Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
статья по теме

Крикун Елена Геннадьевна

 

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,  конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчески работающий учитель – творчески работающий ученик.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска.

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей.  Способности развивают главным образом в условиях  ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте  - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

          С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,  конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.  

         В трудовой деятельности развиваются все  стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.

         Я считаю, что важным средством приобщения учащихся  к творчеству, развития их способностей  является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.  Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным.

         Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать,  находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов. Сформировать и развивать эти умения – вот моя главная задача.

          Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие.

          Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

          В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое  творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;  на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Путь развития творческих способностей я выбираю  индивидуально для каждого класса,  варьирую способы  развития  творческих способностей, комбинирую.  

Готовясь к каждому уроку, я  должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

МЕТОДЫ  ПРОЕКТОВ:

Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта  труда).

 Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

           Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность.

          Используемые приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок  проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает  атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией.

          Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я  и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчески работающий учитель –творчески работающий ученик МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов учитель начальных классов Крикун Елена Геннадьевна

Слайд 2

Аппликация из пластилина Аппликация –мозаика Аппликация из ниток Аппликация из ткани Аппликация из природного материала (флористика) Торцевание Квиллинг Оригами (кусудама, модульные поделки) Применяемые технологии на уроках труда:

Слайд 3

Аппликация из пластилина Используемые материалы: Картон Пластилин

Слайд 4

Аппликация-мозаика Используемые материалы: Картон Цветная бумага Клей

Слайд 5

Аппликация из ниток Используемые материалы: Картон Нитки Клей ПВА

Слайд 6

Аппликация из ткани Используемые материалы: Картон Ткань Клей ПВА

Слайд 7

Аппликация из природного материала (флористика) Используемые материалы : Картон Засушенные растения Клей ПВА

Слайд 8

Торцевание – это аппликация, выполненная особым способом. Что мне очень нравится в этой технике, так это то, что она придает поделкам объем, смотрится потрясающе и выглядит довольно сложно. Но, поверьте, что сложность это кажущаяся. Аппликацию методом торцевания прекрасно могут выполнять и дети (причем совершенно самостоятельно). Используемые материалы: Картон Разноцветные салфетки, гофрированная бумага Клей ПВА Пластилин

Слайд 9

Квиллинг , бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Используемые материалы: Картон Тонкие бумажные полоски (2мм, 3мм, 4мм, 5мм) Клей ПВА

Слайд 10

Оригами, модульное оригами, кусудама — древнее японское искусство складывания из бумаги. Используемые материалы : Цветная бумага Белая бумага

Слайд 11

Город мастеров

Слайд 12

Групповой проект «Деревенька»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

Разработка планирования работы творческой группы учителей, работающих по программе "Школа 2100"

В разработке представлен план работы учителей, которые осваивают программу "Школа 2100". В состав группы входили учителя начального и среднего звена....

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-КОМПЬЮТЕР»

Эффектиное использование ИКТ на уроке...

Улусная творческая лаборатория учителей, работающих по УМК Планета Знаний

Отчет работы улусной твворческой лаборатории учителей, работающих по УМК Планета Знаний....

«Планирование работы творческого объединения учителей работающих по УМК «ПНШ».

«Планирование работы творческого объединения учителей работающих по УМК «ПНШ»....

Выступление на заседании творческой группы учителей первых классов, работающих по специальным стандартам для детей с ОВЗ. Тема: Психологические упражнения на снятие «зажимов» на уроке для учащихся с ОВЗ.

В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.       Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренни...

Доклад на тему "Творческий учитель - творческий ученик"

Доклад для педагогического совета на тему "Творческий учитель - творческий ученик"...