Выступление на заседании творческой группы учителей первых классов, работающих по специальным стандартам для детей с ОВЗ. Тема: Психологические упражнения на снятие «зажимов» на уроке для учащихся с ОВЗ.
учебно-методический материал на тему

Лободина Светлана Викторовна

В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.

      Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие из них вспоминают школу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут назвать учителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-zazhim.docx39.75 КБ
Файл zazhim.pptx624.68 КБ
Файл buklet.docx442.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Шатурского муниципального района Московской области

( МБОУ « Школа - интернат для детей с ОВЗ»).

                                                                                                 

Выступление на заседании творческой группы учителей первых классов,

работающих по специальным стандартам

для детей с ОВЗ.

Тема:

Психологические упражнения   на снятие «зажимов»

на уроке

для учащихся с ОВЗ.

 Подготовил учитель начальных классов Лободина С.В..

г. Шатура, 2016 г.

Психологические упражнения на снятие «зажимов» на уроках

для учащихся с ОВЗ.

В жизни – смущение, в детстве зажим. Есть мускульный зажим, а есть психологический.

      Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие из них вспоминают школу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут назвать учителем. Большинство из них растет без отца и не могут его уважать. Многие голодны, не высыпаются из-за скандалов в семье.  Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами..

Начинать следует с мускульных зажимов. Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия. Освобождение от мышечных (телесных зажимов) согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, являются одним из косвенных путей к освобождению от психологических зажимов.  Подобные упражнения по нашему мнению являются  разогревающими и должны даваться в начале каждого занятия. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техники, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмоций и  т.д.тщательно отобраны и проверены практикой. Их можно делать самостоятельно. Причем эффект от этих упражнений не ограничивается только снятием стресса. Их выполнение поможет лучше узнать самого себя, научит концентрироваться и даже развивать свои творческие способности. А как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности.

Упражнения на снятие «зажимов»-

Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями, кулаками);
  • самомассаж головы;
  • самомассаж ушных раковин;
  • самомассаж стоп;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев).

Данные упражнения не только направлены на повышение функционального уровня систем организма и потенциального энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

 

«ЗАРЯД БОДРОСТИ»

Надо сказать ребёнку: «Сядь свободно. Вытяни вперёд руки и приготовь два пальчика: большой и указательным. Возьми ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка, Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» -10 раз в одну сторону и 10 раз - в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами; «Я дышу, дышу!» -плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это   упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».

Аутогенная тренировка.


Заниматься АТ можно 1-3 раза в день по 10-20 мин(время подбирается индивидуально). Лучше проводить аутогенную тренировку перед подъемом — утром, днем -в обеденный перерыв и вечером — перед уходом ко сну. Если кому-то трудно запомнить формулы самовнушения, то на первых порах можно использовать магнитофон, на который эти формулы зачитываются спокойным, неторопливым голосом.

 Для тренировки можно использовать одно из следующих положений:.  Сидя на стуле, позвоночник слегка согнут так, что плечи свисают вперед, голова опущена, руки расслабленно лежат на бедрах, кисти свешены внутрь, ноги удобно расставлены — это так называемая поза кучера, в которой можно сидеть длительное время не на прягаясь.

В начале занятий используют формулы самовнушения (слова, произносимые в

отдельных дыхательных циклах, отделены друг от друга двумя косыми чертами), приведенные ниже.

«Я (на вдохе) — отдыхаю (на выдохе)».

«Я (на вдохе) — спокоен (на выдохе)».

«Я (на вдохе) — расслабляюсь (на выдохе) // и (на вдохе) — успокаиваюсь (на

выдохе)».

После достижения первичного расслабления всего тела начинают расслаблять

отдельные его части: руки, ноги, лицо и т. д.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ-(МУЗЫКА)Внимание... Наступает «Волшебный сон»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...(2 раза)

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко...ровно...глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают... засыпают...(2раза)

Шея  не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...(2раза)

Дышится легко...ровно...глубоко...

Напяженье улетело...

И расслаблено все тело...(2 раза)

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко...ровно...глубоко...

Губы теплые и вялые,

Но нисколько не усталые...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...(2раза)

Нам понятно, что такое...

Состояние покоя...(2раза)

Долгая пауза( до конца медленной музыки) Когда человек достаточно расслабится и погрузится в дремотное состояние (его еще

называют аутогенным), то можно перейти к активной фазе аутотренинга — формулам самовнушения. Дело в том, что в обычном бодрствующем состоянии внушаемость человека низкая, а в аутогенном состоянии — высокая. Поэтому после достижения расслабления вы можете легко внедрить в свое подсознание нужные программы, которые плохо усваивались в обычном состоянии.

Начинает звучать бодрая, веселая музыка.  Ведущий обращается к детям:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали...

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!    

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

Скажите ребёнку: «Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу., на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Дыхательные техники

-Дыхание — уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.

Во-первых — это второй по жизненной важности процесс нашего организма (после работы сердца). Без еды человек может прожить месяц, без воды — неделю, без дыхания —две-три минуты.

Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от работы желудка, печени или почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.

В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

В-четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на настроение человека .

Вспомним, как дышит печальный человек? Он делает глубокий вдох и протяжный выдох (так называемый «вздох»), А как дышит спортсмен перед боем? Он делает короткий, энергичный выдох.

Таким образом, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять в нужную сторону свое настроение. Эти факты объясняют, почему во всех восточных духовных и телесных практиках (начиная от йоги до карате) дыхательные упражнения обязательно входят в базовые навыки и начинающих учеников и опытных мастеров.

В настоящее время дыхательные упражнения широко применяются в различных комплексах упражнений, направленных на уменьшение уровня стресса.

Одним из наиболее простых способов использования антистрессорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Можно сконцентрироваться на движении грудной клетки, ритмически поднимающейся и опускающейся в такт дыханию, на тихом шелесте входящего и выходящего из легких воздуха, но проще всего концентрироваться на потоках воздуха, проходящих через легкие. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Медитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источника стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания.  

-Упражнение “Мыльные пузыри”

- Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

 

Упражнения саморегуляции.

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все эти признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой - то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались, Как помочь ребёнку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

УПРАЖНЕНИЕ -«ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ» 

Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, забеспокоился, хочется кого -то стукнуть, что - то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти, сильно прижми руки к груди -это поза выдержанного человека»

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).  
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,  
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть). 

 «СПАСИ ПТЕНЦА» Беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнулся ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!»

Подобные техники и методы помогут учащемуся наиболее сконцентрироваться и постараться контролировать процесс. В заключение, хочется процитировать физиолога Ганса Селье: «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». СЛАЙД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В жизни – смущение, в детстве зажим.

Слайд 8

САМОРЕГУЛЯЦИЯ.



Предварительный просмотр:

5730-3

                                                                                                                                                                                      8mtOK8uhlHM

8mtOK8uhlHM

8mtOK8uhlHM

                Ганс Селье: «Имеет значение не то, что с Вами случается,

                                    а то, как Вы это воспринимаете».

                               Буклет подготовила педагог-психолог

                    МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»  г. Шатура.

                                                    Лободина С.В.

                                                           2016 г.

 

slide_10016-016-Dykhatelnaja-gimnastika

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов и воспитателей ДВ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ »(из опыта работы)         За последнее время в обществе произошли изменения в пре...

Тема работы творческой группы учителей начальных классов МАОУ СОШ№2 «1 ученик - 1компьютер».

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного ...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Протоколы заседаний творческой лаборатории учителей начальных классов

Протоколызаседания творческой лабораторииучителей МБОУ «Излучинская ОНШ»по теме «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в МБОУ «Излучинская ОНШ&raq...

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ВоркутыРеализация системно-деятельностного  подхода в учебной деятельности....