Статья "Индивидуальный подход как фактор повышения эффективности обучения школьников с ОВЗ"
статья

Шац Ольга Борисовна

Индивидуализация обучения требует учёта особенностей детей, иеё специфическая обучающая цель — средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности.  И таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhood_k_obucheniyu.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Индивидуальный подход в обучении»

Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Педагоги 21 века должны готовить человека к полноценной жизни и труду. Выпускник современного учебного заведения, который живет, учится и будет трудиться в новом тысячелетии для того, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать их на практике для решения возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной деятельности проблемы и, используя современные технологии, искать пути их рационального решения, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения и аргументировать выводы; быть коммуникабельным, контактным в любых социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид» есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни,- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание учителем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого учитель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).

-уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

-работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)

-уровень самостоятельности и активности;

-отношение к обучению;

-характер познавательных интересов;

- уровень волевого развития.

При индивидуальном подходе воспитывается у детей и интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношение к учению.

При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.

Индивидуальный подход в школе позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков; повысить уровень умений самостоятельной работы (причем эти умения переносимы на учебную деятельность и по тем учебным предметам, на базе которых не происходило их специальное формирование); уменьшить относительное отставание учащихся, таким образом, влияя на успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"

Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

«Метапредметный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы»

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Конфуций рассуждал: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, ч...

Личностно-деятельностный подход - эффективное условие повышения качества образования

Личностно-деятельностный подход -эффективное условие повышения качества образования...

Доклад "Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации программы "Школа Россия"

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов...