Рабочая программа. Литературное чтение. 2 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс)

Алипченкова Татьяна Владимировна

Рабочая программа предназначена для 2 класса  "Школа России". В материале содержится рабочая программа и календарно - тематическое планированиею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

        II. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по литературному чтению предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной начальной школы,  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться,  на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», имеющей гриф «Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской Федерации» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Актуальность программы  заключается в том, что   литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.,  Головановой М.В. «Литературное чтение»  предназначен для учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Входит в учебно-методический комплекс "Школа России". Методический аппарат дополнен заданиями, которые формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству. Особое внимание в учебнике уделено проектной деятельности. Введена новая знаковая система. Данный учебный методический комплекс рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол №6 от 14.05.2015г.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

        Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

III. Общая характеристика учебного предмета.

Основу  курса  литературного чтения составляют:

  • круг чтения и опыт читательской деятельности;
  • техника чтения;
  • первоначальное литературное образование.

Программа по литературному чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.

Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

Кроме навыка чтения и традиционных для программ начальной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Методы и формы работы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

IV. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». На изучение литературного чтения во втором классе отводится 136 часов (4 часа в неделю за счёт основной части  учебного плана.) 

V. Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6.  Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

 

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (16 ч )

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (9ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (11 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е. Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (8 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто.          Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (11 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (13 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран ( 15 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Дата

1

Самое великое чудо на свете

2

1

2

Устное народное творчество

14

2

3

Люблю природу русскую. Осень  

7

2

4

Русские писатели

12

2

5

О братьях наших меньших                                                    

9

2

6

Из детских журналов

6

2

7

Люблю природу русскую. Зима

7

2

8

Писатели – детям

15

2

9

Я и мои друзья

9

2

10

Люблю природу русскую. Весна

8

2

11

И в шутку и всерьез

11

2

12

Литература зарубежных стран

12

3

Итого:

112

24

Контрольно – оценочная деятельность

№ п/п

Наименование разделов, тем

Виды контрольно-оценочной деятельности

Количество

Сроки проведения

1

Самое великое чудо на свете

-

-

 

2

Устное народное творчество

Проверочная работа по разделу "Устное народное творчество" 

Проверка техники чтения

1

1

 

3

Люблю природу русскую. Осень  

Проверочная работа по разделу " Люблю природу русскую. Осень"  

1

4

Русские писатели

Проверочная работа по разделу " Русские писатели"

1

5

О братьях наших меньших                                                    

Проверочная работа по разделу " О братьях наших меньших"

Проверка техники чтения

1

1

6

Из детских журналов

Проверочная работа по разделу " Из детских журналов"

1

7

Люблю природу русскую. Зима

Проверочная работа по разделу " Люблю природу русскую. Зима"

1

8

Писатели – детям

Проверочная работа по разделу " Писатели – детям"

1

9

Я и мои друзья

Проверочная работа по разделу " Я и мои друзья"

1

10

Люблю природу русскую. Весна

Проверочная работа по разделу " Люблю природу русскую. Весна"

1

11

И в шутку и всерьез

Проверочная работа по разделу " И в шутку и всерьез"

1

12

Литература зарубежных стран

Проверочная работа по разделу " Литература зарубежных стран"

Проверка техники чтения 

Итоговая контрольная работа

1

1

1

Итого

15

Оценивание проходит по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной  программы);

-либо использованных новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д

VI. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Целевая установка раздела

Формы организации учебной деятельности

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО

план

факт

предметные

метапредметные.

личностные

Самое великое чудо на свете   

3

Повторить правила обращения с книгами в библиотеке; развивать навыки чтения.

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, коллективная

Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги.

Регулятивные УУД

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

Познавательные УУД

Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

Коммуникативные УУД

Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.

Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

1

 Знакомство с учебником. Р.С. Сеф «Читателю»

1

2

 Самое великое чудо на свете. Библиотека. Книги.

1

3

  Наши проекты. О чем может рассказать школьная библиотека.

1

Устное народное творчество

16

Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству. Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом.

Фронтальная, работа в парах,  индивидуальная

Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку. Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. Знать: понятия "устное", "творчество", "народное", малые жанры фольклора.

Регулятивные УУД  Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Познавательные УУД

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные УУД

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.

Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов. Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.  Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером

 4

Устное народное творчество

1

5

Русские народные песни. Колыбельные.

1

6

Потешки и прибаутки.

1

7

  Считалки и небылицы.

1

8

Загадки.

1

9

 Пословицы и поговорки.

1

10

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет»

1

11

Проверка техники чтения (вход)

1

12

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

1

13

Русская народная сказка «У страха глаза  велики».

1

14

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

1

15

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

1

16

Русская народная сказка

«Каша из топора»

1

17

Русская народная сказка

«Гуси и лебеди».

1

18

Внеклассное чтение.

Русские народные сказки

1

19

 Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу №1.

1

Люблю природу русскую. Осень

9

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе.

Фронтальная, работа в парах,  индивидуальная

Уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; объяснить интересные. Знать: особенности стихотворений, рассказов.

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать, выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос

Регулятивные УУД  Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

Познавательные УУД

Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.  

Проявлять через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка). Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

20

Диагностическая работа (вход)

1

21

  Осенние загадки. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

1

22

К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила».

1

23

А.А. Фет «Ласточки пропали. И. Токмакова «Опустел скворечник»».

1

24

Осенние листья.

1

25

В.Берестов «Хитрые грибы

1

26

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1

27

Внеклассное чтение.

Стихи русских поэтов об осени.

1

28

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». 

Проверочная работа по разделу №2.

1

Русские писатели

14

Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать: особенности рассказов, стихотворений о животных.

Уметь: оценивать поступки героев, делить текст на части, определять главную мысль произведения

Регулятивные УУД  Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Познавательные УУД

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»).

Коммуникативные УУД

Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

29

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». 

1

30

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

1

31

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

1

32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

34

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

1

35

И.А Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

36

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». 

1

37

Л.П. Толстой «Старый дед и внучек».

1

38

Л.Н. Толстой «Филиппок».

1

39

Л.Н. Толстой  «Филиппок».

1

40

Л.Н. Толстой «Котенок»,

«Правда всего дороже».

1

41

 Внеклассное чтение.

Рассказы, сказки, басни русских писателей.

1

42

Обобщение по разделу «Русские писатели".

 Проверочная работа по разделу №3.

1

О братьях наших меньших

11

Развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев,  умение делить текст на части.

Фронтальная, работа в парах,  индивидуальная

Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Регулятивные УУД

Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом.  

Познавательные УУД

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

Коммуникативные УУД

Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.

43

 Н.Сладков «Они и мы», А. Шибаев Кто кем становится?» Б. Захадер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

44

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

45

М. Пришвин «Ребят и утята»

1

46

 М. Пришвин «Ребят и утята»

1

47

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

1

48

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

1

49

 В.В. Бианки «Музыкант»

1

50

В.В. Бианки «Сова».

1

51

Проверка техники чтения (рубеж)

1

52

Внеклассное чтение.

Рассказы о животных.

1

53

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Проверочная работа по разделу №4.

1

Из детских журналов

8

Учить составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Фронтальная, индивидуальная

Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать: особенности стихотворений.

Уметь: подбирать рифмы, выражать своё отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД

Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). 

Познавательные УУД

Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.

Различать  морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.

Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером

54

 Знакомство с детскими журналами. подготовка к проектной деятельности «Мой любимый детский журнал».

1

55

Д. Хармс  «Игра»

1

56

Д. Хармс  «Вы знаете?»

1

57

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

1

58

Д. Хармс  «Что это было?» «Очень-очень вкусный пирог» Ю.Д.Владимиров  «Чудаки»

1

59

  А.И. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

1

60

Внеклассное чтение.

Мой любимый детский журнал.

1

61

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Проверочная работа по разделу №5.

1

Люблю природу русскую

9

Познакомить с понятием метафора; формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности. Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте.

Фронтальная, работа в парах,  индивидуальная

Уметь прогнозировать содержание раздела, рассматривать сборники стихов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Знать: понятие "метафора", особенности стихотворений.  Уметь: анализировать стихотворный текст, работать с иллюстрацией, выделять главное в прочитанном тексте.

Регулятивные УУД

  Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

Познавательные УУД

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.

Коммуникативные УУД

Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа. Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.

62

 Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

1

63

И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Стихи о первом снеге

1

64

Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою»

1

65

С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» 

1

66

Русская народная сказка «Два мороза».

1

67

С.Михалков. «Новогодняя быль»

1

68

А.Л. Барто «Дело было в январе». С . Дрожжин «Улицей гуляет…»

1

69

Внеклассное чтение.

Стихи русских поэтов о зиме.

1

70

 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую».. Проверочная работа по разделу №6.

1

Писатели – детям  

17

Учить прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Фронтальная, работа в парах,  индивидуальная

Знать: особенности стихотворений и  рассказов.

Уметь: анализировать стихотворный текст, определять главную мысль произведения, характеризовать поступки героев, определять главную мысль произведения, составлять план текста, делить текст на части и озаглавливать их, анализировать прочитанное

Регулятивные УУД  

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

Коммуникативные УУД

Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка). Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

71

Писатели – детям.  К.Чуковский.

1

72

К.И. Чуковский

«Путаница» 

1

73

К.И. Чуковский

 « Радость»

1

74

К.И. Чуковский « Федорино горе»

1

75

К.И. Чуковский « Федорино горе»

1

76

С.Я. Маршак « Кот и лодыри»

1

77

С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли»

1

78

С.В.Михалков.«Мой щенок»

1

79

А.Л.Барто «Веревочка»,

1

80

А.Л. Барто «В школу»,  «Мы не заметили жука» 

1

81

А.Л. Барто «Вовка-добрая душа»

1

82

Н.Н.  Носов «Затейники»

1

83

 Н.Н.  Носов «Затейники»

1

84

Н.Н. Носов «Живая шляпа

1

85

Н.Н. Носов «На горке»

1

 86

 Внеклассное чтение.

Рассказы о детях и для детей.

1

87

Обобщение по разделу «Писатели детям». Проверочная работа по разделу №7.

1

Я и мои друзья

11

Развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту.

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Уметь

 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя.

Регулятивные УУД

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). 

Познавательные УУД

Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).

Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм. Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения. Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.

88

Я и мои друзья

1

89

В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» В.Лунин «Я и Вовка»

1

90

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

1

91

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

92

В.Осеева «Волшебное слово»

1

93

В.Осеева «Волшебное слово»

1

94

В.Осеева «Хорошее»

1

95

В.Осеева «Почему?»

1

96

В.Осеева «Почему?» 

1

97

Внеклассное чтение.

1

98

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверочная работа по разделу №8.

1

Люблю природу русскую. Весна.

10

Развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст.

Регулятивные УУД

  Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

Познавательные УУД

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.

Коммуникативные УУД

Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

99

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

1

100

Ф.И.  Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

1

101

А.Плещеев, Стихи о весне.

1

102

А. Блок, «На лугу» С. Маршак . «Снег теперь уже не тот…»

1

103

И. Бунин «Матери»

1

104

 А. Плещеев «В бурю»

1

105

Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

1

106

С Васильев «Белая берёза»

1

107

Внеклассное чтение.

Стихи русских поэтов о весне.

1

108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

Проверочная работа по разделу №9.

1

И в шутку и всерьез

13

Формировать умение восстанавливать последовательность событий по вопросам, развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Знать: особенности рассказов.

Уметь: отвечать на вопросы по тексту, оценивать поступки героев, составлять вопросы к тексту.

Регулятивные УУД  

Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

Познавательные УУД

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.

Коммуникативные УУД

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из  5-6 предложений по предложенной теме.

Различать  морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм. Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

109

 Б.Заходер «Что красивей всего?»,  «Товарищам детям»

1

110

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1

111

Э. Успенский «Чебурашка». Стихотворения

1

112

Э . Успенский «Чебурашка»,

1

113

 Э . Успенский «Если был бы я девчонкой»

1

114

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

1

115

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1

116

 Г.Остер «Будем знакомы»

1

117

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

118

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

119

Внеклассное чтение

Рассказы Драгунского.

1

120

 Диагностическая работа (выход)

1

121

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

Проверочная работа по разделу №10.

1

Литература зарубежных стран

15

Развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками.

Регулятивные УУД

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в  процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). 

Познавательные УУД

Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

Коммуникативные УУД

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор. Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

122

 Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

1

123

  Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»  

1

124

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1

125

Итоговая контрольная работа

1

126

Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

127

Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

128

Ш.Перро «Красная шапочка»

1

129

Проверка техники  чтения (выход)

1

130

Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

131

Э Хогарт «Мафии и паук»

1

132

Э Хогарт «Мафии и паук»

1

133

Внеклассное чтение.

Литературные сказки зарубежных писателей

1

134

 Проект «Мой любимый писатель- сказочник.

1

135

 Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверочная работа по разделу №11.

1

136

Повторение.

1

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  и  ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является  формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

 – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология  продуктивного чтения и  организация  работы в  парах и  малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

              К концу обучения во 2  классе учащиеся должны уметь:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Ориентировочные показатели  по темпу чтения:

2 класс:  30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,    40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. 1 Учебно-методический  комплект для обучающихся:

1. Климанова Л.Ф.,   Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреж

     дений (с CD-диском). В 2-х частях  – М.: Просвещение, 2014.

2. /Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.23 класс.– М.: Просвещение, 2014.

2.  Пособия для учителя: 

  1. Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учрежде  
  2. ний (с CD-диском). В 2-х частях  – М.: Просвещение, 2014.
  3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.  – М.: Просвещение, 2014.

  Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы– М.: Просвещение, 2014.

  1. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс /– М.: Просвещение, 2014.

 3. Наглядные пособия. Курс литературного чтения знакомит маленького читателя   с творчеством русских и советских писателей и

      поэтов.  На уроках   используются   портреты   писателей  ХIХ –ХХ веков.

 4.Технические средства обучения:  компьютер, медиапроектор, телевизор.

IX. Список литературы

Основная.

1. Казачкова С.П., Умнова М.С.. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.  – М.:  

    Планета, 2013.   – (Качество обучения).

2. Савинов Е.С. Серия «Стандарты второго поколения». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Начальная школа. -М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России

Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс. Школа России...

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К...

Рабочая программа литературному чтению. Школа России

Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение»....

Рабочая программа "Литературное чтение" Школа России 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...