Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Л.Н. Толстой "Ёж и заяц".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Клейнфельдер Алина Витальевна

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Л.Н. Толстой "Ёж и заяц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lev_tolstoy_ezh_i_zayats.docx30.92 КБ
Файл ezh_i_zayats_.docx34.01 КБ
Файл kartochka.docx41.93 КБ
Файл plan.docx10.79 КБ
Файл tablitsa_1.docx12.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе

Тема урока: Л. Н. Толстой «Еж и заяц»

Цель урока: познакомить обучающийся с басней  Л.Н. Толстого «Еж и заяц»

Тип урока: открытия новых знаний (ОНЗ)

Познавательные УУД:

  •  поиск информации в тексте;
  • делать анализ басни.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать свои мысли;
  • овладение диалогической и монологической речью.

Регулятивные УУД:

  •  умение работать по плану;
  • определять цель урока с помощью учителя.

Личностные УУД:

  • формировать интерес к изучению творчества Л.Н. Толстого;
  • формировать умения осознавать и определять эмоции других людей.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты басни Л.Н. Толстого «Еж и заяц», презентация к уроку, карточка (словарная работа).


Этапы урока

Деятельность учителя

Орг. момент

- «Здравствуйте», – ты скажешь человеку.

«Здравствуй», – улыбнется  он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет целый век.

- Ребята, поверитесь к гостям, поздоровайтесь с ним.

- Садитесь.

Мотивация к учебной деятельности

Работа в группах

-Если настрой на работу присутствует, то тогда начнем.

-Отгадайте загадки:

- Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. ЁЖИК (картинка)

- Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среды травы –

Уши больше головы. ЗАЯЦ (картинка)

- Как вы думаете, что объединяет эти картинки?

- Я соединю две картинки, и вы увидите целиком иллюстрацию.

- Далее вы будете работать в группе.

- Вспомним правила работы в группе:

1. Начинаем работу с первого номера по часовой стрелке. Для удобства распределите карточки с номерами 1, 2, 3, 4.

2. Работайте точно по времени, соблюдая сигналы учителя.

3. При обсуждении говорите по одному, внимательно слушайте

товарища по группе.

4.  При сигнале «класс», вы прекращаете работу.

5. Если группа закончила работу, то покажите знак готовности.

- Итак, «класс»! («да»)

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию, самостоятельно заполните первый столбик таблицы «Что вы видите». (2 мин.)

- Начали.

- «Класс!»  («да!»)

- Выскажитесь, соблюдая порядок номеров. (1 мин.)

- Начали.

- «Класс!» («да!»)

- Самостоятельно заполните второй столбик таблицы «Что вы об этом думаете». ( 1 мин.)

-Начали.

- «Класс!» («да!»)

- Не торопясь по часовой стрелке, высказывайте свое мнение.

- Начали. (1 мин.)

- «Класс!» - («да!»)

- Самостоятельно заполните третий столбик таблицы «О чем это заставляет задуматься».

- Задайте к иллюстрации вопросы. Они должны быть точными, четкими, не слишком широкими.

- Начали. (1 мин)

- «Класс!» («да!»)

- Выскажите свое мнение по часовой стрелке. (1 мин.)

- Начали.

- «Класс!» («да!»)

- Среди всех вопросов выберите от группы  самый важный и интересный, оформите его на чистом листе бумаге. Пишем на весь лист.

- Начали.

- «Класс!» («да!»)

- Оформите ваши вопросы на доске.

- «Класс!» («да!»)

- Итак, вопросы…. (учитель читает вопросы).

- В конце урока, мы с вами постараемся найти ответы на все интересующие вас вопросы.

Работа с пословицей

- Ребята, прочитайте пословицу:

Смекалка во всяком деле выручит.

- О чем эта пословица?

- Объясните ее смысл.

- Давайте заглянем в словарик и найдем определение, что такое смекалка?

- Смекалка – это способность быстро понять, сообразить что-либо.

- Ребята, смекалка – это положительное качество или отрицательное? Почему? 

- Подберите синоним к слову смекалка.( находчивость, сообразительность)

Определение темы и цели урока

Прогнозирование

- Прочитайте названия басни.

- Ребята, это произведение написал  Лев Николаевич Толстой.

С произведениями этого автора мы с вами уже встречали на страницах учебника.

- Какие это произведения? ( «Старый дед и внучек»,  «Филиппок», «Лев и собачка»)

- Назовите тему урока.

- Определим цель урока. Что самое главное при прочтении любого произведения? (определить главную мысль рассказа)

- Что такое главная мысль произведения?

- Выберите из предложенных вариантов собственную цель урока:

1. Прочитать произведение.

2. Понять, в чем заключается главная мысль произведения.

3. Ответить на вопросы учителя по прочитанному произведению.

- Да, ребята, какое бы произведение вы не читали, всегда очень важно понять его главную мысль.

- Кто помнит, в чем особенность басен от других произведений? (есть мораль)

- Что такое мораль? (Мораль – это нравоучение)

- Главная мысль произведения будет заключена в морали басни.

- Соотнесите названия произведения и иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Работа с текстом

- Придвиньте к себе листочки с текстом басни. Возьмите карандаш  и во время прослушивания отмечайте непонятные слова.

- Слушаем! (3 мин.)

- Понравилось ли вам басня?

- Какие непонятные слова встретились в басне?

- Если остальные слова вам понятны, тогда вы быстро справитесь со словарной работой.

- Сейчас вы будете работать в паре, перед вами лежат листочки голубого цвета. Вам нужно соотнести слово с его значением.

- Начали. (1 минута)

Словарная работа

Борозда́ – канавка на поверхности почвы.

Велю́ – приказываю, требую.

Ши́бко – очень сильно.

Глядь – посмотреть внимательно.

Покори́лся – подчинился чьей-нибудь власти.

- «Класс!»  (« да!»)

- Проверяем!

Работа с фразеологизмами

- Ребята, вспомните, что такое фразеологизмы?

- А встретились ли они в басни Льва Николаевича?

- Назовите фразеологизмы, объясняя их значение.

Ум быстрый – очень сообразительный.

- К какому герою басни подходит этот фразеологизм? Почему?

Что было духу – очень быстро.

Из сил выбился – устал.

Анализ текста

1 часть

- Итак, если все понятно, тогда переходим к анализу текста.

Внимательно следим и читаем вдумчиво.

- Читаем по цепочке, по одному предложению.

- «Класс» («да!»).

( с начало до слов побежим наперегонки)

- Стоп!

- О чем договорились заяц и еж?

- Кто предложил соревнования? Почему? (проучить зайца)

- Что можете сказать о зайце? (невоспитанный, хвастливый)

- По каким словам вы это поняли? (ноги у тебя кривые, заплетаются)

- Читаем дальше.

Анализ текста

2 часть

(до слов пойдем в поле)

- Стоп!

- А кто помог Ежу в трудной ситуации?

- Как отреагировала Ежиха на идею Ежа?

- Что можно сказать о Ежихе? Какая она? (отзывчивая, готова прийти на помощь)

- Как вы понимаете выражение «У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый?» (что у зайца сильные ноги, а еж сообразительный)

- Читаем дальше.

Анализ текста

3 часть

(до слов с другого конца)

– Что вы можете сказать о еже? (сообразительный, умный)

- Какую идею предложил еж?

- Прочитайте из текста.

- Согласилась ли ежиха? Почему?

- Читаем дальше.

Анализ текста

4 часть

(до слов  теперь уже не обгонишь..)

- Чему удивился заяц?

- Как вы думаете, почему еж так поступил?

- Еж не унывал, а проявил смекалку, в заведомо проигрышной ситуации. Принял вызов зайца, решил его проучить.

- Читаем дальше.

Анализ текста

 5 часть

(до конца)

- Чем закончилась басня?

- Как вы думаете, заяц понял, в чем он был не прав?

- А в чем он был не прав?

Работа с текстом после прочтения

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

- Действительно ли животные могут действовать так, как в басне?

- Кто подразумевается под персонажами этой басни?

(Действия людей)

- Автор басни на примере показывают сложную проблему общества, показывают житейскую мудрость.

Закрепление после прочтения

Работа с планом

Работа с пословицами

- Посмотрите на пункты плана к басне.

- Составьте план из предложенных вариантов.

- Слушаю ваши предположения.

1) Встреча зверей.

2) Спор зайца и ежа.

3) Ежиха помогает Ежу.

4) Бег по борозде.

5) Выигранный спор.

Заяц выиграл спор.

Заяц обогнал ежа.

- Класс! («да!»)

- Ребята, я вам предлагаю выполнить работу в группах.

- Внимание, перед вами лежат конверты, ваша задача:

1. Составить пословицы.

2. Исключить лишние пословицы.

3. Объяснить значение пословиц, соответствующих теме басни.

-Начали!

- Класс! («да!»)

-Проверяем.

- Назовите пословицы, соответствующие теме басни.

- Объясните их значение.

- Какие пословицы вы исключили?  Почему?

Родина – мать, умей за нее постоять.

От осени к лету поворота нету.

Нет худшего порока, чем зазнайство.

Где семья дружна, не страшна беда.

Если сила не возьмет, смекалка выручит.

- Молодцы! Совершенно верно, пословицы, которые вы объяснили, подходят к басне Льва Николаевича.

Подведение итогов урока

- Вернемся к вопросам, которые задавали к иллюстрации.

( Учитель читает  вопросы, обучающиеся отвечают)

Итог урока

- Давайте вспомним жанр этого произведения.

- Что такое басня?

- Что обязательно есть в басне?

- В чем мораль этого произведения?

- Смекалка помогает найти разумное решение из самой трудной ситуации. Каким бы ты сильным не был, не должен позволять себе глумиться над физическими недостатками другого человека.

- Вы большие молодцы! Я надеюсь, что из этой басни вы извлечете урок и для себя. Сформулируйте правило, которое вы никогда не будете нарушать.  (Не зазнаваться)

Домашнее задание

  1. Пересказ басни.
  2. Синквейн «Еж» или «Заяц».
  3. Придумать продолжение к басне.

- Оценки за урок.

- Урок окончен. Все встали!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе по басне Л.Н. Толстого «Еж и заяц».

     Тип урока – открытия новых знаний, с применением использования элементов  технологии

  • продуктивного чтения
  • элемент сингапурской технологии: прием: Посмотри-Подумай-Задайся вопросом. 

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Цель:  познакомить обучающихся с басней Л. Н. Толстого «Еж и заяц».

Познавательные УУД:

  •  поиск информации в тексте;
  • делать анализ рассказа.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать свои мысли;
  • овладение диалогической и монологической речью.

Регулятивные УУД:

  •  умение работать по плану;
  • определять цель урока с помощью учителя.

Личностные УУД:

  • формировать умения осознавать и определять эмоции других людей.

       На первом этапе урока был применён  элемент  сингапурской технологии, которая мотивировала ребят к учебной деятельности и вызвала интерес к новому произведению.  

     Второй этап урока –  формулировка темы и цели урока, с опорой на слайд.

     Моей задачей было вызвать интерес к теме при работе с пословицей  и  учебной информацией.

     На третьем этапе урока дети работали с текстом, используя активные методы чтения.

     Приемы были следующие:

  • Эвристическая беседа;
  • словарная работа;
  • различные виды чтения (просмотровое, поисковое чтение , чтение с остановками)
  • Работа с фразеологизмами.
  • Работа со словарями была сжата с целью экономии времени, информация была вынесена на слайд.
  • Работа с планом, которая предусматривала ловушку. Дети быстро сориентировались, и лишняя информация была отсеяна.

Четвертый этап - рефлексия.

     Для осуществления рефлексии был использованы пословицы,  которые показали, что дети хорошо усвоили тему урока.

     На уроке чередовались различные  виды деятельности, что  помогало удерживать внимание и интерес детей.

      Тема для ребят была актуальна, все это способствовало эффективному проведению урока.

       Итог урока подведен.  Цели - достигнуты.



Предварительный просмотр:

Борозда́

приказываю, требую.

Ши́бко

канавка на поверхности почвы.

Велю́

очень сильно.

Глядь

подчинился чьей-нибудь власти.

Покори́лся

 посмотреть внимательно.

Борозда́

приказываю, требую.

Ши́бко

канавка на поверхности почвы.

Велю́

очень сильно.

Глядь

подчинился чьей-нибудь власти.

Покори́лся

 посмотреть внимательно.

Борозда́

приказываю, требую.

Ши́бко

канавка на поверхности почвы.

Велю́

очень сильно.

Глядь

подчинился чьей-нибудь власти.

Покори́лся

 посмотреть внимательно.



Предварительный просмотр:

Встреча зверей.

Заяц выиграл спор.

Заяц обогнал ежа.

Выигранный спор.

Ежиха помогает Ежу.

Бег по борозде.

Спор зайца и ежа.



Предварительный просмотр:

Что вы видите?

Что вы об этом думаете?

О чём это заставляет вас задуматься? (вопрос)

Что вы видите?

Что вы об этом думаете?

О чём это заставляет вас задуматься? (вопрос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...