«А.С. Пушкин «Зимнее утро».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

«А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «А.С. Пушкин «Зимнее утро».50.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Литературное чтение

Учитель: Алибахарчиева Сулият Магомедовна

Дата: 29.11.2019г.

Тема: «А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Тип: изучение нового материала.

  Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, 
  • звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.

  Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»

  Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

  Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

-Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать художественно-выразительное значение звукописи. Называть произведения А.С. Пушкина.

Регулятивные: предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

Коммуникативные: объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический    комментарий

Формируемые УУД

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

 – Покажите, с каким настроением вы пришли на этот урок. Если у вас хорошее настроение, то покажите солнышко. Если настроение не очень хорошее, то снежинку. А если совсем грустное, то тучку.

– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? 
– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

Учащиеся выбирают карточку и показывают.

Психологический настрой

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

2. Речевая разминка

– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. 
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? 
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.
– Прочитайте загадку  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте с восклицанием.
Слайд  1:   

С неба упала холодной звездой,
А на ладошке вдруг стала водой.
(Снежинка)

Высказывания детей.

 

 

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения.

Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.

 

 

 

 

 

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

Постановка проблемы

-А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года»

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 2)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? 
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы? 
–  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? 
– На доске задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. 

Что получилось?
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

http://festival.1september.ru/articles/656873/img1.jpg 

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Слайд № 3

(Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Мотивация к предстоящей деятельности

Портрет

 

 

 

Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

4. Первичное  восприятие произведения

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 4-18)

Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке, чему должны научиться?
– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? 
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
(Звучит аудиозапись стихотворения)

Высказывания учащихся.

(Звучит аудиозапись, видеоряд.)

Коммуникативные УУД

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

Сейчас вы сами попробуете прочитать это стихотворение.

– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

Чтение учащимися про себя.

Самостоятельное чтение.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

6. Словарная работа

– Какие слова требуют разъяснения? (слайд 19–30).
Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – Вчера вечером.
предадимся – Довериться
Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.

Работа в группах
(со словарями)

 

Словарная работа

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

7. Анализ лирического стихотворения

– Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 31).
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

– Сколько строф в стихотворении?

 

Работа над текстом стихотворения

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?

Ответы детей. (5)

– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

 

– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. 
– Как герой обращается к своей собеседнице?

(«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?

(Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

(Настроения радостного ожидания, бодрости.)

– Прочитаем вторую строфу.

– Каким настроением окрашена вторая строфа?

(Печальное, тревожное)

– Докажите словами из текста.

(«Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

– Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. 

(Радостное, весёлое.)

– Что можете сказать о настроении героя?

(Мечтательное, восторженное.)

8. Физкультминутка

«Танцующая ёлочка» на компьютере.

 

– Ребята, как понимаете выражение  «янтарный блеск»?

(Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

– Можно ли услышать, что происходит в доме? Давайте прочитаем 4 строфу
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? 
– Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
– Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

Ответы детей.

– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

 

– Какой вывод можно сделать. О чём это стихотворение?

  • это стихотворение о красоте зимнего утра;
  • это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

 

9.Выразительное чтение стихотворения

 А теперь поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу.

Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу
Выразительное чтение стихотворения
(чтение в парах).

Дети читают стихотворение друг другу выразительно.
Работа в парах
Развитие навыков выразительного чтения.
Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

10. Игра «Художники»

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Художники»

– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 32).
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один 
чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

А теперь давайте сравним с моей палитрой. Такие цвета в стихотворении вижу я, а какие вы? Повесьте на доску свои палитры.

Презентация работ: палитры вывешиваются на доске.

Работа в парах

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

11. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина

 

 

 

12. Итог урока

– С каким автором мы сегодня познакомились?
– Какое произведение читали?
– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?

Как вы думаете достигли мы своей цели, поставленной в начале урока?
– У нас на доске висит картина с зимним пейзажем. На столах у вас лежат солнышки, снежинки и тучки. Прикрепите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Оценивание учащихся.

Спасибо Вам, урок окончен. Слайд № 33

(Учащиеся выбирают карточку и прикрепляют).

Работа с карточками

 

Коммуникативные УУД
Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)

урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...

Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над    репродукциями ...