Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю. Драгунский « Главные реки»".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Климова Людмила Александровна

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.yu_._dragunskiy_glavnye_reki.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Цель: создать условия для  знакомства учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слайд 1( Стихотворение)

-Ребята, сегодня  у нас  открытый урок. «Открытый» он называется потому, что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть  нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня так  много гостей. Гости это всегда радость и хорошее настроение.

- Давайте наш урок начнём с пожелания гостям и друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

-Начинаем урок литературного чтения

II. Проверка домашнего задания

Слайд 2(Кадры мультика.)

Показывается фрагмент м/ф «Сказка о потерянном времени», но без звука.

 - Вам нужно будет озвучить кадры.

 - Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?

-Оцените работу своих одноклассников.

СЛАЙД 3 (  Часы, пожар, Некрасов, карта)  

-Ребята, что вы видите.

Рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта ( с изображением  реки)

-Предположите, почему именно эти изображения на доске?

- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

- Тогда вам ещё подсказка – стихотворение:

III. Основная часть урока

  1. СЛАЙД 4 (Речевая разминка)

Речевая разминка ( текст напечатан на карточках и на слайде).

Причина

«Причина»- какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдёшь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

( В. Викторов.)

- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

 - Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

  1. - Расшифруйте фамилию автора произведения, убирая парные буквы в алфавитном порядке. Слайд5 ( Ребус)

– Мы с вами познакомимся  с произведением В.Ю. Драгунского.

- Какие  произведения этого автора  вы знаете?

-Чем они вам понравились?

– Что у них общего?

- Какие они? (о детях, о Денисе Кораблёве)

  1. СЛАЙД 7-21(Биография Драгунского)

– И сегодня мы познакомимся ещё с одной историей, которая вам тоже чем-то поможет.

- Что вы ждёте от сегодняшнего произведения?

- Сделайте свои предположения по иллюстрации, о чем будет эта история?

СЛАЙД 22(Иллюстрация и название)

- Уточним свои предположения по заглавию.

  1. СЛАЙД 23. (Словарная работа .)

- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы:

Прыть – быстрота, подвижность

Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище

Ловко- проворно, юрко, вёртко

Сноровисто- удобно

Примчаться- прибежать, приехать

Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный

Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно

Продекламировать - прочитать

Влепить - поставить, ударить

  1. Первичное чтение.

Чтение подготовленными детьми (Новиков Д, Капылов И.) до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети слушают аудиозапись.

-Совпали ли ваши предположения о содержании?

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас?

-Что вы испытывали в тот момент?

Слайд 24 Физкультминутка.

  1. В паре придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.

- Сколько лет было Дениске?

- Чем занимался Дениска весь день?

- Кем он хотел стать? (лётчиком)

- Почему проспал Дениска?

- Как относился к школе?

- Как автор показал это? ( использовал глаголы, много слов с синонимом «быстро»)

- Произведения, каких авторов прозвучали?

- Стихотворение Пушкина нам показано, а вот отрывок их стихотворения  Некрасова ?

-Кто может прочитать наизусть этот отрывок?

  1. Стихи (Калмыков Александр.)

Мужичок с ноготок ( из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г. Однажды, в студёную зимнюю пору…

Я из лесу вышел,

Был – сильный мороз,

Гляжу, - поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз

И, шествуя важно, походкою чинной,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном

В больших рукавицах

А сам - с ноготок…

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

СЛАЙД 25

 Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол - лета читал) , хочет быть взрослым, общительный, любознательный, весёлый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных.

– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)

  1. Работа с текстом
  • Стр 19– Давайте вернёмся к произведению и найдём  отрывок,  подходящий к иллюстрации. Найдите и прочитайте.

Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?

Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.

- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?

- Обратимся к тексту произведения ещё раз.

- СЛАЙД 26   - К какому жанр относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)

- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)

- А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор?

- Вернёмся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

 - В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили

( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

- Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Начало и конец произведения)

Слайд 27-28 Кроссворд

Оцените свою работу.

IV. Подведение итогов

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали?

- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

- Что мы узнали о Викторе Драгунском?

- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)

- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ).

- О ком его рассказы? ( ОДЕТЯХ)

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?

О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала ещё?

 Какое задание вы могли бы предложить домой?

 Домашнее задание: СЛАЙД 28

-Драгунский  часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости", а каждое его послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»

- Попробуйте и вы  написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно.

РЕФЛЕКСИЯ ( Слайд) 30-31.

Цель: оценить содержание этапов урока

Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребёнком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"

Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"

Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...

Конспект урока литературного чтения "Рубрика "Поговорим о самом главном": беседа на нравственную тему А. Платонов "Цветок на земле""

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование п...