К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Попова Марина Михайловна

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классов

Предлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Изучение произведения К. Г.Паустовского «Кот-ворюга».

Цели  урока:

После урока учащиеся смогут:

1. освоить главную идею произведения

(  добро всегда добром возвращается.)

2.дать оценку поступкам кота.

3.объяснить, что такое олицетворение, контраст (описание внешности кота в начале рассказа и в конце), кукан с окунями, погреб, Прорва, тесовая крыша, лаз.

 Развитие  воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

  1. Проверка домашнего задания

На доске портрет К.Г. Паустовского.

- Вспомните, что вы знаете о Паустовском, и подберите слова или выражения, которые ассоциируются с его именем.

                                               

Москва

1911

Мещера

путешествие по стране

1930

        

Киевская гимназия

 

каждая поездка - книга

журналист


любовь к своей земле

глухие леса, реки, озёра

        

(Вспоминая, дети комментируют некоторые события, даты, названия).

  1. Работа над произведением

А) подготовка к восприятию произведения

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

Как он у вас появился?

Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца?

А теперь послушайте, какая история приключилась с котом в рассказе  К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

          Б) первое восприятие

          Учитель читает произведение.

          В) выявление восприятия

      Что понравилось в рассказе?

     Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения ?

     (жалко кота).

          Г) постановка учебной задачи

         Вам кота стало жалко,  а ведь Паустовский назвал его ворюгой.

         Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?

           Д)  перечитывание и анализ произведения

1) Чтение 1 части

         Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.

( Кот , у которого разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза.)

           О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

Какой вывод из всего сказанного мы можем сделать?

( Он описан как хулиган, боец).  

 Правильно, результат этого отражён  в строках описания внешнего вида кота. Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство.          

Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

         Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

        Чье мнение выражает автор?( Своё)

         Что означает слово вор?( это , тот кто крадёт)

         А ворюга? ( так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

Что использует автор, для описания поступков?    

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.

Что сделал кот напоследок?

Как называет автор его последний поступок? ( отчаянный)

Почему он так называет?( спасения не было)

Как вы думаете, почему кот так ведет себя? Какой образ  кота создаёт автор?(образ наглого бродяги, он ведёт себя так, чтобы выжить)

Правильно, Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.

   Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

        кукан с окунями – бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

        погреб – устроенная и покрытая яма для хранения съестных припасов.

        Прорва – у Паустовского - название реки

Физкультминутка про кота.

 Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.  

2) Чтение второй части

Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении?

( Пейзаж-описание природы)

Правильно, молодцы!

Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

(В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.)

Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть связь между домом и котом?

(дом заброшенный и кот беспризорник)

 Что означает слово заброшенный?( Одинокий)

 Между описанием дома- и главного героя –кота -есть связь.

 Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

Какой литературный приём  использует Паустовский, описывая поведение кота? («выл, как подземный дух»)   

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы т.е на неживое.

Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?.( Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справиться.)_

  Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

Тес – это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, – обтесывают.

тесовая крыша – крыша из тёса  

лаз -  это отверстие, ход, ведущий куда-то.

3) Чтение 3 части

- Что произошло с котом? (попался)

- Кому поручили вытащить кота?( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

-  Есть сходство между Ленькой и котом?(Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее?( Лёнька оказывается сильнее в борьбе)

 Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

- Как Ленька вытаскивал кота? Найдите в тексте и прочитайте

 Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

После того, как кота вытащили, что удалось как следует  сделать героям?

( Рассмотреть кота)

Как выглядел кот? Прочитайте (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

Зачем автор использует описание кота?( чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

  Вспомните, какой он был в 1 части?

   Этот прием называется - контраст.,т.е противопоставление.

Какие слова и выражения использует Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот? (Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя)

-А зачем? Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла. Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует.

Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот?( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту?( Внимания, заботы)

4) Чтение 4 части.

     Что значит прижился?(остался жить)

     Какие изменения произошли с котом?( перестал воровать)

     Какой поступок совершил кот?(благородный и неожиданный)

     Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?                            (Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу)

      Каковы же были действия кота? Прочтите.      

     Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)

      Прочтите, как автор описывает Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     Что помогает понять, что петух – трус?(Во-первых мчался впереди всех , во-вторых не просто бежал, а мчался)

     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость .)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     .Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка». (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка?(Да)            

      Что по этому поводу говорит Рувим?

           

4.Обобщение 

   Что поняли люди?(Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .)

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?( Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота)

 Правильно , Молодцы!

-Читая рассказ, у нас постоянно менялось настроение и отношение к коту.

-Сначала вы негодовали, были возмущены поведением кота.

 Потом появилось желание наказать как – то кота за его поступки.

 Но потом – сочувствие, жалость.

- Написав этот рассказ, Паустовский доносит до нас ,читателей ,важную вещь:

- Добро людей, от которых кот ждал лишь привычных побоев и жестокости, изменили его: ужас сменился настороженностью, а затем – доверчивостью. Кот перестал воровать, он ходил, как хозяин и сторож. И люди тоже поняли, что добро всегда добром возвращается.

Ответили мы с вами на вопрос, который возник  в начале урока?

Так, какой же кот?  ( В начале мы кота представляли бандитом, вором, но оказывается кот очень добрый и милый. Он вел себя так от безысходности, чтобы выжить. Кот был никому не нужен. Но когда его накормили приютили, он ответил добротой.

Главная идея этого произведения- добро всегда добром возвращается.

Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …                                                                          

Я научился …

Я смог …

5.Домашнее задание.

Подготовьте пересказ от лица кота.

Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...