Исследовательская работа
материал

Бадмацыренова Баирма Дугаржаповна

Рекомендовано учителям начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», «Юниор»

Тема: «Исследование близнецов 5 класса Сахюртинской средней общеобразовательной школы»

Раздел 3 «Социально-гуманитарные науки и искусство»

Выполнила: Ширапова Сарюна Сергеевна, 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

село  Сахюрта, Агинский район, Забайкальский край

Руководитель: Бадмацыренова Баирма Дугаржаповна,

учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Телефон: 89242951424,

Электронная почта: bairma.bad72@mail.ru

2019 год

Оглавление

1.  Введение…………………………………………………………….стр.3                                                                                   2. Основная часть ……………………………………  ………………стр.6

            Глава  I.  ………………...…....стр.6

            Глава II. Практическая часть………………………..……………….стр.7

           3. Заключение………………………………………………стр.14
          4. Литература…………………………………………………………стр.15

           5. Приложения ……………………………………………………стр. 16

Введение

Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением, вызывавшим удивление и любопытство.

Близнецы часто предстают как две половинки одного целого, имея связь более глубокую, чем у обычных братьев и сестер. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?

Мы с сестрой учимся в 5 классе, и в нашем классе учатся еще одна пара близнецов, но некоторые одноклассники, учителя не могут отличить нас друг от друга и считают, что если мы похожи внешне, то и по характеру мы совершенно одинаковые. Но так ли это на самом деле?  

Актуальность исследования состоит в том, что близнецы похожи только внешне, но они разные по своим психологическим особенностям.

Цель исследования: выявить личностные особенности близнецов. Близнецы не такие одинаковые, как всем кажется.       

Задачи:

  • изучить литературу по теме близнецов;
  • сравнить антропометрические и личные данные близнецов;
  • провести исследование по изучению особенностей близнецов;
  • сравнить  близнецовые пары, обобщить и сделать выводы.

 Объект исследования: близнецовые пары Шираповы Сарюна и Аюна, Ивановы Должид и Дыжид, учащиеся 5 класса  Сахюртинской средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: антропометрические и личностные данные близнецов.        

            Гипотеза исследования: предположим, что несмотря на то, что мы очень похожи, воспитываемся и обучаемся одинаково, мы две разные личности. 

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, анализ, обобщение.

Основная часть

ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1. Кто такие близнецы?

         В энциклопедическом словаре выясняем, что  «Близнецы» — это два и более потомка, рожденные почти  одновременно,  у человека и тех млекопитающих животных, которые обычно рождают одного детеныша. Близнецы бывают однояйцевые (идентичные, из одного оплодотворенного яйца) и двуяйцовые (неидентичные, из двух и более оплодотворенных яиц). Близнецы могут быть близнецами и двойняшками. Близнецы всегда одного пола, у них одинаковый цвет волос, глаз, форма носа и т.д. Двойняшки могут быть не похожи друг на друга и могут быть разного пола. Повышенная вероятность появления на свет малышей одновременно имеется в семьях, в которых фиксировались подобные случаи по материнской линии. Так, если у женщины мама или бабушка рожала двойню, у нее появляются увеличенные шансы на то, чтобы родить близнецов. От чего зависит рождение близнецов? Этот вопрос по-прежнему до конца не изучен и остается окутанным тайной.

1.2.  Как часто рождаются близнецы?

Впервые закономерность рождения близнецов была прослежена французским биологом Д.Эллином в 1895 году и выглядит так: одна двойня приходится приблизительно на 85 родов, одна тройня – на 7.000 родов, одна четверня – на 680.000, а одна шестерня – на 4.712.000.000 родов. От чего зависят многоплодные роды, науке не до конца еще ясно.

Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. По наблюдениям ученых, чаще всего близнецы рождаются у чернокожих, и совсем редко – у китайцев и японцев.

1.3. Интересные факты

Маленькое индийское поселение «Кандаллур» прославилось на всю страну как «Деревня близнецов». Здесь проживают семьдесят пар двойняшек. И с каждым годом близнецов рождается все больше. «У вас не двоится в глазах», – эту фразу слышит каждый турист, приезжающий в деревню. Поскольку по индийской традиции близнецов одевают одинаково, отличить их бывает крайне трудно. [Приложение 1]

    Ученые не могут найти объяснения данному феномену. Сами индийцы ссылаются на проделки бога Рама, имевшего детей-близнецов.

            1.4. Знаменитые близнецы

  • Неизвестно, узнал бы мир о Джеймсе и Оливере Фелпс – мальчишках из британской глубинки, – если бы их родители не услышали однажды о кастинге близнецов на роли Фреда и Джорджа Уизли в кинофильме о маленьком волшебнике Гарри Поттере. [Приложение 2]
  • Пожалуй, самые знаменитые близнецы Советского Союза – это братья Владимир и Юрий Торсуевы, Сыроежкин и Электроник. [Приложение 2]
  • Братья Константин и Борис Бурдаевы певцы и музыканты из российской группы «Братья Гримм».
  • Белорусские гребцы на байдарках и каноэ братья Михаил и Андрей Недабои.
  • На канале  «Беларусь 2» программу «ТелеУтро» ведут пары близнецов.
  • Сёстры близнецы Валентина и Александра Груздевы – певицы, ведущие и актрисы.
  • Братья близнецы Равиль и Рустам Насыровы.

Впрочем, абсолютно одинаковыми близнецы кажутся только на первый взгляд. Начнём с того, что у них разные отпечатки пальцев. В 25% случаев такие люди оказываются «зеркальными»: один левша, другой – правша, у одного родимое пятно слева, у другого – справа, даже расположение внутренних органов может оказаться у одного обычным, у другого – зеркальным. Главное правило гемеллологии – развитие индивидуальности у каждого из двойняшек.

      Несмотря на то, что близнецы имеют одинаковый набор генов, это разные личности. О том, как близнецы проявляют себя в жизни, покажет наше исследование.  

        


ГЛАВА II. Практическая часть

   2.1. Передается ли способность к рождению близнецов по наследству?

      Ученые пришли к выводу, что способность к рождению близнецов передается через поколение.

    Исследуя свою родословную, мы узнали, что у нашей прабабушки Юрченко Полины Михайловны, 1916 г.р. была двойня. А 6 мая 2003 года родились мы (Шакирьяновы Азиза и Диана). Исследуя теорию, выясняется, что при рождении близнецов в одном поколении есть вероятность, что в роду еще могут появиться близнецы.

     Вывод: рождение близнецов в роду Шираповых и Ивановых  может быть и наследственно.

2.2. Наблюдения родителей, учителей и одноклассников  за близнецами Сарюна и Аюна,  Должид и Дыжид.

Рассказ мамы Шираповой Баиры и мамы Ивановой Людмилы:

«На мой взгляд, при всей внешней схожести моих девочек, это совершенно разные личности, у них абсолютно разные характеры.  Девочки любят одинаково одеваться, но сейчас начали проявлять личные вкусы. Сорятся и тут же мирятся. Интересы у них одинаковые, любят танцевать, петь, рисовать.  Мои девочки для меня абсолютно одинаково любимы».

«Мы стараемся воспитывать девочек так, чтобы они с детства понимали, что они – одно целое, они сестры.  И, кажется, это пока удаётся: они переживают друг за друга, любят проводить время вместе, готовы во всём помочь друг другу. Конечно, они разные, и не только внешне. Думаю, они хорошо дополняют друг друга».  

    Бадмацыренова Б.Д. – учитель начальных классов: 

   «В моей практике преподавания не было таково, чтобы в одном классе учились две пары близнецов. Девочки очень разные и то же время одинаковые.

        Девочки Шираповы очень ответственные, немногословные. Внешне их различить трудно. У них много общего: любят петь, танцевать, рисовать.  Девочки очень переживают друг за друга, Сарюна защищает и переживает за Аюну, она может за нее решить примеры и задачку. Любят проводить время вместе. Даже мыслять одинаково.  Когда готовили танец на Новый год, они двигаются абсолютно одинаково. Обе любят читать и пересказывать.

     А девочки Ивановы больше любят заниматься спортом, любят  ухаживать за своими лошадьми. Девочки чаще соперничают. Они более шумные, эмоциальные, предпочитают подвижные игры, чем Сарюна и Аюна. Готовы «горой» стоять друг за друга. Дыжид более бойкая, чем Должид. Должид – более спокойная, рассудительная, ответственная, доводит начатое дело до конца. Их внешне различить легко, они  разные.

    Все девочки учатся на «4» и «5»».

      Жамьянов Баир Батожапович - учитель физической культуры:

«Внешне я различаю сестёр Шираповых с трудом, но при общении становится понятно, кто есть кто. Обе любят подвижные игры, эстафеты. Сестры Ивановы различить легко, они внешне разные. Но оба пары очень любят играть футбол, участвуют в школьных соревнованиях.  Девочки хорошо развиты физически, подвижные, крепкие.   Всегда переживают друг за друга.  Но иногда девочки соперничают между парами».

Бальжинимаева Соелма Валерьевна – учитель математики:

Бадмаева Чимита Цыбеновна – учитель русского языка:

Вывод: Девочки Сарюна и Аюна на первый взгляд кажется внешне одинаковые, но если приглядеться, то у них есть отличия. Обе девочки ответственные, послушные. Характеры  – разные. Сарюна - мягкая, добрая, Аюна – шустрее.

     Девочки Должид и Дыжид внешне разные. Физически развиты, подвижные, чем Сарюна и Аюна. Обе пары переживают друг за друга, помогают друг другу.

    Наблюдения одноклассников за близнецами.

    Был проведен письменный опрос среди одноклассников «Сарюна и Аюна, какие мы?» «Должид и Дыжид, какие мы?» Вот, что написали ребята.

Солбон Цыденов: «Сарюна добрая, отзывчивая и поможет в учебе, обьяснит как решить пример и задачи.  Аюна маленькая, чем Сарюна. Она более обидчивая. Отличаются от Сарюны характером. Иногда, я даже их путаю. Они очень похожи и одеваются одинаково».

«Должид и Дыжид их не спутаешь, они разные. Дыжид умная, смелая, шумная, а Должид более скромная, тихая. Всегда помогает в трудной ситуации.

Буянто Жамьянов: «????»

Вывод: согласно по опросу одноклассников, Сарюна более добрая, а Аюна - серьезная. Должид - спокойная, а Дыжид - строгая.

     2.3. Сравнение антропометрических данных

     Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцовых и двуяйцовых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем признаки не совпадают  у пары близнецов, тем больше вероятность, что это двуяйцовые близнецы.[4]

Таблица № 1 «Сравнение Сарюны и Аюны Шираповых»

Признак

Сарюна

Аюна

Дата рождения

Рост при рождении

42 см.              

41 см.                

Вес при рождении

2120 кг.

2060 кг.    

Очерёдность рождения

Рост

133 см.

131 см.

Вес

28,6 кг.

28,5 кг.

Обхват грудной клетки

Обхват головы

Длина руки

Длина ноги

Доминирующая рука

правая

правая

Веснушки

да

нет

Цвет глаз

карие

карие

Цвет волос

каштановые

каштановые

Структура волос

прямые

волнистые

Форма носа

прямой

прямой

Таблица № 2 «Сравнение Сарюны и Аюны Шираповых»

Признак

Должид

Дыжид

Дата рождения

1 сентября 2008

Рост при рождении

49 см.          

47 см.          

Вес при рождении

3,3 кг.

3,1 кг.

Очерёдность рождения

Рост

147 см.

148 см.

Вес

39,75 кг.

41,4 кг.

Обхват грудной клетки

Обхват головы

Длина руки

Длина ноги

Доминирующая рука

правая

правая

Веснушки

нет

да

Цвет глаз

карие

карие

Цвет волос

каштановые

каштановые

Структура волос

прямые

прямые

Форма носа

прямой

прямой

Вывод: проанализировав таблицы, можно  сказать, что две пары близнецов фенотипически не похожи и это свидетельствует, что эти две пары - двуяйцовые. Даже если внешне похожи, уже с самого детства - это две разные личности. В ходе исследования были выявлены общие сходства: форма носа, цвет волос, глаз, прямые волосы. Однако при рождении у нас были выявлены отличия (рост, вес) у обоих пар. Также внешней отличительной особенностью является родинка на щеке у Сарюны и Дыжид.

    2.4. Сравнение личностных данных

     Сарюне и Аюне, Должид и Дыжид были розданы листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Они должны были дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

     Таблица № 3 «Десять моих Я»

Сарюна

Аюна

Активная

Веселая

Веселая

Активная

Спортивная

Умная

Добрая

Добрая

Умная

Спортивная

Дружелюбная

Дружная

Хорошая

Милая

Стеснительная

Хорошая

Аккуратная

Не стеснительная

Смешная

Отзывчивая

Вывод: результаты этой анкеты говорят о том, что в Сарюне и Аюне есть отличительные черты и качества.

Одинаковых качеств оказалось - 6 .     Различных - 4 качеств.

Таблица № 4 «Десять моих Я»

Должид

Дыжид

Активная

Веселая

Веселая

Дружелюбная

Спортивная

Умная

Добрая

Откровенная

Умная

Красивая

Красивая

Спортивная

Любимая

Активная

Дружелюбная

Модная

Домашняя

Домашняя

Хорошая

Ответственная

Вывод: результаты этой анкеты говорят о том, что в Должид и Дыжид есть отличительные черты и качества.

Одинаковых качеств оказалось - 5 .     Различных - 5 качеств.

    Хотя у обеих пар были совпадения, но и были различия. Значит обе пары отличаются друг от друга. Каждая из них личность!

            2.5.Склонности к изучению школьных предметов

Ребятам  предлагался список учебных предметов, которые они изучали. Рядом с каждым предметом изображены три смайлика (веселый, грустный, нейтральный). Нужно выбрать тот, который соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Таблица № 5 «Склонности к изучению школьных предметов»

Предмет

Сарюна

Аюна

Русский язык

Математика

Литература

Технология

Биология

Физическая культура

История

Химия

Физика

Вывод: это задание позволило выяснить, что не все предметы нравятся ребятам одинаково, у каждого из них свои склонности к изучению отдельных школьных предметов.

Таблица № 6 «Склонности к изучению школьных предметов»

Предмет

Должид

Дыжид

Русский язык

Математика

Литература

Технология

Биология

Физическая культура

История

Химия

Физика

Список используемой литературы

  1. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986
  3. Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996
  4. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976
  5. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991
  6. Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Юные исследователи Забайкалья»

Секция «Родословная»

Забайкальский край

Агинский район

с. Сахюрта

Найданов Намсарай Дамбаевич, ученик 8 класса

Муниципальное общеоб разовательное учреждение

 «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

 Руководитель: Бадмацыренова Б.Д., учитель начальных классов

Содержание:

  1. Краткая аннотация……………………………………………………………стр
  2. План исследования…………………………………………………………...стр.
  3. Научная статья………………………………………………………………..стр.
  4. Глава 1. Код семьи – родословная…………………………………………..стр.
  5. Глава 2. Страницы биографии Пагмы Цыдыповой………………………..стр.
  6. Глава 3. Сравнительный анализ материалов о причинах долголетия из Интернета и из семейного архива…………………………………....................................стр.
  7. Заключение…………………………………………………………………...стр.
  8. Литература…………………………………………………………………... стр.

«Юные исследователи Забайкалья»

Забайкальский край

Агинский район

с. Сахюрта

Найданов Намсарай Дамбаевич, ученик 8 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

 Руководитель: Бадмацыренова Б.Д., учитель начальных классов

Тема:

«Феномен долголетия моей 102-летней прабабушки Пагмы из рода Баруюха Хубдууд»

2019 год

с. Сахюрта

«Юные исследователи Забайкалья»

Забайкальский край

Агинский район

с. Сахюрта

Найданов Намсарай Дамбаевич, ученик 8 класса

Муниципальное общеоб разовательное учреждение

 «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

 Руководитель: Бадмацыренова Б.Д., учитель начальных классов

                                                   Краткая аннотация

      В данной исследовательской работе выявляются причины, повлиявшие на долголетие прабабушки Пагмы, а также на людей – долгожителей нашего рода. Проводится сравнительный анализ материалов о причинах долголетия из Интернета и из жизни прабабушки Пагмы и делается вывод, что на феномен долголетия влияют код родословной, физическая работа, натуральная, здоровая еда, спокойный, уравновешенный характер.

                                           

«Юные исследователи Забайкалья»

Забайкальский край

Агинский район

с. Сахюрта

Найданов Намсарай Дамбаевич, ученик 8 класса

Муниципальное общеоб разовательное учреждение

«Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: Бадмацыренова Б.Д., учитель начальных классов

                                                             План исследования:

      В данной работе мы пронаблюдали людей – долгожителей из нашего рода, проанализировали материал о долголетних жителях округа: Дымбрылова Манда из села Судунтуй Агинского района и Пляскина Федор Яковлевича из с. Дульдурга Дульдургинского  района, сравнили с образом жизни прабабушки Пагмы и выявили причины долголетия рода Баруюха Хубдууд.

 Проблемы:

                    1.В чем причина долголетия прабабушки Пагмы ?

                    2.Какие особенности в человеке влияют на его долголетие?

   Цель – выявить причины долголетия прабабушки Пагмы Цыдыповой.

   Объект исследования – биография и родословная прабабушки Пагмы Цыдыповой.

   Предмет исследования – феномен долголетия прабабушки Пагмы Цыдыповой.

   Цель исследования – выявить причины долголетия прабабушки Пагмы Цыдыповой.

   Задачи:

1.Составить родословную своей семьи до 10 колена;

2.Изучить материалы из  семейного архива  и  материалы  из Интернета;

3.Встериться со старейшими представителями своего рода;

4.Определить причины долголетия прабабушки  Пагмы Цыдыповой.

    Гипотеза исследования: здоровый образ жизни, код родословной, умение  настраивать себя на положительные эмоции и свежая натуральная пища являются причинами долголетия.

    Методы:

- поисковый (поиск материалов);

- теоретический (обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление);

- эмпирический (изучение, литературы, анализ, синтез).

Средства:

Интернет, документальные материалы, воспоминания родственников о Пагма бабушке, статьи из средства массовой информации.

Практическая значимость исследования:

1.Если каждый день человек будет настраивать себя на хорошее настроение, верить в добро, вести здоровый образ жизни, радоваться жизни, воспитывать детей также, то он сможет продлить свою жизнь и внести хорошую информацию в код рода;

2.Если человек будет соблюдать законы рода, т.е. не позволять выходить замуж или жениться до седьмого колена в своем роду, также внесет в код родословной положительную информацию, которое в конечном итоге повлияет на долголетие потомков;

3.Если человек будет, есть только свежую, натуральную еду, то он проживает долгую жизнь.          

«Юные исследователи Забайкалья»

Забайкальский край

Агинский район

с. Сахюрта

Найданов Намсарай Дамбаевич, ученик 8 класса

Муниципальное общеоб разовательное учреждение

«Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель: Бадмацыренова Б.Д., учитель начальных классов

                                                              Научная статья

      12  марта  2011 года в нашей семье произошло большое событие – прабабушке  Пагме  исполнилось 100 лет со дня рождения. Поздравить прабабушку приехали именитые гости: руководители района, известные люди округа, даже читали поздравительные письма от губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина и от руководителя Агинского округа  Цокто Мажиева (тогда они были руководителями). И меня очень заинтересовало  то, что мою прабабушку поздравляли такие известные люди. Значит, прожить 100 лет дано не каждому. Мы начали искать материалы о людях нашего округа, достигших 100-летнего возраста. Оказалось, в Агинском Бурятском  округе на данный момент документально зафиксирована моя прабабушка Цыдыпова Пагма из с. Сахюрта  Агинского района. А в 2012 свое столетие отметили Дымбрылова  Манда (Ринчин-Манла) из с. Судунтуй Агинского района  и Пляскин Федор Яковлевич из с.Дульдурга Дульдургинского района.

        Оказалось,  и в нашем селе были и есть  долгожители. Это Цыдыпова Пагма, т.е. моя прабабушка, которая  прожила 102 года в своем родном селе; Балданова Бальжит прожила до 98 лет ( как я узнала, у бурятов считается, если человек прожил 98 лет, его уже считают 100 - летним жителем).

        В чём феномен долголетия нашей прабабушки Пагмы? Это и стало предметом нашего исследования. Цель – выявить причины долголетия прабабушки Пагмы Цыдыповой.

        Заинтересовались историей своего рода. Много ли родственников из нашего рода достигло преклонного возраста? Оказалось, много. Дедушка Пагмы  Жигмэд прожил 106 лет. Ее сестры прожили: Цыпелма – 93 года, а Дарима – 80 лет. Дочь Цыпелмы Долгор ныне живет в селе Сахюрта, ей 79 года. Сейчас детям Пагмы исполнилось: Долгор 87, Санжиме – 81, Боро – 76 , Цыденжапу – 68, Димчигме – 66 , Цырендаши – 63, а младшему Цырендондок – 61 лет . А моя прабабушка Пагма достигла 102- летнего возраста!

     Мы начали собирать материалы о жизни прабабушки  Пагмы. Моя бабушка Димчигма помогла мне составить родословную нашего рода до 10 колена: Дарья – Люда – Димчигма – Пагма – Цыдып – Жигмэд – Егоор- Сондоолой – Алагтын – Аигууна.
         
     А зачем нужно знать родословную?  Знание жизни своих предков было важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней и гордился своими родственниками. После 7-8 поколений от общего предка – родоначальника, когда род разрастался, объединяя большое количество членов, происходило его разделение – «яha  hалаха».Образовывалось два самостоятельных рода, которые не могли  обмениваться невестам. При этом учитывалось кровное родство: однородцы не могли вступить в брак между собой. Брак внутри отцовского рода расценивался как невозможное и позорное нарушение обычая. Однако брак с родственниками по материнской линии считался нормальным, т.к. род матери по отношению к роду отца – «хари» (чужой).

Генеалогическое древо рода Барюуха Хубдууд

сканирование0019.jpg

     Мы заинтересовались в Интернете 100-летними жителями нашей страны. Интересные факты из Башкирии, где проживают 262 жителя республики, перешагнувшие вековой рубеж, в их числе лишь 19 мужчин, остальные женщины. Лидером среди долгожителей региона также является женщина, отметившая 111-летие . По сообщению регионального отделения Пенсионного фонда, в 2015 году  100-летний юбилей отпраздновали 38 жителей Пермского края. Трое жителей Гаврилова Посада перешагнули 100-летний рубеж. Об этом сообщила пресс-служба ОПФР по Ивановской области. В частности, 15 февраля исполнилось 100 лет Анне Федоровне Жильцовой, жительнице села Закомелье Гаврилово - Посадского района. Она родилась в 1915 году в селе Шестова.

       На Кавказе проживают 42% всех лиц старше ста лет. У коренного населения этих регионов наблюдается естественная исторически повышенная концентрация долголетних людей, названная феноменом группового долгожительства, которая возникла и закрепилась, то есть прослеживается уже довольно длительное время.

        Информация из-за рубежа говорит о том, что в Японии в 2014 году зарегистрировано рекордное в национальной истории количество жителей в возрасте старше 100 лет – почти 40 тысяч 339 человек. Примерно 86,5% из них- женщины. Как информирует ИТАР-ТАСС, больше всего долгожителей в самой южной и экономически наименее развитой в стране префектуре Окинава, население которой, тем не менее, славится своим оптимизмом и привычкой к размерному образу жизни. Меньше всего столетних в зажиточных районах вокруг Токио, где жизнь наполнена стрессами. На Окинаве зарегистрирована и самая пожилая гражданка страны , которой сейчас 114 лет. Ее имя не раскрывается по просьбе родственников. В то же время, от журналистов  не скрывается самый пожилой японский мужчина Дзироэмон Кимура, достигший 112- летнего возраста. Этот бывший почтальон утверждает, что секрет его долголетия – в умеренном и равномерном трехразовом питании.

       

Глава 1. Код семьи - родословная.

     Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов, живой памяти старшего поколения – это прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего дерева. И нам, современному поколению, нужно бережно хранить и изучать бесценное богатство.

     Родословная, или как говорили раньше, родословие-это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. В народной памяти сохранилось сказание о том, что их предки жили в Наян-Наваа (в местности между реками Тигр и Ефрат). А прибыли в Агинскую долину под предводительством Бальжан Хатан, белой княгини-потомка из рода Хухэ Шоно, младшего сына Чингис хана Тулуя.

     Связь поколений прослеживается в знании   своей родословной с раннего детства. Дети бурят должны знать имена своих предков до 10-11 колена, знать, какого они были племени и рода. Знание жизни своих предков было важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней и гордился своими родственниками. После 7-8 поколений от общего предка – родоначальника, когда род разрастался, объединяя большое количество членов, происходило его разделение – «яha  hалаха». Образовывалось два самостоятельных рода, которые не могли обмениваться невестами. При этом учитывалось кровное родство: однородцы не могли вступить в брак между собой. Брак внутри отцовского рода расценивался как невозможное и позорное нарушение обычая. Однако брак с родственниками по материнской линии считался нормальным, т.к. род матери по отношению к роду отца – «хари» (чужой).

   Бурятский народ традиционно придавал огромное значение своим родословным, свято оберегая честь рода. У бурят в обычае было прививать детям любовь к родной старине, передавать им знания своей родословной, связанных с ним легенд, преданий и сказаний. Родители, особенно дедушки и бабушки, начинали с малых лет рассказывать детям в доступной форме генеалогию рода: учили запоминать наизусть уже с 2-3 лет и в 5 лет без запинок по восходящей и нисходящий линии называть имена предков по отцовской и материнской линии.

    Знание своей родословной , во-первых, обеспечивало хорошее знание не только истории рода и других племен , но и истории этноса в целом; во-вторых , человек чувствовал себя частью рода и этноса , понимал свою ответственность перед ними , старался следовать лучшим поступкам и делам своих предков ;в-третьих, считалось , что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий и за это им надо в условные сроки воздавать по чести .Имя человека мало что значило по сравнению его родословной , родословная характеристика была весомее и значительнее собственного имени человека . Еще вначале 14 века персидский историк и ученый Рашид - ад –дин» …у вех монголов четкое ясное родословное дерево, ибо обычай монголов таков, что они хранят родословие своих предков и учат, и наставляют знание родословного каждого появившегося на свет ребенка»

    Нельзя сказать, что все, но очень многие бурятские дети (особенно живущие в сельской местности) и сегодня могут назвать свой род до 7 колена. Почему именно до 7 колена? Считалось, что только после 7 колена, если роды не пересекались, можно было жениху и невесте связываться брачными узлами.

   Таким образом сохранялась генетическая чистота этноса. Сохраненная родословная-это генетический код семьи, рода, это волшебный ключ, открывающий двери прошлого и стирающий границы времени.

   «Ямар угайбши?» (какого ты рода и племени?) -такой вопрос в бурятском речевом этикете издавна был таким же обыденным и обязательным, как речевом приветствие –Здравствуйте!». Этот вопрос не просто появление «территориальной отчужденности» и не дань этикету. Это исторически сложившиеся отношения к своему прошлому. Ведь каждое бурятское племя, род имели свою историю, она сохраняется в его памяти. Поэтому единичный представитель того или иного племени (рода) является частью и его лицом одновременно. Знание того, из какой местности, из какого рода –племени данный человек, уже создает его некий собирательный образ.

   Глава 2. Страницы биографии Пагмы Цыдыповой

     Как рассказывает мой дядя Боро Цыбенов , его мать родилась в крестьянской семье 11 марта 1911 года В местности Обоото Урда-Агинского сомона Агинского района Читинской области .Рано осиротела и трудовую деятельность начала с детских лет. С 1918 года вплоть до коллективизации работала пастухом частных отар у местных богатых скотовладельцев .При создании колхозов в 1930 году она одной из первых вступила в колхоз имени Ворошилова  Урда-Агинского сельского совета и работала дояркой 5 образцовой молочной фермы в местности Баруун Тутхалта.С 1936 года колхозница колхоза имени Молотова  Урда-Агинского сельского совета В 1936 году семьей принимает колхозную отару овец беспрерывно до 1972 года работала  чабанкой этого колхоза , впоследствии  переименовался в колхоз имени «Сталина» и «Мир».

  С начала Великой Отечественной войны ее муж Номтоев Цыбен был призван и сразу направлен в действующую армию Украинского фронта и вернулся из фронта в 1943 году уже инвалидом после тяжело ранения. И за весь период войны вся тяжесть чабанского труда легла на ее плечи. Плюс еще уход за детьми. Общий трудовой стаж ее составляет 55 лет. С детства она была очень любознательной и одаренной, хотя ей не пришлось учиться ни в какой школе, тем не менее, она научилась самостоятельно читать и писать по старомонгольски и по современной бурятской письменности. Несмотря на повседневный чабанский, она родила 4сыновей и 3 дочерей. В настоящее время все ее дети живут в Агинском районе. Из детей уже 6 пенсионеры. От имени Президиума Верховного Совета СССР награждена в 1954 году «Медалью материнства 1 степени» и в 1956 году «Орденом Материнской славы 3 степени».

  Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г» и «50,60, 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45г.г» и Ветеран труда. Является ветераном ВОВ, вдовой участника Великой Отечественной Войны. Установлена инвалидность 1 группы по состоянию здоровья.

   11 марта 2011 года ей исполнилось 100 лет со дня рождения.

   Как рассказывает моя тетя Цыбенова Цыренханда, которая долгое время жила с ней: «В молодости, по ее рассказам, она была отчаянной девушкой, умела укрощать лошадей. Иногда подшучивала нал молодыми парнями, бросая в них веревку- петлю- урга, как бы раззадорившихся парней. Почти до последнего времени была великая рукоделица и мастерица: мяла шкуры всех видов (овечью, коровью, козью), шила бурятские дэгэлы, детские унты, бурятские национальные сапоги. Сшила всем дочерям, невестам и даже внучкам бурятские праздничные дэгэлы и своей внучке Цындыме в возрасте 84 лет. Она всегда отличалась уравновешенностью характера, спокойностью, скромностью, аккуратностью, Ее вещи: дэгэлы, и одежда всегда были идеально сложены в сундуке. Ни разу она не ругалась, никогда не сквернословила, также относилась и к своим домашним животным: коровам, свиньям, курам, овцам, лошадям.

   По рассказам свекрови, ее дед Жигмэд, который прожил до 106 лет в преклонном возрасте копал лунки для столбов и строил заборы. Моя свекровка была прекрасной, хлебосольной хозяйкой, также она любила дарить подарки гостям. Постоянно собирала лекарственные травы и знала, когда их собирать и лечила своих внуков только лекарственными растениями. Ни разу не пропустила рийку –дни, когда аршаны, т.е. минеральные воды, просто воды, рек приобретают лечебную силу во много крат и очень полезны для здоровья. После приема ванной во время рийки мазала свое тело топленым маслом.

   Всю жизнь она употребляла только молочные продукты: простоквашу, творог, молоко, зеленый чай, айраг, - это ее любимая еда. Тогда она собирала шиповник, дикий лук, сушит их,заваривает и пьет настой каждый день. Мясо ест умеренно, отваривает его с пшеницей до мягкости, а также любит пить арсу и любит замба (жаренная молотая пшеничная мука). В месяце 3 раза всегда постится: 8,15,30 числа по лунному календарю.

    С 4-5 лет она пасла овец на свежем воздухе. Каждый день она молилась Богу, читала молитвы 108 раз и кланялась перед образами не только на коленях, но и в полный рост, также каждый год делала гороо (обходит) вокруг священной горы Алханай. А в последнее время целыми днями читала молитвы».

 

Глава 3. Сравнительный анализ материалов о причинах долголетия из Интернета и из семейного архива.

       Мы сопоставили материалы о причинах долголетия жителей Кавказа и образ жизни нашей прабабушки Пагмы, сравнили бытовые, генетические, средовые особенности долгожителей и выявили причину долголетия моей прабабушки:

Особенности

Средовые и генетические      факторы феномена группового долгожительства.

(С.М. Кузнецова, д. м. н., профессор, директор Украинского реабилитационного центра Института геронтологии АМН Украины, г. Киева)

Феномен долголетия прабабушки Пагмы

Этнопсихологи-

ческие

особенности

- Соблюдение традиционной этнической культуры (обычаи, советы старейшин);

- сохранение за старыми людьми социальной главной роли в семье, сельской общине

- психологический комфорт стариков, обусловленный высокой мерой их включения в дела семьи, своего села:

  • люди такого возраста пользуются на Кавказе уважением,
  • приглашаются на семейные торжества,
  • где им отводятся почетное место,
  • стараются их оградить от стрессов,
  • не обижают и не забывают,
  • обеспечивают лучшие бытовые условия, питание, уход.
  • Наблюдения за жизнью абхазских и азербайджанских семей и семейных общин убеждают в том, что социальная роль здоровых долгожителей до сих пор значима, и это создает им психологический комфорт.

Каждый день моя прабабушка молилась Богу, читала молитвы 108 раз и кланялась перед образами не только на коленях, но и в полный рост. Она каждый год делала гороо (обходит) вокруг священной горы Алханай. В семье прабабушке Пагме отводилась всегда главенствующая роль. К ней моя бабушка Димчигма, мой отец Дамба, моя мама Любмила всегда обращались уважительно, беспрекословно выполняли ее просьбы и указания. Постоянно навещали моя прабабушку ее дети. Жители села первой поздравляли ее с Сагалганом, т.к. она была самая старая в родном селе. У нас дома у прабабушки была отдельная комната. Каждый раз ей подавалась свежая натуральная пища. Моя прабабушка – спокойный  человек. Она всегда в хорошем настроении.

Соблюдение

культурно– этнической

традиции.

Для долгожителей характерно общение с родственниками, соседями, гармоничные взаимоотношения с детьми и внуками. Долгожители играют важную роль в нравственном и эстетическом воспитании внуков и правнуков. Старики на Кавказе выступают как религиозные лидеры, в Абхазии и Азербайджане уважение и почитание стариков – это культурно-этническая традиция.

Как я уже говорила, моя прабабушка Пагма всегда с удовольствием общалась с детьми, с внуками, с соседями, с родственниками.

  Она в течение 20 и более лет была организатором групп по обходу и поклонению священных мест вокруг горы Алханай. В ее группу входили именитые люди села, такие как Цыцыков В.Ц., Норсонова Ц.Ж., Жигжитова Ц.Ж. т т.д. Норсонова Ц.Ж. рассказала мне, что моя прабабушка всегда рассказывала, обходя священные места, интересные предания, сказания, также интересные отрывки из священных книг.

Роль наследственных факторов или код родословной.

Следует отметить, что роль наследственных факторов в долголетии неоспорима. Установлено, что по Северу около 70% долгожителей имеют родственников долгожителей. Как правило у долгожителей сильная воля и самообладание, доброжелательность, рассудительность, уменье философски относится к жизненным невзгодам. Общим для всех долгожителей мужчин и женщин является трудолюбие. Постоянные динамические физические нагрузки значительно улучшают обменные процессы в организме, стимулируя восстановительные процессы.

Много ли родственников из нашего рода достигло преклонного возраста? Оказалось,  много. Дедушка Пагмы прожил 106 лет. Жэгмэд 106 лет. Ее сестры прожили: Цыпелма – 97 лет, а Дарима – 80 лет. Дочь Цыпелмы Долгор ныне живет в селе Сахюрта, ей 79 лет. Сейчас детям Пагмы исполнилось: Долгор 84 года, Санжиме – 79, Боро – 76, Цыденжапу – 68, Димчигме – 66, Цырендаши – 63, а младшему Цырендондок – 57 лет. А моя прабабушка Пагма достигла 100-летнего возраста!

  Моя прабабушка отличается уравновешенностью характера спокойностью. Она всю жизнь с 4 летнего возраста трудилась, пасла овец на свежем воздухе, работала дояркой, т.е. постоянно делала тяжелую физическую работу.

Рацион питания

Всем долгожителям употреблялась естественная пища, разнообразная, включающая широкий набор молочных продуктов, овощных блюд, свежих яблок, реже использовались жареные блюда,  а все продукты употреблялись в свежем, отварном или тушеном виде и легко усваивались организмом, поддерживая здоровье. Режим питания не менее четырех раз в день в одно и то же время не наспех, а не торопясь – это составляющие здорового образа жизни, которые и пропагандируются наукой в настоящее время. Для долгожителя важно сохранения физических сил и интеллекта.  

Всю жизнь она употребляла только молочные продукты: простоквашу, творог, молоко, зеленый чай, айраг (кисломолочный продукт) – это ее любимая еда. До сих пор она собирала шиповник, дикий лук, сушила их, заваривала и пила настой каждый день. Мясо ела умеренно, отваривала его с пшеницей до мягкости и варила бульон, а также любила пить арсу (кисломолочный продукт, смешанный с бульоном) и любила замба (жаренная молотая пшеничная мука, разведенная в кипяченной воде с топленым маслом). В месяце 3 раза всегда постится: 8, 15, 30 по лунному календарю.

                                               

                                                        Заключение

    Вывод:

    Итак, в чем же феномен долголетия моей прабабушки Пагмы?

    Во – первых, влияние кода родословной – все члены рода дожили до преклонного возраста;

    Во – вторых, моя прабабушка Пагма трудилась на свежем воздухе и вела здоровый образ жизни;

    В – третьих, по жизни всегда была оптимисткой;

    В – четвертых, принимала только свежую, натуральную еду.

   

    Что мы узнали для себя интересное и полезное? Из выше сказанного мы поняли, что, если вести здоровый образ жизни, работать, не боясь физического труда и принимать только свежие и молочные продукты, то можно прожить долго, как моя прабабушка Пагма. И все-таки есть некоторая врожденная предрасположенность к долгожительству, по мнению ученых, все же существует – единственный генетический фактор.

    На этом моя исследовательская работа не завершится. Я хотела бы более подробно изучить литературу по Интернету на эту тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...