Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Нестерова Галина Васильевна

На уроке используются  приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавательной активности учащихся, мышления, творческих способностей детей. Данный урок способствует воспитанию доброты, отзывчивости, умения сопереживать, прививает любовь ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok12_oktyabrya.docx79.28 КБ
Office presentation icon prezentatsiyaurok_12_oktyabrya.ppt981.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1) познакомить с произведением; обучать приемам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; продолжить формирование навыка работы в группах;

2) через учебно-дидактические игры развивать познавательную активность обучающихся, мышление, внимание, творческие способности; содействовать более глубокому и прочному усвоению произведения, усилить эмоциональное восприятие рассказа; активизировать стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, приобретению опыта речевого общения;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому

Оборудование и оснащение:

  1. Мультимедиа проектор с экраном
  2. Рисунки детей ко всем частям рассказа,
  3. Конверт с заданиями
  4. Костюмы для котов
  5. Выставка книг К. Паустовского

  1. Организационный

этап        У нас урок литературного чтения. И начнем мы его, вспомнив мудрую пословицу        

        Слайд 1

        «Не на пользу книги читать, если только вершки с них хватать»

        -Как понимаете ее?

        (читать надо вдумчиво, внимательно, запоминать прочитанное, думать о смысле произведения)

        -А какой должна быть наша речь?

        (правильной, выразительной, лаконичной, т.е. краткой и понятной)

  1. Речевая разминка        Слайд 2

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх, древнегреческий писатель, философ)

На уроках литературного чтения мы и учимся такой речи. Чисто, четко, внятно научиться говорить нам помогают разные игры, чистоговорки, а также скороговорки.

Слайд 3

Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,

И тогда так заговоришь,

Словно реченька зажурчишь.

  1. Мотивационный этап        А теперь отгадайте загадку

        

        Красив он и строен, длинноус и мохнат

        Он любит мышей, ненавидит собак.

        Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)

        -Давайте скажем отгадку хором

        /появляются три кота/

1-й        Мы все коты усатые,

2-й        Пушистые, мохнатые,

3-й        Веселые, ученые коты.

1-й        Нас в сказках дети знают,

2-й        нас любят, уважают:

3-й        Усатые, мохнатые, веселые коты.

1-й        Вы отгадайте все же

2-й        Вы отгадайте все же

3-й        Вы отгадайте все же

Все:        Ну, кто же, кто же, ну, кто же мы?

Учитель:        Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов        

1-й        -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)

2-й        -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)

3-й        -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)

Учитель:        А я предлагаю дружно провести фонематическую зарядку

Слайд 4

        М, Н, Г, Х, Ф, В, Р

Леопольд:        Все эти 7 звуков могут издавать кошки

Матроскин:        Кстати, гораздо бооольше, чем собаки!

  1. Выход на тему

урока        

Кот-ворюга:        Слышу, знакомые звуки

Учитель:        А вы кто?

Кот-ворюга:        Я отчаянный кот-

        Ростом с комод,

        Усище с аршин,

        Глазище с аршин,

        Хвост трубой –

        Вот я какой!

Учитель:        -Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)

        -Ребята, а вы узнаете гостя? (кот-ворюга)

-А хотите познакомиться с ним поближе? Поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга», которое вы читали дома и рисовали к нему рисунки. А также сегодня мы вспомним одно из правил поведения, отношения ко всему живому.

Слайд 5

Портрет писателя

Константин Георгиевич Паустовский

(1892-1968)

«Кот-ворюга»

С творчеством К. Паустовского мы уже знакомились раньше. Паустовский написал такие книги как «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок».

У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в библиотеке.

Работать сегодня будем в группах. Задания вы выполняли дома по группам. Сообщение о писателе нам приготовили 3 группа. Кто у вас будет отвечать?

Константин Паустовский родился в Москве……

  1. Словарная работа        Прежде чем прочесть текст, объясните значение некоторых слов.

        С толковым словарем работали ребята 1 группы.

        Отчаяние – состояние безнадежности, безвыходности

        Кукан – веревка, на которую надевали пойманную рыбу.

        Тесовая крыша – сделанная из деревянных досок.

        Босяцкие (выходки) – поведение невоспитанного человека

        Подпалина – рыжеватое пятно.

Слайд 6

Проверяем, правильно ли ребята объяснили нам слова

  1. Чтение рассказа        До чтения. 

        -Откройте тетради на печатной основе.

        -Рассказ называется «Кот-ворюга»

        -Кого называют ворюгой ? (того, кто ворует)

        -Давайте подберем однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует

        

        Вор, воришка, ворище, ворюга.

        Какой корень? Выделите.

        Во время чтения подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?

        2 группа готовила выразительное чтение 1, 2, 3 части

        4 группа приготовила нам игру «Живая картинка» по 4-й части рассказа. Ребята попробуют мимикой, жестами и звуками показать услышанное.

        -Почему так назван рассказ?

        Вывод: автор называет кота с презрением – «ворюга». До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.

Слайд 7

        А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон»

        Вы можете воспользоваться  словами – помощниками

        «Мне кажется…» (с животными так нельзя обращаться, он же был ничей, а этого не должно быть)

        «Впечатление произвел….»

        «Особенно запомнился….»

        «Поразило, удивило…..» (как только кота накормили, он отплатил благодарностью, изменился, не стал воровать)

  1. Физминутка        Слайд 8 

        Физминутка «Это про меня»

        

        «Да» - хлопать над головой

        «Нет» - хлопать за спиной

        -У нее бесшумная походка…

        -Она лает, если к дому подходит кто-то чужой

        -Она умеет мурлыкать

        -С ней человек ходит на охоту

        -Она узнает об окружающем мире с помощью усов

        -Ее называют другом человека

        -Она умывается собственной лапкой…

        Работаем вместе

        -Отчего люди пришли в отчаяние?

        -Как часто кот воровал?

        -Что воровал кот?

        -Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

        -Как поймали кота?

  1. Творческая работа

Работа в группах –

Составление портрета

Главного героя в произв.        Слайд 9

        Составим литературный портрет кота-ворюги

-Что входит в понятие портрет? (портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)

Портрет

        

        Продолжим работу в группах

        Вашими помощниками будут наши коты

        Откройте конверты и прочитайте задания

        1 группа находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги

        Консультант – кот Матроскин

        2 группа находит описание действий и поступков кота, его характер

        Консультант – кот Леопольд

        3 группа находит в тексте авторскую оценку

        Консультант - кот Базилио

Пока составляется портрет кота-ворюги 4 группа работает с рисунками, которые все ребята рисовали к разным частям рассказа Ваше задание: выбрать самые интересные на ваш взгляд иллюстрации и расположить их в той последовательности, в которой идет повествование рассказа (Консультант кот-ворюга)

Проверка.

1 группа - рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе

2 группа - обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

3 группа - кот, потерявший всякую совесть, кот -  бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

  1. Рефлексия

Размышление о своем

внутреннем состоянии,

самоанализ.        -В рассказе кота называют то кот-ворюга, то милиционер.

        А наш гость, какое имя предпочитает носить? (милиционер)

-Тогда вам стоит внести изменения в его внешний облик. (коты помогают коту-ворюге причесаться, склеивают ему ухо, вместо отрубленного кота приделывают целый, надевают милицейскую фуражку.)

-В рассказе К. Паустовского кот тоже преобразился. А какие изменения еще произошли с котом? (он перестал воровать и стал помогать людям)

Работа в тетрадях на

печатной основе        Слайд 10

        Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта

        -Как вы понимаете эти слова?

-А какой вывод вы сделали для себя? (любить животных, не бросать их в беде, нести ответственность за них)

Выборочное чтение        Слайд 11

        Подтвердите правильность следующих утверждений отрывком из

        Текста

        Паустовский - писатель-пейзажист

        Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый

  1. Итог урока        -Кто и как помог коту в том, что он изменился? (дети. Они

накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок –         прогнал кур со стола)

        -Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)

-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить  след в вашей душе?

-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)

Послушайте стихотворение

Бездомный кот

Ученица:        Однажды я встретила бездомного кота

        -Как кот ваши дела?

Ученик:        -Ничего, понемножку

Ученица:        -Я слышала, что вы тяжело заболели        

Ученик:        -Болел я.

Ученица:        Так значит лежали в постели?

Ученик:        -Лежал я на улице много недель

        Бездомному некуда ставить постель.

Ученица:        Подумала я: «Странно, что в мире огромном

        Нет места собакам и кошкам бездомным,

        Слышите кот? Пойдемте со мной

        Темнеет, и значит, пора нам домой

        Мы шли с ним по улице гордо и смело

        Я молча, а кот – он тихонечко пел

        Пел о чем? Возможно, о том,

        Что каждому нужен свой

        Собственный дом

        Слайд 13

        Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его         силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!

Домашнее

Задание отрывок наизусть

из 1 и 2 части        Слайд 14

        Спасибо за труд! Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс

Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры        2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...

Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)

Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....