Исследовательская работа "А вы любите театр?"
проект по чтению (3 класс)

Борисова Алена Андреевна

Подготовили материал ученицы  МБОУ "СОШ №4" Игнатьева Карина, Редрова Виктория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа338.59 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

 

«А вы любите театр?»

Номинация

«Моя малая родина» (история, краеведение, мировая художественная культура)

Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов)

Редрова Виктория Евгеньевна

Игнатьева Карина Ивановна

Фото автора (коллектива авторов) размером

5х4 см

C:\Users\user\Desktop\фото исслед\WP_20170414_12_58_30_Pro.jpg

Территория, населенный пункт

Красноярский край

г. Назарово

Наименование образовательного учреждения

МБОУ «СОШ №4»

Класс

Место выполнения работы

МБОУ «СОШ №4»

Руководитель

Борисова Алена Андреевна

e-mail, контактный телефон

garmatina.alena@mail.ru, 89831683606

Введение

Пальчиковый театр

Продуктом нашей последней работы стала пальчиковая кукла. Было много планов продолжить работу. И одну задумку мы решили воплотить в реальность. В нашей школе частыми гостями являются ребята посещающие детский сад.

Было принято решение создать пальчиковый кукольный театр.

Проанализировав работу, у нас возникло много вопросов:

  • Что такое театр?
  • Когда и где появилась первый театр?
  •  Какие театры были раньше, и какими театрами могут удивить нас в наше время?
  • Участники театра?

Проблема исследования: Интересны ли современным детям постановки кукольного театра?

Основная гипотеза исследования:

Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы  перевоплощаются в тот или иной образ.

Актуальность исследования: заключается в том, что в современном мире большее предпочтение отдается телевидению, компьютеру, все меньше остается времени на общение друг с другом.

Предмет исследования - пальчиковый театр и профессия актёра – кукловода.

Объектом   является – театр.

Цель исследования: Мы  решили  проследить «жизнь» театра в разные исторические времена, приобщить детей к театральному искусству путем создания театра кукол  своими руками и организация театральной постановки.

Задачи исследования:

  • расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
  • способствовать развитию умений шитья при изготовлении  кукол, сделать ширму и декорации для спектакля;
  • совершенствовать речь путем активизации словаря, совершенствования звуковой культуры речи, улучшения грамматического строя речи, развития диалогической речи, формировать навыки театральной речи; 
  • развивать творческие способности;
  • показать театральную постановку;

      Практическая значимость работы: 

   Мы узнали много интересного о кукольном театре и можем этой информацией поделиться с друзьями, родственниками, а также создать свой домашний театр. Это может стать ещё одним нашим новым увлечением.

Были использованы следующие методы:

 - беседа;

 - рассказ;

 - наблюдение;

 - изучение энциклопедической и другой литературы;

 - поиск информации в интернете;

 - творческая деятельность (игровое творчество, песенное), упражнения по дикции;

 - репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

 Перспективы развития проекта:

Перспективой проекта является дальнейшая работа над созданием новых кукол, сочинением сказок и их постановкой перед различной аудиторией.

Основная часть

История происхождения театра.

Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой. 

Типы театра.

Драматический театр, театр комедии, театр оперы и балета, кукольный театр.

Нас интересует кукольный театр.

Из истории кукольного театра.

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Ритуально-обрядовая – самая древняя форма кукольного театра. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма.

В средние века появились куклы-марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается с помощью нитей. Кукольное искусство появилось сначала в Древнем Египте, а затем распространилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в XVI веке. Кукольники вели бродячий образ жизни.

     Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.

Типы театров кукол

На сегодняшний день существует три наиболее распространенных вида театров кукол:

театр верховых кукол, которыми кукловод управляет снизу (перчаточные, тростевые, куклы на гапитах);

театр низовых кукол, более известных как куклы-марионетки;

театр срединных кукол, управляя которыми, кукловод находится на одном уровне с куклой.

Виды театральных кукол

Кукол огромное множество самых разнообразных

  • Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
  • Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
  • Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
  • Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  • Пятачковая кукла
  • Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
  • Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
  • Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  • Ростовая кукла

Подробнее остановимся на некоторых видах:

  • ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ: ПЕРЧАТОЧНАЯ управляется кистью кукловода.
  • ТРОСТЕВАЯ  управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей.
  •  ПАЛЬЧИКОВАЯ  управляется пальцами кукловода
  • МАРИОНЕТКИ: лёгкая тростниковая кукла, управляется с помощью нитей, закреплённых на специальном «коромысле». Сценическая площадка называется платформой, находится на уровне глаз зрителя.
  • ТЕНЕВЫЕ  КУКЛЫ: плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол. Например, Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
  • КУКЛЫ ВЕЛИКАНЫ: используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. Непосредственные участники праздника масленицы – волк, коза, журавль.
  • КУКЛЫ-АВТОМАТЫ: это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях «Три толстяка»  Ю.Олеша (кукла наследника Тутти) или «Соловей»  Г.-Х.Андерсена. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

История театра кукол в России.

      Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.

     В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.

     Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом).

21 марта — Международный день театра кукол 

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года.

Практическая часть

Выбор сказки для постановки.

В процессе работы над проектом мы узнали много о театре кукол. Вот наконец-то приступим к самому интересному – созданию собственного театра кукол. Мы выбрали пальчиковых кукол.  Для начала надо было решить, какую сказку мы будем ставить в нашем театре. Выбрать было нелегко, так как сказок очень много, а мы только начинающие артисты.  У нас были готовы несколько пальчиковых кукол. Решено было взять сказку «Колобок» в стихах.

         Распределение ролей.

Всем хотелось попробовать себя в роли актёра-кукловода, но роли достались не всем. Мы договорились, что это будет не одна постановка и все по очереди поучаствуют в разных  спектаклях.

        Изготовление кукол, декораций.

Теперь наступил немаловажный момент изготовления кукол (недостающих персонажей) и декораций для сказки. Здесь всем пришлось проявить много терпения, трудолюбия и научиться работать сообща. Наших помощников-одноклассников мы научили делать пальчиковых кукол из фетра.

Декорации создавали совместно, учитывались пожелания и советы каждого участника.

                 Репетиционная работа

Итак, роли распределены, персонажи готовы, слова выучили, можно начать репетировать. Процесс репетиций также сложен и труден. Обидно, если кто-то подводит и забывает свои слова сказать вовремя и приходится репетировать ещё раз. Здесь важно дружно работать всем и тогда получается замечательный спектакль.

                Выступление перед зрителями.

Наконец-то наступил долгожданный день выступления перед зрителями – это был очень волнующий и ответственный момент. Нашими первыми зрителями стали ученики 1 «а» класса, большинство ребят впервые увидели пальчиковых кукол, им было интересно наблюдать за ними, хотя герои, казалось, были всем знакомы.

Второе выступление было в старшей группе детсада, эти малыши на следующий год пойдут в 1 класс.

После выступлений перед зрителями было приятно услышать аплодисменты и похвалу от учителей в свой адрес, но с чувством радости было и чувство усталости, стало понятно, что не так уж легко быть артистом.

Вывод:

Соприкоснувшись вплотную с театром, понимаешь, чтобы спектакль выглядел как нечто интересное, прекрасное, волшебное, чтобы представление понравилось зрителям, надо приложить для этого немало  усилий.

Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале исследовательской деятельности – достигнута.  

   Но мы думаем продолжить заниматься театральной деятельностью и попробуем сделать новых кукол для другого спектакля, где наши одноклассники, которые в этот раз не приняли участия в спектакле, также попробуют свои силы.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"

На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....

Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,...

«Любить природу - значит любить Родину».

Открытый  урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м  классе....

Любить народную культуру – значит любить Родину.

Статья о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения через совместную деятельность школы и музея....

Первый урок. Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите.

Конспект первого урока 2017/2018 учебного года в 1 классе...