Урок чтения в сдвоенном классе (7-8 класс) с элементами критического мышления Тема: «Биография Н.И. Рыленкова»
план-конспект урока по чтению

Ершова Ольга Александровна

Методическая разработка посвящена теме «Развитие критического мышления учащихся на уроках». Цель. Использование методических приёмов технологии развития «критического мышления» на уроках чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_7-8_klasse_s_rkm.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки»

Урок чтения в сдвоенном классе (7-8 класс) с элементами критического мышления

Тема: «Биография Н.И. Рыленкова»

Учитель: Ершова О.А.

2017 год

Методическая разработка посвящена теме «Развитие критического мышления учащихся на уроках». Цель. Использование методических приёмов технологии развития «критического мышления» на уроках чтения. Представляю один урок из системы уроков чтения с использованием методических приёмов технологии развития «критического мышления» в сдвоенном классе 7-8. Урок можно провести при изучении любого предмета по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быть интересна учителям использующие данную технологию. Урок состоит из четырёх стадий. Каждый этап имеет свои методические приёмы. Здесь они могут увидеть роль методических приёмов технологии развития «критического мышления» в повышении интереса к предмету.

      Сегодня большое внимание уделяется использованию в процессе обучения современных образовательных технологий. Для своей методической разработки выбрала тему: «Развитие критического мышления учащихся на уроках». Считаю эту тему актуальной, ведь современный школьник по-иному видит мир. Традиционные формы работы ему неинтересны, поэтому в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

      Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

   Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Такие методические приёмы, как «Дерев предсказаний», «Толстые и тонкие вопросы», «Ассоциации». «Мозговой штурм», «Идел», «Фишбоун», «Фразеологизмы и пословицы», «Дерево успеха»- очень интересны детям. Их применение делает уроки интересными, творческими, важными.

Учебник

 Чтение 7 класс учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

Тема программы

Из литературы 20 века. Николай Иванович Рыленков.

Тема урока

 Биография Н.И.Рыленкова

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока

Смешанный

Технология

Используются элементы технологии развития «критического мышления».

Методы обучения

Репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, исследовательский.

Методы познания

Логический, анализ, сравнение, моделирование.

Формы работы

Индивидуальная, коллективная, парная.

Материально-техническое обеспечение урока 

Компьютер, экран, мультимедиапроектор 

Методическая цель

 Создание условий для развития творческих способностей, способностей к критическому мышлению, рефлексии.

Педагогические цели

 Метод направленный на развитие критического мышления на основе биографии Н.И.Рыленкова.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Связь с математикой, письмом,  изо.  Прослеживается связь с жизнью.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Методы и формы

обучения

Признаки решения дидактических задач

Предварительная работа

Обучающихся 7-8 класса разделить на группы по принципу: слабому предложено вытянуть из жребия ребенка сильного для работы в парах на уроке. (парты стоят в форме «дерева»)

(Белый верх, чёрный низ, зеленые галстуки). Зеленый цвет- спокойствие, вдумчивость, уравновешенность, вежливость. Это то что нужно на данном уроке.

Индивидуальный

Беседа

Настроится на дальнейшую работу.

 Стадия «Вызова»

Игра «Аукион» продаётся книга, по принципу игры «Да или нет».

  Приём толстые и тонкие вопросы.

Коллективный

Информационно-рецептивный,

беседа.

Умение настроиться на дальнейшую работу

 

Приём «Кластер» ключевые слова «книга» и «чтение».

  Найти общие признаки этих слов.

Коллективный

Репродуктивный

Умение работать самостоятельно и ответственно

 

 Вы пришли на урок получать знания. Я предлагаю два пути. 1 путь: читаем, записываем, отвечаем, получаем оценки. И 2 путь, передо мной коробка с оценками, чтобы их получить, надо пройти н простой путь к знаниям, но интересный.

 Дети выбрали голосованием второй путь.

Индивидуальный

 

Беседа,

 

Умение работать активно, развитие коммуникатив

ных навыков.

Умение делать выводы

 

 (на доске пустой ватман) приём «Асоциация»

Обучающиеся предлагают свои варианты, (обращаю их внимание на расставленные парты, зеленые ленточки на что — это всё похоже). Дети   отвечают – парты расставлены форме «дерева», а на шее у них повязаны зеленые «листочки».

 

 

Индивидуальный, фронтальный

 .

Проблемный метод

 

 

 

 

 

Умение работать с дополнитель

ными источниками, умение графически систематизиро

вать материал.

 

Нацеливает на дальнейшую работу.

- Какая связь между «деревом» и «ватманом»?

(слайд с портретом молодого писателя Н.И.Рыленков)

- Что общео между «деревом» и «человеком»?

 Один обучающийся рисует ствол дерева. Ответы детей.

Индивидуальный Коллективный    

Репродуктивный

 

 

Сообщения

Умение самостоятельно находить нужный материал.

 

 Приём «Дерево предсказаний» и «мозговой штурм», «толстые и тонкие вопрсы».

- Кто изображён на портрете? (собираются и записываются все мнения обучающихся, даже самые фантастические).

 Составляется детьми «биографическое дерево», «ветки» - это предполагаемые факты детей о человеке изображённого на портрете.

Коллективная

Исследователь

ский

Умение работать со словарём, умение сравнивать и делать выводы.

 

 - Вы хотите узнать о ком мы собирали эту информацию и проверить её достоверность?

- А что может нам помочь в этом деле?

 Ответы детей (книга, учебник, Интернет).

 Фронтальный

 

 

Умение представить собственные идеи.

 Стадия «Осмысления»

(открываю следующий слайд, где изображен Н.И.Рыленков в возрасте).

– Что может объединять эти два портрета?

- Первый помощник для ученика – это учебник. Проверим ваши предположения. Откройте страницу с помощью игры «Асоциация»- «лебедь», «ватрушка», «бублик»-  стр.230.

 Дети находят общие черты лица. Сравнивают портрет в учебнике со слайдом, удостоверились, что это один и тот же человек.

Групповая

  Поисковый метод

 

Работа с книгой

Умение находить нужный материал, умение вычленять главное, делать выводы, умение работать в паре.

 

 (вывешивается дерево взрослое красивое)

- Что общего между этим деревом и вторым портретом?

  Учитель предлагает детям проверить информацию на «дереве предсказаний» о данном человеке, через информационные носители. Составить новое достоверное «биографическое дерево». Приём «Инсерт».

 Дети высказывают свои идеи.

 

Индивидуальный

Исследователь

ский

 

Самостоятельная работа

Дискуссия.

 

 

Умение отслеживать материал, умение представлять материал.

Умение сравнивать объекты,

Умение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

 

 - Найти в учебнике: Ф. И.О., дату рождения, место рождения, семья. Черты характера: 1группа ищет по дате рождения, а 2 – по знаку зодиака ( в распечатках). Деятельность, темы для творчества, произведения- 1группа «русская природа», 2- «русская история», все вместе – «русское искусство».

«Биографическое дерево» заполняется детьми.

 

Групповая

 

- Вот мы и создали с вами «Биографическое дерево».

- Сколько моментов мы предугадали, вы видите они вычеркнуты на «дереве предсказания».

- И сколько узнали нового, с помощью интересных игр, заданий. Приём «Акрослово».

К согласной букве в слове «дерево» подберите глаголы с помощью, которых мы работали на уроке. А к гласным- существительное, что было в работе между нами.

Ответы детей:

 «д» - думали

«е» - единство

«р» - размышляли

«е» - единомыслие

«в» - высказывали

«о» - ответственность

Коллективный

Репродуктивный

Умение высказывать своё мнение.

Стадия «Размышления»

Рефлексия

Приём «Фразеологизмы и пословицы».

- Подберите выражения, соответствующие вашему восприятию урока.

- Кому вы доверяете коробку с вашими оценками?

(учитель подходит к каждому ученику и тот достаёт поощрительную, словесную карточку).

Дети выбирают:

- слышал краем уха;

- хлопал ушами;

- шевелил мозгами;

- считал ворон;

- древо познания;

- мы пахали.

Индивидуальный

Беседа

Умение оценивать свою работу.

 Процесс обучения направлен на: индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование; обучение на основе критического, аналитического, логического мышления; обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний; гибкость учебных и образовательных программ.

А в результате: создание условий для комфортной жизни сейчас: в данной школе, в данном коллективе; формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира; постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса

 Использование методических приёмов технологии развития «критического мышления» просто необходимо. Проведя сравнение уроков чтения, проведённых в 7-8 классе, одни из которых содержали методические приёмы технологии развития «критического мышления», а другие - нет, сделала выводы:

        На уроках с использованием приёмов технологии активны все учащиеся.

       Знания, приобретаемые в деятельности форме, запоминаются надолго.

       Учащиеся формулируют свои собственные цели и способы их достижения.

       Учащиеся честны в своих рассуждениях, каждый отстаивает свою точку зрения.

            Отвергают ненужную и неверную информацию.

            Понимают, как различные части информации связаны между собой.

            Делают выводы о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек.  Таким образом, наша задача - создать условия для становления высоконравственной, самостоятельной, творчески мыслящей личности!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Урок по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик» с элементами критического мышления

Тема : Сложение и вычитание двузначных чисел в столбикТип урока: введение нового материалаОбразовательная программа"Школа 2100".Время проведения:декабрь.Учебник:Т.Е. Демидова; С.А. Козлова "Моя матема...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...

Урок окружающего мира в 4-м классе с приемами развития критического мышления. Тема: "Зона арктических пустынь"

УРОК ПОСТРОЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО...

Методическая разработка игрового занятия в ГПД с использованием элементов критического мышления и компьютерных технологий на тему: "Игра-путешествие "По страницам любимых сказок"".

Методическая разработка игрового занятия в ГПД (3 класс) с использованием элементов критического мышления и компьютерных технологий на тему: "Игра-путешествие "По страницам любимых сказок&qu...