«Любить природу - значит любить Родину».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Открытый  урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubit_prirodu_znachit_lyubit_rodinu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская  средняя  общеобразовательная  школа»

Открытый  урок – проект по литературному чтению

  на районном семинаре учителей начальных классов.

во 2-м  классе

«Любить природу - значит любить  Родину».

Учитель начальных классов:

Кузьминская  Нина  Николаевна

                                       

                                             5 декабря 2013 г

Цели урока:

- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;

- развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;

Задачи:

- расширение познавательных интересов, развитие фантазии;

- воспитание любви к Родине, родной природе;

- развитие коммуникативности, умения работать в парах;

- создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке;

Проектные цели:

- развивать умение строить монологическую речь;

- умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

- умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

- формирование УУД:

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- уметь давать характеристику выполненной  деятельности;

научиться   читать осознанно.  

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.) Приложение №1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова. Приложение №2.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-3.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1. Организационный момент

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает …(отгадайте загадку) снежок.

Загадка про снежинку.

Как песчинки малые

Землю прикрывают,

Все без крыльев рождены,

Но легко летают. (Снежинки)

2. Актуализация знаний.

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая…

-   Давайте посмотрим, какие бывают снежинки.

(Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки - слайд 2)

Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году (128 лет) американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Он фотографировал снежинки почти 50 лет.

И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». Он очень хотел , чтобы эти  снежинки – это чудесное воплощение красоты, увидели  и не оценили  другие, потому что . каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд 3).

- Окружающая нас красота спасает мир. Красота учит нас быть чуткими, внимательными, отзывчивыми по отношению друг к другу. Красота делает наше сердце добрее. Произнесите медленно слово КРАСОТА. Какие звуковые ассоциации возникают? (:  Родина, природа, тепло, счастье, веселье,  любовь, жизнь,  праздник,  радость,  смех,  улыбка,  мама,  семья)

.

Да красота -  все , что есть хорошее в жизни,  Сейчас об одном   хорошем поступке нам расскажут  наши     юные   исследователи.

( Девочки по ролям ведут рассказ  в форме беседы.)-

Как Снежинка пожалела Землю?

1Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.

2Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане. 1Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.

2 Под такой периной растениям тепло (слайд 4).

1  Почему же снег скрипит?

2 Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.

1Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки.

2 Но миллиарды раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип (слайд 5).

3. Самоопределение темы урока.

- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка  русской зимы?

 Каким    временем  года  мы будем восхищаться   на уроке? (  зимой).

- Чему мы будем  выражать свою любовь  на уроке?  - ( родной природе. Родине  )

Что будем учиться видеть в природе? (видеть красоту в простом и учиться ценить красоту

 Какими мы будем на уроке?  -    (быть поэтами, - быть заинтересованными- быть наблюдательными).

Вывод: Сегодня на уроке и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе, к  нашей Родине      через создание проекта на тему:

 «Россия-Матушка, лелеет,

 В просторах  Зиму  не спеша.

- Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам  в создании этой газеты.                       

-Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой, как наши снежинки.

- Красота зимнего пейзажа всегда вызывала восхищение у русского человека.       Для убедительности я вам предлагаю посмотреть

4 « Зимнюю сказку.» ». (слайд 1

Показ слайдов  сопровождается чтением учителя  произведения Г. Скребицкого «Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка.»

«Побелели поля и пригорки. (2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.(9-й слайд)

    Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)

Зима – это обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка,(14-й слайд) забавы детей(15-й,16-й,17-й слайды) и даже взрослых.(18-й,19-й слайды) Приложение №1

-Вам понравилась «Зимняя сказка»?

5   Физминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Создание продукта проектной деятельности

6 . Основная часть урока.

Задание №1

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и  конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и картинку с соответствующую вашему заголовку, приклейте заготовки   на вашу страницу.

Варианты названия странички:

1. Гостья- зима.                                 2. Волшебница- зима.

3. Матушка – зима .                          4. Чародейка-зима.

С какими стихотворениями ассоциируются ваши   названия.

Здравствуй, гостья-зима!      

 Просим милости к нам

 Песни севера петь

 По лесам и степям. Иван Никитин.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,. А Пушкин.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.А Пушкин.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. Ф.Тютчев

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

(Мы взяли название 1. Гостья- зима.  из стих. Ивана  Никитина… и зачитывают отрывки из  стих. ,записанных выше.)

7     Задание №2

1. Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму.

2. Какие ассоциации у вас вызывает это время года?

3.  Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки.

4.  Подумайте и  выберите их на заготовке и приклейте заготовку на страницу, по вашему усмотрению.

(Ребята берут нужную  заготовку с ассоциациями , которая подходит к теме  и  наклеивают ее на страницу).

 Образцы ассоциаций.

1   снег  холод  снеговик  мороз  санки  снегирь    снежинки

2 весна  лето  осень    тоска    рак  каникулы  урожай  

1  стужа  новый год  лёд    ёлка  сосулька  белый цвет  прорубь  вьюга  

2 дрова  серый цвет    колготки  сказка    ночь  старуха  скука  

1 сугроб  снежки    зимушка  лыжи  валенки  холода  комок

2  песня крестьянин  весна  осень    раки  сноуборд  авитаминоз  колготки  

1  синица  горки  январь    декабрь  дрожь    сказка  зимовка  

2   урожай  помпончики  дрова  колготки  ночь старуха  скука  

8.   Минутка патриотического воспитания.

-Зима в нашей  стране  долгая, но это не мешает  нам ее крепко любить. Ребята  вы подготовили сочинения о Родине. Сейчас каждая команда договориться друг с другом о том, кто прочитает свое сочинение(выходят по одному человеку от команды)  - сочинения  о Родине

 

Темы сочинения.

1. Наша Родина – Россия.   2. Что такое Родина?   а) С чего начинается любовь к Родине? б) Что значит любить Родину?   в) Охрана природы – забота каждого.

 3. Любовь к Родине начинается с любви к людям.

Место, где человек родился, где он живет, учится, работает., ходит в детский сад. -это малая родина. Наша с вами малая родина –  деревня Савинская. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем?

Вслушайтесь в это слово- Россия, Русь. Мы слышим, когда произносим это слово (роса, рослый, русый, русло, русский).

-Как вы думаете, наша страна большая или маленькая?

Да, она самая большая  в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни. А омывают Россию моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину-это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле.

   

Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить:

 У ней  особенная стать —

 В Россию можно только верить.

И в каждое время года она удивительно красива.  

9.      Задание №3.

-  Следующее задание называется – «Снежная палитра».

- откройте конверт под №  3

Выберите понравившиеся  вам  приметы зимы. Расположите  их на   палитре  и приклейте на  лист.

Ученик:                                          

          1. Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

          2. Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

               Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?        

          3. На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

          4. Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Проверка работ

10.        Задание №4.

Красота русской зимы воспета многими поэтам нашей   могучей Родины.. Откроем конверт №4. Но вот беда, что произошло с нашим стихотворением? Оно рассыпалось. Ваша задача собрать стихотворение и приклеить его на свою страничку.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

 (А. С. Пушкин.

Из романа «Евгений Онегин._  )

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

 На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

 Плетется рысью как-нибудь;

 Бразды пушистые взрывая,

 Летит кибитка удалая;

 Ямщик сидит на облучке

 В тулупе, в красном кушаке.

 

Вот бегает дворовый мальчик,

 В салазки жучку посадив,

 Себя в коня преобразив;

 Шалун уж отморозил пальчик:

 Ему и больно и смешно,

 А мать грозит ему в окно.

(А. С. Пушкин.

Из романа «Евгений Онегин._  )

11.   Каждый маленький гражданин России учиться с детства понять « Что же такое   Родина?». Давайте послушаем ребят.

Сценарий.

1.   Великую землю, любимую землю,

      Где мы родились и живем,

      Мы Родиной светлой,

      Мы Родиной нашей зовем.

Ученики:

 2.  «Что такое Родина?»

      Маму я спросила.

      Улыбнулась мама,

      Повела рукой:

 

3.  «Это наша Родина,

    Милая Россия.

    Нет другой на свете

     Родины такой!

4.  Что такое Родина,

     Все ребята знают:

     Это мир прекрасный,

     Добрый и большой

5.  Самая любимая

     Ты, страна родная,

     Нет  другой  на свете

     Родины такой!

6.  В сердце ты у каждого,

     Родина- Россия!

     Белые березки,

     Колос налитой.

7.  Нет тебя привольней,

     Нет тебя красивей,

     Нет другой на свете

     Родины такой!

12.  . Физминутка.  

Игра в снежки.

 Наблюдая за явлениями природы зимой, народ определял по ним, какими будут зима, весна, осень и лето. Народ слагал о зиме   загадки.

Давайте поиграем в снежки. Я вам загадку и снежок, а вы мне отгадку и снежок обратно.

Загадки о зиме.

 И не снег, и не лёд,

 А серебром деревья уберёт. (Иней)

Прозрачен, как стекло,

 А не вставишь в окно. (Лед)

Как по небу с севера

 Плыла лебедь серая.

 Плыла лебедь сытая,

 Вниз кидала-сыпала

 На поля, озёрушки

 Белый пух да перышки. (Снежная туча)

Всё укроет одеялом,

 Всё разгладит, приберёт,

 А потом земле усталой

 Колыбельную споёт. (Зима)        

        

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Бел, да не сахар.

 Ног нет, а идёт.

 На всех садится,

 Никого не боится (Снег)

С неба звездой,

 На ладошку водой. (Снежинка)

13    Задание №5.

А также пословицы. Откройте конверт №5 и наклейте на свои странички пословицы, подходящие по вашей теме.

Зимние пословицы

В зимний холод всякий молод.

 Сугроб да вьюга — два друга.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять невелит.

Зима — не лето, в шубу одета

Зимой солнце сквозь слезы смеется.

В зимней шубке и морозы — шутка.

Зима лодыря морозит..

14    Задание №6

Зимняя природа побуждает людей творить. Изображать природу можно по-разному: художник использует краски, композитор – звуки, а поэт – слово.

Вот и  наша зимняя страничка тоже не может обойтись без зимнего рисунка. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и немного порисовать, оформить работу до конца. Трудиться вы будете под музыку, которая называется «Сказочная мелодия леса». В ней передаются восторженные чувства людей, их радость, восторг, восхищение зимней природой.

 Ребята разрисовывают заготовки и украшают свои работы.

15.   Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком — спи крепко, смотри сладкие сны.

-  А кому хуже всех приходиться зимой ?(птицам) У них к  вам есть претензии. Давайте их послушаем.

                                Сценка:»Птицы.»

К доске выходят шесть человек в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку.

Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблаго­дарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, приве­редничают и капризничают.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

     У. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как види­те, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Я вам раздам таблички, чтобы вы знали, какие птицы что любят. А вы вместе с родителями их прочитаете и будете грамотно кормить птиц. А птицы скажут вам… (хором) спасибо!

16.    Задание №7.

Следующий этап нашей работы заключается в том, что вы будете защищать свои проекты по следующему плану (слайд 9).

Презентация продукта.

Представление (защита) работ по плану

План:

1.  Представиться. (Авторы работы).

2.  Наш проект называется   «Гостья- зима».  Мы выбрали эту тему потому, что зима приходит к нам в гости на несколько месяцев.

3.   К нашей теме  мы подобрали ассоциации:  снег  холод  снеговик  мороз  санки  снегирь    снежинки.

4.   На  снежную палитру мы разместили такие   приметы  зимы:

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

5. А стихотворение мы  собрали  А. С. Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

6.  Нам понравилась пословица  «В зимний холод всякий молод».

7. - В рисунке мы отразили свое настроение и любовь к родной природе.  

-В рисунке мы  отразили  зимние забавы детей.

-В рисунке мы отразили заботу  человека о  животных  зимой.

-В рисунке мы отразили заботу  человека о  птицах   зимой.

17 . С напутственным  словом  к вам, ребята, обращается ваш товарищ ( выходит ученик и читает стих-ие:

 Берегите Россию!  (Е. Синицын) 

Берегите Россию — нет России другой.

 Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце, этот хлеб на столе

 И родное оконце в позабытом селе...

 Берегите Россию, без неё нам не жить.

 Берегите её, чтобы вечно ей быть

 Нашей правдой и силой,

 Всею нашей судьбой.

 Берегите Россию — нет России другой!

18 Песня « У моей России длинные косички.» " Г.Струве

19  Рефлексия.

Что мы сегодня делали на уроке?

Мы сегодня слушали?  (Да)

Мы учились видеть красоту в природе? (Да)

Мы говорили?  (Да)

Мы  учились любить и беречь нашу  родину? (Да)

 Мы занимались творчеством ?  (Да)

 Со всеми заданиями справились? (Да).

 Что понравилось на уроке?

 Кому было легко и понятно  на уроке, покажите красный кружочек- солнышко , кто испытывал    затруднения – покажите синий кружочек - тучку.

.

20.  Итог урока. - Подошёл к концу наш урок.

 -Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш кабинет на Новогодний праздник.

Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охранять природу - значит охранять Родину.

Внеклассное  мероприятие,  посвященное  охране  природы....

Охранять природу - значит охранять родину.

    В  данной  работе  рассказывается  в  стихотворной  форме  о  необходимости  охранять  лесные  насаждения  и  тех ...

Охранять природу-значит охранять Родину!

Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...

Внеклассное мероприятие "Любить родину -значит знать её"

внеклассное мероприятие можно проводить как во внеурочное время, так и как классное мероприятие. Данная работа предназначена для детей 6-10 лет, по проверке знаний о своёй крае, родном городе Ко...

Охранять природу - значит беречь свою Родину.

Материалы для проведения урока во вторых классах общеобразовательной школы....

Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"

Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....

Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»

Урок по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...