Урок литературного чтения, 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения по программе "Школа России". Работа над содержанием произведения  В. Астафьева "Стрижонок Скрип".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Учитель: Каримова Минсирень Габделбаровна

Класс: 4 а ( Школа России)

Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цель: работать над  содержанием рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»,

делить текст на части, расширять знания о стрижах, прививать любовь и бережное отношение к животным

Задачи урока:

- формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

- развивать мышление, воображение, память, связную речь;

- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

- реализовать творческие способности школьников.

Предполагаемые  личностные и метапредметные результаты:

- овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

- умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- развитие навыков сотрудничеств- формирование активности на уроке;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации и рисунки, карточки с заданиями, учебник (литературное чтение 4 класс Л.Ф. Климанова), мультимедийное оборудование, толковый словарь, фонограмма «Звуки леса».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

1-2 мин.

Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, садитесь.

Сейчас я буду читать предложения, а последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят). Уши внимательно слушают и все ... (слышат). Голова хорошо ... (думает).

Сегодня на уроке вы работаете в группах,  и  какое правило вы должны выполнять.

На уроке вас ожидает много интересных заданий.  Вы готовы?

 Тогда мы начинаем.

Дети садятся по группам за парты.

Ответы хором.

Один за всех и все за одного.

Дети поднимают вместе руки наверх.

2.

А.О.З.

          5-6 мин.

- Чей портрет перед вами?   

- В каком году родился Виктор Петрович?

     -  Сколько лет исполнилось бы ему в этом году?

- А с каким произведением Виктора Петровича мы познакомились на прошлом уроке?

- Рассказ вам понравился?

- Ребята, к нам на урок пришли гости.  Как мы можем заинтересовать и познакомить их с этим произведением Виктора Астафьева?

- Давайте вместе вспомним этапы проекта.

- Перед вами лежат листы оценивания группы, на уроке вы должны выполнить 4 задания. За каждое правильно выполненное задание получаете -5 баллов.

- Виктор Петрович Астафьев   (СЛАЙД 1)

 - Дата рождения: 1 мая 1924год.

- В этом году ему исполнилось бы 95 лет.

- «Стрижонок Скрип».

- Да.

- Создать проект.      

       Этапы проекта:              (СЛАЙД 2)

  1. Сбор информации
  2. Работа в группе
  3. Защита проекта
  4. Общая оценка

Листы оценивания.  (Приложение 1)

3. Изучение нового материала

10-15  мин (23)

 

     

Задание № 1. «Хорошая память»

 Биография писателя.

- На урок вы должны были найти информацию о биографии Виктора Астафьева.

- Перед вами первое задание на  белом  листе. Там 5 вопросов.

Вам надо ответить на эти вопросы.  

     Ответы записываете  на этих   же  листочках, одним словом.

- В какой деревне родился Виктор Петрович?

- Кто занимался воспитанием?

- Кем был во время Великой Отечественной войны?

- Как звали жену?

- Чем занимался, когда вернулся с фронта?

   Поменялись местами, поменяли свои гнезда.

   Проверим работу другой группы.  Проверили, оценили.

   Вернитесь в своё гнездо.

- Дома вам надо было внимательно прочитать весь рассказ.

Физминутка для глаз .

Задание № 2  «Зоркий глаз» Анализ произведения.

Стрижам за день надо собрать очень много мошек и комаров. Свою находку они собирают в специальный гастрономический мешочек. Вот и вам надо собрать все ответы на вопросы в один мешочек.

 Перед вами лист чёрного цвета, на нём вы и найдёте задание № 2.

 К  нему прикреплены тетрадные листочки,  куда и будете записывать ответы.

 Ответы выписываем точными предложениями (1-2) из рассказа. Вопросов также ровно 5.      Вы их видите и на экране.                                                                                    

                                                                                                               (СЛАЙД 5)

- Как погиб папа стрижат?

- Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»?

- Как погибла мама стрижат?

- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли?

- Что заставило Скрипа строить норку?

Физкультурная разминка Звуки леса:

Встали, потянули ладошки к солнышку, присели, зачерпнули в ладошки родниковой водички, попили, зачерпнули ещё раз, умылись, вздохнули свежего воздуха, закрыли глаза и слушаем звуки леса.

Задание № 3 «Быстрый полёт» Скорость стрижей примерно 170 км в час.

Задание на коричневых листочках.

Соедините линиями  начало и конец предложений. Мне хочется узнать:

Какие же уроки усвоил Скрип?       Вопросов – предложений также 5.                                      (СЛАЙД 7)

- Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове….

- Должно быть, там, за норкой, опасно,…

- Конечно, откуда было Скрипу знать,

- Сбились в кучу стрижата

- Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё,

 Дети выполняют это задание.     (СЛАЙД 3)

ПРОВЕРКА. «Перелетите в другое гнездо».

Дети меняются местами, проверяют  и  оценивают работу другой группы.

Ответы                                                 (СЛАЙД 4)

Овсянка (Красноярский край), Бабушка (умерли родители), Солдатом (простым солдатом),  Мария (познакомились в госпитале, она была медсестрой), Учился ( не довелось учиться)

Дети садятся на свои места

Физминутка для глаз .

Выходит из группы  только один и передаёт свои ответы  другой группе.

Ответы детей                                  (СЛАЙД 6)

 

Его сшибли из рогатки мальчишки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага.

Тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях.

Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко. Потом залетали ещё стрижи и приносили еду и капли воды.

Но найти её он не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку.

 

Упражнения под музыку

Правильные ответы. (СЛАЙД 8)

что у него пропала всякая охота  отнимать еду у других.

раз мама -стрижиха так волнуется.

сколько врагов у маленьких проворных стрижей.

холодно без мамы, голодно

 и снова принялся за работу.

       5. Анализ произведения

10-15 мин

Задание № 4.  «Прощание до следующего лета». Работа с рисунками.

В каждой группе по 4 рисунка, распределите их по событиям, происходящим в рассказе. Чтобы у вас получился план пересказа.

 К каким отрывкам из произведений нарисованы эти рисунки.  Дайте название каждому рисунку.

Даю вам 2 минуты, чтобы вы подготовили рассказ по выбранному рисунку и рассказали партнёру по плечу.

Краткий пересказ эпизодов рассказа друг другу.

Дети дают название рисункам.

  1. Новорождённые стрижи.
  2. Кормление птенцов.

      3.  Первый полёт Скрипа.

      4.  Пора в дорогу.

Дети готовятся и рассказывают по рисунку соседу по плечу.

       6.

Рефлексия

7-8 мин

Возьмите лист оценивания всей группы.  Если вы правильно рассказали, ставим на них +. Плюсов должно быть столько, сколько человек из вашей группы успели рассказать.

Подчитывается количество баллов.

Ребята оцените свою работу в группе.

Лист самооценки.

Номер группы________

Фамилия, Имя _________________________

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да.

Б. Нет.

2. Дружно ли вы работали?

А. Дружно

Б. Очень трудно было договориться.

3. Тебе понравился результат работы группы?

А. Да.

Б. Нет

- Ребята, подумайте и ответьте, удалось ли автору полностью раскрыть  читателям о жизни стрижей?

- Писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Вопросы гостям. Дорогие гости,

- А удалось ли ребятам заинтересовать ВАС произведением «Стрижонок Скрип»?

- А  подтвердили ли  они, что тоже очень дружные ребята, как стрижи?

- А урок вам понравился? Если да, то положите перед собой круг желтого цвета, это солнышко. Но, а если нет, то круг синего цвета, это маленькая тучка.

Дети подчитывают количество баллов группы.

Получает каждый ребёнок лист самооценки.

   

Да.

Да.

   

Дети кладут перед собой круги желтого или синего цвета.                        

7.Домашнее задание

Подготовить пересказ рассказа по плану.

Спасибо за урок.

План – рисунки  рассказа на доске.

Приложение

    Этапы выполнения слайд 1

  1. Сбор информации
  2. Работа в группе
  3. Защита проекта
  4. Общая оценка.

Слайд 2

Задание 1.

В какой деревне родился?

Кто занимался воспитанием?

Кем был во время Великой Отечественной войны?

Как звали жену?

Кем работал, когда вернулся с фронта?

      О какой птице написал рассказ?

Слайд 3 Овсянка, Бабушка, Солдатом,  Мария, Учитель,   Стрижонок

Слайд 4

Задание 2

Вопросы

- Как стрижонок Скрип появился на свет?

- Как погиб папа стрижат?

- Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»?

- Как погибла мама стрижат?

- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли?

- Что заставило Скрипа строить норку?

- Как Скрип понял, что норка маленькая?  

Слайд 5 Ответы

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке.

Его сшибли из рогатки мальчишки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага.

Тут сокол развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях.

Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко. Потом залетали ещё стрижи и приносили еду и капли воды.

Но найти её он не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку.

Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа.

Слайд 6 Задание 3. Какие уроки усвоил Скрип?

     

Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове….

     и уносят с собой лето

Должно быть, там, за норкой, опасно,

     и снова принялся за работу

 Конечно, откуда было Скрипу знать

   холодно без мамы, голодно

Сбились в кучу стрижата,

раз мама -стрижиха так волнуется

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел,

что он уже сам, один, летает над рекой.

Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё,

что у него пропала всякая охота  отнимать еду у других.

Стрижи улетают в одну ночь

сколько врагов у маленьких проворных стрижей.

Слайд 7  

Тогда мама так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота  отнимать еду у других.

Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама -стрижиха так волнуется.

Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей.

Сбились в кучу стрижата, холодно без мамы, голодно.

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой.

Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё,   и снова принялся за работу.

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой лето.

Задание 4 

Краткий пересказ эпизодов рассказа. Оценивание рисунка.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...