Конспект урока В.Драгунский "Что любит Мишка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алейникова Татьяна Геннадьевна

Урок с использованием технологии ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.dragunskiy_chto_lyubit_mishka.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по произведению В.Ю. Драгунского «Что любит  Мишка?»

Автор:  Алейникова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» города Нефтеюганска

УМК: «Школы России».

Класс: 4

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Направление: начальная школа

Практическая ценность урока, обоснованность применения технологий,  приемов и форм:

Данный урок чтения нацелен на  формирование читательской компетенции младшего школьника и грамотного  читателя – как человека , у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем., владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного,

В качестве ведущей на уроке использована технология развития критического мышления, так  как  данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО  УРОКА

 ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

Автор: Алейникова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» города Нефтеюганска

Тема урока:   В.Драгунский  «Что любит Мишка»

Цели урока: 

продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.

Задачи:

●  учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о                    произведении, его героях и их поступках;

          ●  продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.

          ●  воспитывать честность, способность отвечать за свои поступки.

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы и приёмы: приём ТРКМ «Верите ли вы, что…» на стадии вызова; прием ТРКМ «Чтение с остановками»  на стадии осмысления; прием ТРКМ «Кластер» на стадии рефлексии.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации и составления сравнительной таблицы; дидактический раздаточный материал; учебник


                                        Ход урока.

1.Стадия вызова.

1.1.Мотивация (организационно-мотивационный момент):

Учитель:

Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

1.2. Целеполагание  – эвристическая беседа на стадии вызова.

Учитель:

 С каким автором мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?(с В.Ю.Драгунским).

  А что вы о нем узнали, мы сейчас проверим.

  Я предлагаю взять карточку №1 и ответить на вопрос «Верите ли вы, что…»:

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский  работал  актером и даже какое-то  время работал в цирке…

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…

● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский пишет весёлые рассказы про    вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…

● Верите ли вы, что  «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью…

● Верите ли  вы, что  имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали  сына Драгунского…

Учитель:

 Проверим, верны ли ваши предположения.

Ответы учеников.

Учитель:

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением  В.Ю      Драгунского «Что любит Мишка».

 Как вы считаете, о чем  этот рассказ?

 Перед вами на слайде  4  отрывка из рассказов  Драгунского  соотнесите их с названием данного рассказа.

  Какой отрывок подходит к нему?

1.

.«…Когда мы шли домой, Мишка сказал:

      - Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?

      - Там видно будет.

      И вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:

      - Идешь ты или нет?

      Я спрашиваю:

      - Куда?

      Мишка кричит:

      - Как - куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?

      И правда, он был в накидке с капюшончиком.»

2.

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той жекашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.

3.

« И столбик, и Мишка, и качели, и домоуправление - все мелькало передо мной довольно долго, и все было очень хорошо, только ногу, которая висела, как макаронина, стали немножко колоть мурашки... И еще мне вдруг стало как-то не по себе, и ладони сразу стали мокрыми, и очень захотелось остановиться.

        Я доехал до Мишки и крикнул:

         - Хватит! Останавливай!»

4.

Варёную колбасу люблю, люблю прямо безумно, если докторская, -на спор, что съем целое кило! И столовую люблю , и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех.

Учитель:

 Ребята, назовите какой отрывок наиболее подходит?

Ответы учеников.

 Ребята, из каких рассказов эти отрывки?

 Сегодня мы на уроке чтения прочитаем рассказ В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка" и увидим, насколько точны  были  ваши предположения.

2. Стадия осмысления.

2.1. Словарная работа.

Учитель:

 В тексте вам встретятся незнакомые слова , прочтите значение данных слов на слайде.

Лань - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.

Кавалерист – воин на коне

Зельц – вид колбасы

Боржом – минеральная вода

Частик - рыба

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром

Учитель:

 В процессе чтения  подберите синонимы к слову "надулся".

 Как понимаете выражение  «Поведай тайну души своей»?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.

2.2. Самостоятельная работа по содержанию произведения.

Учитель:

 Прежде чем  перейти к чтению рассказа, я предлагаю вам написать небольшое эссе, о том, что любите вы.

 Что такое эссе?  (Работа со словарём)

Ответы учеников.

2.3. Чтение с остановками и прогнозирование ситуации.

Учитель:

 Читаем рассказ.

 Ребята, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич?

Дети:  Посмотрел недовольно и строго.

 С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.

Дальнейшее чтение с остановками , прогнозирование ситуации. (работа по учебнику с.28)

Учитель:

 Ребята, как вы считаете, а чего они ждали друг от друга? Давайте узнаем.

 Почему учитель пения не похвалил Мишку?

 Почему Мишка покраснел?

Дети: Потому что самое главное не сказал.

Учитель:

 На что обратил внимание учитель?

 Дети: На любовь к людям и животным.

Учитель:

 Какой вывод можем сделать?

 Дети: Это главное – ради чего живет человек на земле.

Учитель:

 Оказывается, Мишка  любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.

 Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

  Как к героям относится сам автор?

Дети: К Дениске с уважением, к Мишке с юмором.

Учитель:

 А может ли Мишка измениться?

Дети: Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.

Учитель:

 Какой совет вы бы дали Мишке?

 Дети: Любить свою семью.

Учитель:

 А сейчас прочитайте свое эссе и скажите , а что любите вы?

  1.  Стадия рефлексии.

Учитель:

 С каким  произведением мы сегодня познакомились?

 Кто автор этого рассказа?

Кто главные действующие лица этого рассказа?

  А сейчас составим кластер.

  Что мы можем сказать о Дениске?

  Какой он?

 Что можем сказать о Мишке? Какой он?

 Что можем сказать об учителе?

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....

Конспект урока В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс Школа России

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произве...

конспект урока чтения, тема: "Люби живое",3 кл

Цели деятельности учителя: подвести итоги самостоятельного чтения рассказов о животных; продолжить работу над развитием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.Планируемые результаты:-личн...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА " ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ "МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ"

МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. КОНСПЕКТ УРОКА СОДЕРЖИТ ВИДЕОФРАГМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»....