Кот-ворюга урок 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Трусь Ирина Николаевна

Литературное чтение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Трусь Ирина Николаевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21

Литературное чтение, 3 класс

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Цели: 

Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Задачи:

- предметные:

1.Формировать  умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного.

2.Формировать умение  определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами, уметь подтверждать её словами текста;

3.Формировать  умение использовать  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4.Формировать умение прогнозировать содержание произведения;

5.Формировать умение находить различные средства выразительности: эпитеты, сравнения, определяющие отношение автора к герою.

- метапредметные:

1.  Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

2.Формировать умение  осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

3.Формировать умение осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

4.Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

-личностные:

1.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2.Формировать   мотивацию  к обучению и познанию;

3.Формировать осмысление и принятие основных базовых ценностей.


Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые результаты:

Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

Оформлять свою мысль в речевое высказывание;

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

                                                        Ход урока


  1. Организационный момент  

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же погнались вприпрыжку

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Фрагмент из мультфильма Кот Леопольд «Все на свете сможешь ты»

(пожелание уверенности в своих силах)

2. Изложение нового материала (мотивация, актуализация опорных знаний)

 Когда я была маленькой, у меня дома был почти целый зоопарк: попугаи, хомячки, черепахи, собаки и даже несколько дней жил ежик. Был и любимый кот. Звали его Маркиз. Он любил вкусно поесть и побольше поспать. Все мои друзья, когда приходили ко мне в гости, приносили ему чего-нибудь вкусненькое. А он в знак благодарности терся головой об их ноги.

- Ребята, а у кого из вас есть домашние питомцы? Как их зовут?

(на партах фото своих питомцев)

Представьте себе, что вы уехали на 2-3 дня из дома, а своего питомца оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть ли какой -нибудь выход из этой ситуации? (ответы)

-Кар!-кричит ворона.-

Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку.

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

-Что ж вы раньше не сказали?!

Караул! Карман украли!

- Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

-Можно ли узнать из заглавия кто герой рассказа? Конечно, это кот.

-Подумайте, почему автор не назвал кота Мурзиком, Лапочкой или Любимчиком? (потому что воровал, наверное)

-Представьте себе кота, его жизнь. Подумайте, что заставляло его воровать?(голод)

-Откройте учебник на странице 81.

-Давайте почитаем и посмотрим, как об этом нам рассказывает автор.

-Прежде я немного расскажу вам о К. Паустовском.(презентация)

Константин Георгиевич Паустовский это русский советский писатель. Родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Паустовский сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий привела Паустовского к созданию книг. Его произведения переведены на немецкий, французкий и английский языки.

 Чтение рассказа по цепочке. 

-Понравился вам рассказ?

-Ворюга- это кличка или характеристика? Почему?

 (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи)

- Почему Ворюгу переименовали в Милиционера?

-Подходит ли коту новая кличка?

- Молодцы!

- Я поняла, что вам понравился этот рассказ.

-Скажите, о чем он заставил задуматься каждого из вас? (ответы)

-Давайте попробуем вместе сформулировать учебную задачу, т.е. чему мы будем учиться. (Будем анализировать произведение, определять его главную мысль)

3.Творческое применение и добывание знаний.

Раскадровка текста. Для этого  еще раз обратимся к тексту, вынесем на доску всех героев рассказа и понаблюдаем как происходят события.

  1. Мы пришли в отчаяние.( Состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности, не знали что делать).

-Мы это кто? (Ребята)

Ребята

  1. Кого ловили ребята? (Кота)

- Как звали кота? (Ворюга)

-Как автор называет кота?( Бродяга и бандит, потерявшей всякую совесть)

-Почему он получил такую кличку? (Воровал)

-Что воровал кот?

- Как вы думаете, почему кот так ведет себя? (Он ведёт себя так, чтобы выжить, будучи никому ненужным).

- Почему куры лежали на солнце и стонали?

- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

Кот

Куры

Черви

  1. Появляются еще герои?(Да)

-Кто они? (Деревенские мальчишки)

-Почему мальчишки примчались запыхавшись?

-Что означает слово кукан? (Веревка, на  которую нанизывают пойманную рыбу)

- Почему кот пронесся приседая? (Украл всю рыбу, что поймали ребята)

-Что такое Прорва? (Река)

- Почему она могла получить такое название? (Наверно, в ней много было рыбы)

Ребята

Мальчишки

Кот

  1. - Попался кот?(Да)

- Куда он залез? (На березу)

- Почему он выл и ругался?

-Что заставило кота совершить отчаянный поступок?

- Куда он умчался? (Под дом)

-Найдите и прочитайте описание дома?

-Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

-  Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

-Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Кот на березе

Ребята

дом

  1. Кто появился? (Ленька)

- Кто такой Ленька? 

Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он единственный из героев рассказа предлагает исправить характер кота добрым поступком, накормить его как следует.

-Где был кот? (Под домом)

- Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

 -После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?

( Рассмотреть кота)

Ленька

Дом, кот

-Как повел себя кот? (Зажмурил глаза, прижал уши, спрятал хвост)

 -   Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

-Зачем автор использует описание кота?( Чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его)

- Что значит беспризорник? Вот как об этом сказано в словаре: Беспризорник- бездомный, не имеющий семьи или оторвавшийся от нее, никем не воспитываемый.

Ленька

Кот

Рувим

Рувим – друг автора произведения.

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями

7. Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? (Накормить)

 -Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот?( Наказания)

 - Что приготовили ребята на ужин коту? Найдите в тексте и прочитайте.( Жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

-Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

- Итак, что выносим на доску?

Кот с тарелкой

  1. – Какой благородный и неожиданный поступок совершил кот?

- Что значит дрожа от негодования? (Как можно брать чужое)

- Что случилось с курами? (Они были в отчаянне, они не ожидали такого поведения кота. Они стали его бояться.)

     

    - Что вы можете сказать про  Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     - Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

     - Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость

Кот вор

Куры

Петух

  1. –Кем чувствовал себя кот в доме? (Хозяином и сторожем)

- Почему Ворюгу переименовали в Милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

- Подходит ли коту новая кличка? 

Кот мил

ребята

-Спасибо!

-Для чего мы использовали прием раскадровки? (Перед глазами вся последовательность событий, что помогает нам пересказать и проанализировать текст)

-Молодцы!

4. Обобщение и систематизация.

- А теперь с раскадровкой поиграем в игру «Хорошо-плохо»

Давайте составим пословицы к рассказу. Выбираем два кадра, события в которых зависят друг от друга. Заменяем их обобщениями и получится пословица.

(Без друзей  и жизнь трудна.

Ни у одного вора – нет своего дома.

Перестал воровать-уважать стали.

Сумел ошибиться – сумей и поправится.

С друзьями всегда легче.

Будешь помогать животным – самому хорошо будет.)

Мои (кошачьи) пожелания людям.

(Ребята одевают маску кота и высказывают пожелания)

5.Физкультминутка для глаз

Видеозаставка про рыжего кота.

5.Работа в группах

Тест "Самый внимательный читатель"

 по рассказу К.Паустовского "Кот-ворюга".

1. Кот был:

а) серый; б) белый; в) рыжий.

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели.

3. Хвост у кота был:

а) пушистый; б) облезлый; в) грязный.

4. Объевшиеся куры:

а) стонали; б) кудахтали; в) молчали.

5. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц; б) два месяца; в) две недели.

6. В кукане жирных окуней было:

а) 5; б) 10; в) 7.

7. Кот полез с колбасой:

а) на дуб; б) на тополь; в) на березу.

8. Кот свалился с березы:

а) как камень; б) как футбольный мяч.

9. Будил всех:

а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер.

10. Чтобы заманить кота Ленька прицепил:

а) окуня; б) карася; в) плотицу.

11. Поесть давали коту:

а) сметану; б) жареную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники.

12. Кот совершил "благородный и неожиданный поступок":

а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.

Ключ: 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, в, г, д, 12-а.

В ходе взаимопроверки узнаются итоги тестирования.

(Результат работы группы вывешивается на доску)

6. Проблемный вопрос

- Ребята, как вы думаете, почему кот перестал воровать?

- Подумайте, для чего написан этот рассказ? (Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота).

-Какая мысль здесь самая главная? 

 В роли кота - ворюги может оказаться любой человек

У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Какая главная идея этого произведения?( Добро всегда добром возвращается)

7. Творческая работа учащихся 

Составление паспорта герою произведения

Герой              кот

Кличка           Ворюга

Создатель        К. Паустовский

Прописка        рассказ

Особые        рыжий, разорвано ухо, отрублен хвост, тощий, потерявший всякую совесть

приметы

Особенности

поведения                воровал

Кем стал        хозяин, сторож

Новая                   Милиционер

кличка

Мой праздник           1 марта (Видеофильм 1марта День кошек)

8.Рефлексия. 

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

9.Итог урока

Совет от кота Леопольда (мультфильм «Если добрый ты»)

Оцените свою работу. (На листочках нарисовать улыбку коту и приклеить на доску. )

Домашнее задание. Исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков, признать собственные ошибки. Подготовьте пересказ от лица кота. Составит синквейн о коте.

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....

Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс

На уроке используются  приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

Обучающие изложение по фрагменту произведения К. Паустовского " Кот-Ворюга" 3 класс

План-конспект по русскому языку Васильевой Ирины Сергеевны3 классТема урока: Обучающее изложениеЦель: Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности.Оборудование: Учебник, кон...

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Урок литературного чтения. 3 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "К.Г.Паустовский "Кот ворюга"...