Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хрянина Ирина Эдуардовна

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Береги лес28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Берегите лес»

Цель урока: Формирование экологической культуры личности, развитие критического мышления второклассников на основе осмысления роли леса в жизни человека и общества

Задачи:

  • Обучающая: сформировать представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Планируемые результаты:

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать  навык смыслового чтения;
  • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
  • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, ребус, игра, пословица;
  • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

Предметные:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • доказывать необходимость бережного отношения и защиты природы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. «Окружающий мир», презентация, раздаточный материал (тексты, кластер, рабочие тетради,)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент/

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Самоопределение к деятельности

Вызов

Практическая работа.

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!...

Вводная беседа:

-О чем хотел сказать автор этих строк?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

-Согласны ли вы с автором стихотворения?

-О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока: «Береги лес»

Задание: Сформулируйте и запишите тему урока

-Что мы знаем о лесе?

Практическая работа: составление кластера:

Лес: понятие, виды леса, взаимосвязь растений и животных, что дает лес, охрана леса человеком

-Что мы не знаем о лесе?

Задание: Сформулируй вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Значение леса для человека?

Кто следит за чистотой в лесу?

Какова роль обитателей леса?

Как сохранить лес?

Тема урока: «Береги лес»

Запись темы в тетрадь

Работа в парах письменно в тетрадях

Работа с таблицей

Осмысление содержания

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Чтение текста «Лес» с маркировкой

(прием «ИНСЕРТ»:

V уже знал

- думал иначе

+ новое

? не понял)

- Ребята, читая текст, будьте внимательны, делайте, пожалуйста, пометки на полях после каждого абзаца.

- Ребята, почему нельзя вторгаться в законы леса?

- Посмотрите, что может случиться, если человек забудет о правилах поведения в лесу (слайд)

 Как вы поступите? Кто согласен с мнением одноклассников? У кого имеется своя точка зрения?

- Ребята, мы с вами рассмотрели еще одну из задач урока.

-Много ли леса на нашей планете?

-  Лес занимает 30% суши.

- Лес-это легкие планеты.

Аналитическая беседа по тексту:

-Что мы уже знаем о лесе?

-В чем наши знания и информация в тексте совпали?

-Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

-Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Ребята, вы будете работать в группах.  

Помните о взаимоподдержке, доброжелательности, о такте. 

Практическая работа:

Игра «Как вы думаете».

Каждая группа может воспользоваться  конвертом №1.  Перед вами карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда - всегда». Вы по очереди берете карточки, читаете суждение и по своему усмотрению раскладываете карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

Карточки с суждениями:

1. Лиственные деревья осенью скидывают свои листья. (Всегда)

2. Хвойные деревья оставляют на зиму хвою. (Всегда)

3. Лиственные леса стоят, одетые в золото.  (Иногда)

4.  Засушливой осенью в лесах появляются грибы. (Никогда)

5.Растения дышат, питаются, размножаются. (Всегда)

6.Зеленая лягушка выходит на сушу, чтобы добыть себе пищу. (Всегда)

7. Дятлы питаются насекомыми, которых всегда ловят в воздухе. (Никогда)

8.  Жуки-плавунцы поднимаются на поверхность воды, чтобы набрать запас воздуха для дыхания. (Иногда)

9.  Лиственница выше сосны и ели.  (Всегда)

10.  Ворона разоряет гнезда других птиц.  (Иногда).

Выслушивание мнений учащихся.

Высказывание своей точки зрения.

Самостоятельное чтение текста в  учебнике. Делают карандашом пометки на полях.

Переработка информации.

   После работы с текстом ребята обсуждают и цитируют абзацы. Отвечают на вопросы: Почему лес нужно беречь? Что может вызвать пожар в лесу?

Предполагают, сколько на Земле леса и осознают, что его нужно беречь. Иначе, останется выжженная пустыня.

Рефлексия

-Что мы можем изменить в кластере «Лес»?

Практическая работа: заполнение кластера:

Практическая работа: составление синквейна

Лес

Красивый, щедрый

Кормит, защищает, дарит

Лес – наше богатство

Берегите лес!

Лес

Величественный, таинственный

Живет, растет, радует

Национально богатство страны

Кладовая природы

Подведение итогов урока

-Почему лес важен для человека?

-Какова взаимосвязь растений и животных в лесу?

-Зачем охранять и беречь лес?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления. 2 класс Тема «Какими бывают горы» по учебнику О. Т. Поглазова.

Цель урока : развитие критического мышления, участие в проектной деятельности Задачи: ввести понятие горы, горные хребты, познакомить с основным и частями гор, виды гор по высоте, участие в проект...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"

Цели урока:·  познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);·  научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс...

Методическая разработка урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики....