Унылая пора! Очей очарованье!..
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Андрианова Наталья Владиславовна

Урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc664 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок внеклассного чтения.

                  Тема:  Унылая пора! Очей очарованье!..

 

                          Осень и поэзия, мы знаем,

                          Неразлучны с пушкинских времен.

                   Цели:   расширять представления учащихся о неповторимой красоте и обворожительности осени, вдохновляющей поэтов, художников, композиторов на творчество; развивать образное мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь; формировать навыки толерантного общения, умения аргументировать свою точку зрения, находить альтернативное решение проблемы; совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

           

                   Тип урока: комбинированный.

                   Методы интерактивного обучения:

                  - ассоциативный куст;

                  - Шляпы де Боно;

                  - работа в парах;

                  - стратегии небольших групп;

                  - упражнение «Интрига»;

                  - «мозговой штурм»;

                  - инсценирование.

                     Оборудование:  записи мелодий «Сентябрь» И.Крутого и «Времена года» А.Вивальди; творческие работы детей по теме «Унылая пора! Очей очарованье!..», таблицы с заданиями для работы в парах и в группах, индивидуальные карточки для работы в парах «Интрига», Правила работы в группах, « Поэтический ассоциативный  осенний куст», «Приметы осени», презентация.

                                               Ход  урока

I. Организационная часть.

1. Вводное слово учителя ( звучит фрагмент музыкальной пьесы И.Крутого «Сентябрь».)

  -   Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно, и родина тоже одна. Мы без родины, точно дерево без корня.

       

      Да, мы любим свою землю. Не можем жить без звонкой струи ручья, без запаха прелых листьев, без синей мохнатой головки василька.

      Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всем этим проникнуто искусство народа.

      Сколько удивительных волшебников слова, звука, краски способны передать красоту родной земли!

      Их искусство рождается из чувства любви к родине, к удивительной и прекрасной природе родного края. «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем…»

                                                                                                                  ( М.Пришвин)

      Сегодняшний урок посвящен поэзии Природы, упражнение «Интрига» поможет вам уточнить, какое же время года своей красотой и обворожительностью вдохновляло не тголько поэтов, но и композиторов, художников на творчество.

  1.  Интерактивное упражнение «Интрига» («Зашифрованное слово»)

             ОКИ – КИ + СУ – У + ЕЛ – Л + НО – О + Ь

  1.  Мотивация  учебной деятельности, сообщение темы, целей и задач урока.

 -    Урок откроет нам мир удивительный и прекрасный. Это мир родной природы, мир красоты родной земли, воплощенный в поэтическом слове.

       Поэзия – это чудо, которое имеет душу, сердце, способное заставить нас засмеяться и плакать.

        Вас  ожидает и радость узнавания, возвращения памятью к тому, что помогло сформировать в вас  чувство прекрасного, чувства природы.

        Вас ждет в этом мире поэзии и радость открытия нового, неизвестного. Распахните свои сердца навстречу прекрасному, ощутите, что такое красота, добро, а поэзия природы станет другом на всю жизнь.

        II. Актуализация опорных знаний.

Какие вы знаете времена года?

-    Назовите любимое время года.

-    Чем оно вам нравится?

-    А какое сейчас время года?

-    Назовите осенние месяцы.

-    Кому нравится златовласая осень? Чем?

-    Какое настроение у вас вызывает осенний пейзаж?

Посмотрите на иллюстрации на доске и уберите те, которые не соответствуют нынешней поре года.

III. Восприятие и осознание учебного материала.

  1. Интерактивный метод Шляпы де Боно.
  1. Белая – сбор информации.

 

 - Что вы знаете об осени?

 - Откуда вы это знаете?

 - Составим ассоциативный куст.

                            Ассоциативный куст.

                                                      Листопад

      Праздник Покрова                                                     Дни  короче, ночи…

Отлет птиц                                                                                               Сбор урожая

                                                         ОСЕНЬ  

         Похолодание                                                                               Животные

                                                                                                               готовятся

                                                                                                                  к зиме

                                  Бабье лето                                               Озимь

                                                                 

                                                           Ненастье          

                 дождь           туман                слякоть                   грязь               ветер

Поэтический ассоциативный осенний куст, так как «осень и поэзия, мы знаем, неразлучны с пушкинских времен» (Н.Рыленков)

-  Соотнести поэзию и прозу по часовой стрелке,начиная от явления  листопад.

Поэтический ассоциативный осенний куст.

         -    Быть может, первый листопад

              Встречает этот клен.

              В свой самый праздничный наряд

              Переоделся он.          (В.Берестов)

          -   Дни короче стали,

             Будто бы устали,

             Солнцу прошептали:

            «Спи, спокойных снов».               (Е.Переписная).

        -    Весна красна цветами, а осень  - плодами.

       -    По лесам гуляет осень.

            Краше этой нет поры!

            И в лукошках мы уносим

            Леса щедрые дары!

       -    Попрятались насекомые… Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила. Хомяк с    поля наносил овса и гороха, кладовую свою набил. Сам рядом спит, припас сторожит.  

                                                                                                                 (По П. Слацкову)

       -   Уж озимь яркая

           блеснула изумрудом…      (А.С.Пушкин)  

                                       

      -  Осенью дни ненастные, а весною – ясные.                (Народная мудрость)

      - Скучная картина!

        Тучи без конца,

        Дождик так и льется,

        Лужи у крыльца.              (А.Плещеев)

      -  Есть время природы особого света,

        Неяркого солнца, нежнейшого зноя.

        Оно называется бабье лето

        И в прелести спорит с самою весною.    (О.Бертгольц)

     -  Холодный воздух так угрюм

        И так спокойно ароматен (К.Фофанов)

     -  С гусиными стаями

        Доброе лето

        В далекие теплые

        страны летит.     (В.Суслов)

      -  С праздником Покрова (14 октября) связаны предсказания будущего урожая, погоды. После Покрова начинает напоминать о себе зима.

  1. Красная – ощущения, впечатления, активные эмоции человека.

         а)  Слушание фрагмента инструментальной музыки И. Крутого «Сентябрь»

б)  Сопоставление поэтических строк (декламируют учащиеся)

      Унылая пора! Очей очарованье!

      Приятна мне твоя

                          прощальная краса –

      Люблю я пышное природы увяданье,

      В багрец и в золото одетые леса…

                                              (А.С.Пушкин)

                Не обгорят рябиновые кисти,

                От желтизны не пропадет трава,

                Как дерево роняет тихо листья,

                Так я роняю грустные слова.

                                                    (С.Есенин)

                           Опять осенняя погода!

                           Но мягкой влажности полна.

                           Люблю я это время года,

                           Мне сердце веселит она.

                                                              (С.Есенин)    

   -   Какие чувства испытали вы во время звучания музыки, поэтических строк?

   -  Какие впечатления, настроение вызывает лично у вас златовласая осень? Поделитесь своими  ошущениями..

  1. Желтая – преимущество, выгода, польза.

а)  Осенью природа увядает, начинается ненастье.

   Туча небо кроет, солнце не блестит,

   Ветер в поле воет, дождик моросит.

                                                (А.Плещеев)

- Это плохо…

- Но что в этом хорошего?

Осенние дожди поят, кормят землю, что способствует хорошему будущему урожаю..

«Не все ненастье, проглянет и красное солнышко» - гласит народная мудрость.

б)     -  Природа увядает… Мы грустим и вместе с тем восхищаемся, очаровываемся красотой                осеннего пейзажа, многоцветием красок.


Если бы собрать все лучшие стихотворения об осени, то , пожалуй, составился из них бы целый том.

   Авторов многих стихотворений, поэтов уже нет рядом с нами. Но они и через годы, и через столетия продолжают дарить нам  воплощенную в поэтическом слове красоту и очарование осенней природы.

   И мы спокойны, ибо знаем, что «не обгорят рябиновые кисти,  от желтизны не пропадет трава». (С.Есенин)

 

                      Вянет Природа

                      Только на малое время;

                      Всё оживится,

                      Всё обновится весною:

                      С гордой улыбкой

                      Снова Природа восстанет.

                                      (Н.Карамзин)

в)    - Птицы улетают в тёплые края, покидают родные места, свитые гнезда.

 Смолкли птичьи голоса. В сердце грустные думы. Печально..  Но что в этом хорошего?

Птицы не погибнут от холода и голода. Теплые края спасут им жизнь. Весной они вновь возвратятся домой.

« Зима ненадолго, зима – до весны» (Народная мудрость)

г)   - Полна чудес могучая Природа! Осень приходит не только с увяданием, но и с урожаем, с обильными дарами природы.

                   Собирают осенью урожай плодов.

                   Много людям радости

                   После всех трудов.

  1. Черная  - помогает увидеть отрицательные стороны.

- Как изменяется погода осенью?

«Льет дождь холодный, точно лед» (И.Бунин)

-  Как похолодание сказывается на самочувствии человека?

-  Назовите простудные заболевания.

-  Как уберечься от простудных заболеваний?

-  Осенью дни короче, ночи длиннее…

-  Что в этом плохого?

5.   Зеленая – цвет исследований, новых идей.

     -  Предположим, что в году 3 времени года (зима, весна, лето), нет осени. Ваше мнение…

     -  Можно ли избежать листопада?

     -  Помимо явления листопада, наблюдается ветвепад. Послушайте текст.

   Некоторые деревья осенью сбрасывают не только листву, но и часть своих ветвей. Ветвепад можно наблюдать у осины. Приходите поздней осенью в лес и посмотрите на землю под старой осиной.

        Тут и там под деревом валяются живые веточки разной длины. На конце каждой – почки. Следующей весной почка могла бы распуститься. Как же они оторвались от дерева? Никакой поломки тут не было. Дерево намеренно избавляется от «лишних»  ветвей.

                                                                                                   ( По В.Петрову)

   -   Посоветовали бы вы осени поменять листопад на ветвепад?

   -  Допустим, природа осенью не увядает. Что из этого следует?

  1. Синяя  -  размышление о мышлении.

-  Какие выводы можно сделать в процессе обсуждения, используя интерактивный метод Шляпы де Боно?

 Вывод:  не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна, и лето.

Работа в парах.

Метод «Интрига»

  1. К + рот – т + ета – а
  2. Ух – х + об – об + же – е
  3. Ле – е + ир – р + ст + о – о
  4. Зе – е + оль – ь + от + ой
  5. Вл + ау – у + жн + уи – и + ю
  6. Зо – о +еп – п + мл + ю
  7. Вста – а – ст ля – я + еч – ч + св – в + у
  8. Сол – ол + му – у + елок – к
  9. Теп – еп + опф – ф  + чу
  10. Жи + л  - жил + я
  11. Нем – ем + ог + х – х + ой
  12. Ве + сн – сн + шл – л + нюю
  13. Лап – ап + ер – р + сац – ц
  14. Кр + от – от + ас + ул – л

   Учащиеся работают в парах по индивидуальным карточкам ( время 1 минута) По завершении работы, каждая пара «цепочкой» называет расшифрованное слово.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

  Физминутка.

Работа в группах.

  1. Правила работы в группах.

   -   Перед началом работы выбрать командира;

   -   Внимательно слушать задание – инструкцию;

   -   Работать так, чтобы не мешать другим;

   -   Выслушивать мнение каждого члена группы;

   -   Придерживаться правила поднятой руки;

   -   Давать возможность презентовать исследования всем членам группы;

   -   Придерживаться отведенного времени.

2.   Объединение в группы с помощью осенних букетов.

      Синоптики – дубовые;

      Этнографы – кленовые;

      Прозаики – тополиные;

       Экологи – рябиновые;

       Поэты - калиновые;

  1. «Настройка» на слаженную работу в группах.

Трудно одному – сделаем вместе,

Помним об ответственности и чести.

  4.   Ознакомление групп с заданиями инструкциями.

                      СИНОПТИКИ

        Девиз: «У природы нет плохой погоды,

                       Всякая погода благодать!»

         Инструкция: 1. Соединить части народных примет погоды.

         Птицы нахохлились –                                                готовь варежки про запас.

         Паук усиленно плетёт сети -                                    будет непогода.

         Пришёл Спас -                                                            вскоре ударят морозы.

         Муравьи прячутся в гнёзда -                                     к грозе.

         Если воробьи порхают под крышу

         с соломинкой -                                                            к сухой погоде.

            2.  Отработать скороговорку:

                  У нас во дворе – подворье

                  Погода размокропогодилась.

                 3. Презентация домашнего задания.

                          Назвать приметы осени

  Сентябрьский гром предвещает тёплую осень, а октябрьский – белоснежную      зиму.

   Долго не улетают скворцы – осень будет сухой.

   На дубе много желудей – на морозную зиму.

   Поздний гриб – поздний снег.

   Поздний листопад обещает суровую и продолжительную зиму.

   Журавли   летят на юг высоко, слегка курлыкая,  -  на продолжительную осень.

                                      ЭТНОГРАФЫ

                   Девиз: « Традиции народа чтить,

                                 Чтоб душу красотой обогатить.»

                    Инструкция:

  1. Закончить пословицы.

Весна красна цветами, а осень –….   .

Осенью дни …  , а весною ясные.

Не все ненастье – проглянет и красное …  .

Цыплят по осени  …  .

Слова для справок:  плодами, ненастье, солнышко, считают

  1. Отгадать загадки:

Несу я урожаи.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я … .

             

                           По небесам оравою

                           Бегут мешки дырявые,

                             И бывает иногда:

                             Из мешков течет вода.

Эти ягоды найдёте

На большом лесном болоте,

Словно там набросаны

Красные горошины.

  1. Презентация домашнего задания.

Подготовить краткую информацию об осеннем празднике Покрова.

 Праздник Покрова (14 октября) впервые начали праздновать в Греции. Он связан с легендой об осаде Константинополя  врагами и помощи Божьей Матери. Жители города собрались в церкви, чтобы помолиться о спасении города. В полночь им было видение Божьей Матери – Богородицы, которая подняла над головами людей омофор – вышитое церковное покрывало. Это был своеобразный знак, символизирующий будущую победу.

Отсюда и пошло название праздника – Покрова.

                       

                                        ЭКОЛОГИ

Девиз:  Помни прадедов – заповедного не трогай» (В.Даль).

Инструкция:

  1. Разрешение проблемной ситуации. Инсценировка.

-  Прочитайте текст.

-  Как вы считаете, доброе ли дело сделал герой рассказа?

-  Как бы вы поступили на его месте?

                                                Жалейкин

    Жалейкин – мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, хочется ему всё исправить и сделать доброе дело.

   Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул. Туристы костёр не залили, бумажки, банки и склянки не собрали.

   -  Как вам, неряхи, не жалко портить такой бережок?! – вскричал Жалейкин.

   -  Придётся навести порядок! Не собрать ли весь мусор и бросить в пруд?

    Снова стал бережок чистеньким и красивым.

                                                                                    (По Н. Сладкову)

      2.     Назовите экологические проблемы родного города.

-  Что вы предлагаете для улучшения экологической обстановки?

3.    Презентация домашнего задания.

    Озвучить знаки поведения в природе ( по таблицам)

     4.   Советы учителя:

             -  Пожалуйста, постарайтесь, чтобы за всю вашу жизнь ноги не раздавили ни одного муравья. Руки не убили ни одного живого существа. А сердце было добрым ко всему,что бегает, плавает, ползает, летает и квакает.

              Осинки в лесу зазря не срубите,

              В корнях родничок, что клад берегите,

              На муравейник не наступите,

              Любите всё живое, живых любите!

                      ПРОЗАИКИ

         Девиз:  «Кто говорит, тот сеет;

                         Кто слушает – собирает»

         Инструкция:

  1. Выбрать из текста образные слова.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых      монеток . Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки.

                  Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул,  и брызнула туча и сразу вся    разошлась дождём.

                 Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи , и мокрые леса и поля засверкали.

                                                                                 ( М. Пришвин)          

  1. Презентация домашнего задания .

        Сочинение – миниатюра ( в прозе)

           « Листает октябрь золотые страницы,

               А белым берёзкам зима уже снится».

                                                ПОЭТЫ

               Девиз: «Осень и поэзия, мы знаем,

                              Неразлучны с пушкинских времён».

                  Инструкция:

  1. Быстро слово называйте  -  рифму подбирайте.

Солнышко -  …., …, ….;

Листочки - …, …, …;

Греет  -  …, …, …;

Высоко - …, …, …;

Леса - …, …, … .

  1. Восстановите стихотворение, обращая внимание на знаки препинания.

ночью ветер злится

на дворе темно.

С вечера всё спится,

да стучит в окно.

Лист сухой валится,

перекати – поле

выйдешь -  поневоле

Смотришь  - через поле

тяжело хоть плачь!

прыгает как мяч.

                               (А.Фет)

      3.  Какое слово надо вставить? (Упражнение «Недостающее слово»)

               Под ногами в листопад

              Листья жёлтые …

              А под листьями …

              Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

              Папа, мама и ребёнок.

                                      (В.Голяховский)

       4.  Презентация домашнего задания.

           Выразительное чтение стихотворений об осени.

               5.    Презентации групп.

               6.    Обобщение. (работа по капточкам)

                  В каждом ряду найти «лишнее» слово:

     Тютчев, Есенин, Фет, Бунин, Исаковский, Пришвин;

      Гладиолусы, тюльпаны, астры, хризантемы, георгины, иван-да-марья;

      Клён, берёза, осина, сосна, дуб, тополь;

         Журавли, ласточки, вороны, скворцы, жаворонки, щеглы;

         Туман, дождь, грязь, оттепель, ветры, тучи;

               IV. Рефлексия урока.

                -    Над какой темой урока мы сегодня работали?

                -    Сравните реальные результаты с ожиданиями.

                -    Что можете сказать о рабочей обстановке на уроке?

                -     Что вы заметили в ходе вашего личного творческого процесса?

                -     Какие трудности возникли у вас на сегодняшнем уроке?

                -     Почему осень называют золотой и щедрой?

                -     Что является существенным отличием осени от других времён года?

                -      Произведения каких поэтов произвели на вас наибольшее впечатление?

                -      Можете ли вы представить себе осень без слякоти, без увядания природы, без туч и пронзительных ветров? 

                -     Кто автор этих поэтических строк?

                           Не обгорят рябиновые кисти,

                           От желтизны не пропадёт трава,

                           Как дерево роняет тихо листья,

                            Так я роняю грустные слова.

                 -      Кто, по вашему мнению, декламировал поэзию осени на высоком уровне, проникновенно, выразительно, соблюдая логические ударения и паузы?   

                 -    Просигнальте карточками о своём эмоциональном настроении.

                        Самооценка.

                                

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.С.Пушкин стихотворение "Унылая пора! Очей очарованье!"

презентация разработана к учебнику В.Лазаревой "Литературное чтение" 2 класс (система Л.В.Занкова)...

праздник "Унылая пора! Очей очарованье..."

Праздник Осени для 1-2 классов с использованием межпредметных связей (стихов об осени русских поэтов, народных примет, загадок). Гости на празднике - Осень и осеннние месяцы....

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!»

Обобщение по разделу «Унылая пора! Очей очарованье!» УМК Гармония. Урок-путешествие...

Интегрированный урок во 2 классе по теме: «Унылая пора! Очей очарованье!». Осень в поэзии, музыке, живописи.

          Через музыку, пейзажную живопись, поэзию  почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров искусства...

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Унылая пора! Очей очарованье!...

Праздник "Унылая пора! Очей очарованье!"

Познавательное мероприятие на котором обучающиеся повторяют осенние месяцы, узнают о приметах и признаках осени в игровой форме....