности. Например, дифференцированные домашние задания. Наиболее удобный, легко осуществимый, но очень редко используемый, исходя из срезов домашних заданий. Организация работы с так называемыми «проблемными» группами (причем состав в этих группах подвижный).

Следующий принцип – определение количества отметок, которое необходимо выставлять. Кого-то можно оценивать раньше, кого-то только через серию заданий, потому что у них не произошло еще усвоения.

Процесс индивидуализации и дифференциации не может не касаться и воспитательной работы.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация должна быть направлена на изучение личностных качеств, склонностей, уровня социальной зрелости. На этой основе учащиеся условно подразделяются на группы, и в работе будет происходить опора на эти группы.

В индивидуальной работе с детьми воспитатель, классный руководитель должен руководствоваться следующими принципами:

Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «ученик-учитель-класс».

Уважение самооценки личности ученика.

Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.

Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

      Работа на самоподготовке тоже представляет собой один из ярких примеров осуществления индивидуального подхода:

кто-то работает самостоятельно;

кому-то нужно небольшая помощь;

у кого-то проблемы с непониманием материала, здесь часто подключается сам педагог;

кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения и в воспитательной работе.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Педагоги уверены, что они не только, развивают каждого ученика, помогают ему стать успешным в любом виде индивидуальной деятельности, но и учат работать на общий успех и развитие.

Но, является ли школа для детей теплым домом, зависит от нас педагогов, от наших взаимоотношений с ними. Поэтому, одной из первоочередных задач педагогического коллектива в совершенствовании учебно-воспитательной работы являются не только  составляемые диагностические карты коллектива учащихся (это скорее коллективная характеристика), но и всестороннее изучение и создание психолого-педагогической характеристики каждого классного коллектива и всей школы в целом. 

Путь один – надо учиться всем – и самым опытным и признанным Мастерам, и учителям, начинающим свою педагогическую деятельность. 

Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Следует помнить слова психолога  Дорис Лоу Ноулт:

Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...

Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"

Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке....

Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...