Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС
методическая разработка по чтению

Стасюк Оксана Валентиновна

Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_urovnya_sformirovannosti_uud_po_fgos_.docx58.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг уровня  сформированности  УУД  по  ФГОС в начальной  школе.

Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.

Новые требования к результатам вносят определенные изменения в систему традиционного оценивания. Система оценки, определенная ФГОС нового поколения, должна быть направлена на определение уровня достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, а также учитывать динамику личностного развития ребенка.

Большие трудности учителя начальных классов испытывают  при   оценивании  УУД и особенно оформлении результатов.


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ  ДИАГНОСТИКА

уровня  сформированности

коммуникативных  УУД

учащихся  набора  2013- 2017 года

2 класс

3 класс

4 класс

Коммуникация как кооперация

Отвечает на вопросы, участвует в диалоге, работает в паре

Участвует в диалоге,  слушает и понимает других

Выполняет различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы

Высказывает свою точку зрения, выслушивает других, участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими

Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждает и уступает

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как интеракция

Соблюдать нормы речевого этикета .Понимать речевое обращение другого человека

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Понимать точку зрения другого.

Понимание возможности различных позиций  и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Слушать и понимать речь других

Коммуникация как

интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

уровня сформированности

личностных  УУД

учащихся  набора  2011 – 2015 года.

Нормативный показатель УУД

2 класс

3 класс

4 класс

Самопознание и самоопределение

  самооценка

Чувство необходимости учения

Формирование своей точки зрения

Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний

Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший  ученик»

Адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки

Смыслообразование

мотивация

Интерес к новому, сформированность  учебных мотивов, стремление к получению высоких оценок

Сформированы учебные мотивы : желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку

Сформированность социальных мотивов(чувство долга, ответственность), сформированы познавательные мотивы и интересы

Устанавливает связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью

Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, мотивирован на высокий результат учебных достижений

Нравственно –

этическая

ориентация

Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

Имеет начальное представление о нравственных нормах

Может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей

Имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

может оценивать события с точки зрения моральных норм

Имеет позитивный  опыт осуществления личностного морального выбора,

может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

метапредметных результатов  обучения учащихся

набора  2011 – 2015 года

2 класс

3 класс

4 класс

Регулятивные  УУД

1.Самостоятельно формулирует

задание

2.Выбирает для выполнения определенной задачи различные средства

3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов

4.Оценивает результаты собственной деятельности

5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками

6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее

7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради

8.Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

9.Планирует собственную деятельность , связанную с бытовыми жизненными ситуациями

Познавательные  УУД

1.Ориентируется в учебниках

2.Самостоятельно предполагает , какая дополнительная информация будет нужна для изучения неизвестного материала

3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников

4.Составляет сложный план текста

5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты

6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, таблиц

7.Умеет передавать содержание в сжатом, развернутом виде

Коммуникативные  УУД

1.Владеет диалоговой формой речи

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное

3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию

5.Критично относится к своему мнению , учитывает разные мнения и стремится к координации  различных позиций в паре

6.Участвует в работе группы , выполняет свою часть обязанностей , учитывая общий план действий и конечную цель

7.Осуществляет самоконтроль , взаимоконтроль и взаимопомощь

8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

уровня сформированности

познавательных  УУД

учащихся набора 2011 – 2015 года.

Вид УУД

Нормативные показатели

2 класс

3 класс

4 класс

Общеучебные   универсальные действия

Ориентироваться в учебнике отвечать на простые и сложные вопросы учителя самим задавать вопросы

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план

Находить необходимую информацию в учебнике, в словарях

Самостоятельно предлагать информацию которая будет нужна, отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий.

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Составлять сложный план сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников  

Логические  учебные действия

Сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности ; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты

Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Постановка и решение проблем

Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела.

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать простые выводы

Извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица схема, модель) для решения проблем

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию преобразовывать ее , представлять  информацию на основе схем, моделей, сообщений

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

Планировать работу по изучению незнакомого материала


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

уровня сформированности

регулятивных УУД

 учащихся  набора  2011 – 2015 года

Нормативные показатели

2 класс

3 класс

4 класс

Целеполагание –постановка

учебной задачи

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности под руководством учителя  и самостоятельно

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий, регулирует процесс выполнения

Четко осознает свою цель  и структуру найденного способа решения новой задачи

Формулировать и удерживать

учебную задачу

Столкнувшись с новой задачей , самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Выходит за пределы требований программы.

Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Контроль в форме сличения с эталоном

Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия

Высокие показатели объема и концентрации внимания

Осознает правило контроля ,

ошибки исправляет самостоятельно

Контролирует процесс решения задачи другими учениками

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Оценка –выделение и осознание

того , что усвоено

Работает точно по образцу,

может оценить действия других

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнеся его со схемой деятельности

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов  и их вариаций, а так же границ их применения

Может оценить действия других учеников

УРОВНИ  СФОРМИРОВАННОСТИ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ   ИНТЕРЕСОВ,ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ,   ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ,УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ,  ДЕЙСТВИЙ ОЦЕНКИ,

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  КЛАССА,ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

учебно –познавательных интересов

учащихся набора 2011- 2015 года

Уро-

вень

Название

Основные диагностические признаки

2класс

3класс

4класс

1

Отсутствие

интереса

Интерес практически не

обнаруживается(исключение- положительная реакция на яркий и забавный материал)

2

Реакция на

новизну

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся только конкретных фактов, но не теории.

3

Любопытство

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач.

4

Ситуативный

учебный

интерес

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не на системы задач.

5

Устойчивый

учебно –

познавательный

интерес

Возникает на общий способ решения целой системы задач , но не выходит за пределы изучаемого материала.

6

Обобщенный

учебно-

познавательный

интерес

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала .Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.


УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

целеполагания

учащихся набора 2011 – 2015 года

Уро

вень

Название

Основной диагностический

признак

2класс

3класс

4класс

1

Отсутствие

цели.

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает , что именно надо делать.

2

Принятие практической

задачи.

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических не ориентируется.

3

Переопределение

познавательной задачи в

практическую

Принимает познавательную задачу , осознает ее требование, но в процессе ее решения  подменяет познавательную задачу практической.

4

Принятие

познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

5

Переопределение

практической

задачи в

познавательную

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.

6

Самостоятельная

постановка

новых учебных целей

Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой- то стимуляции извне, в том числе и  со стороны новой практической задачи; цели  выходят за пределы требований программы.


УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

действий контроля

учащихся набора  2011 -2015 года

Уро

вень

Название

Основной диагностический признак

2класс

3класс

4класс

1

Отсутствие

контроля

Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий.

2

Контроль на уровне

непроизвольного

внимания

В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку не может обосновать своих действий.

3

Потенциальный контроль

на уровне

произвольного

внимания

При выполнении нового действия введенная его схема осознается , однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает.

4

Актуальный контроль на уровне произвольного

внимания

Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи почти не допуская ошибок.

5

Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую неадекватную схему однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы.

6

Актуальный

рефлексивный контроль

Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи , и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно

УРОВНИ   СФОРМИРОВАННОСТИ

учебных  действий

учащихся  набора 2011 – 2015 года.

Уро

вень

Название

Основной диагностический признак

2класс

3класс

4класс

1

Отсутствие

учебных

действий как целостных

единиц

деятельности

Не может выполнять учебные действия как таковые может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи с другом или копировать внешнюю форму действий.

2

Выполнение

учебных действий в

сотрудничестве

с учителем

Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

3

Неадекватный

перенос

учебных

действий

Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действий к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.

4

Адекватный

перенос

учебных

действий

Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это сделать только при помощи учителя.

5

Самостоятельное

построение

учебных действий

Решая новую задачу самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу.

6

Обобщение

учебных

действий

Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу « с хода», выводя новый способ из этого принципа а не из модификации известного частного способа.

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

действия  оценки

учащихся набора 2011 -2015 года

Уро

вень

Название уровня

Основной диагностический  признак

2класс

3класс

4класс

1

Отсутствие

оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности  в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.

2

Неадекватная

ретроспективная

оценка

Ученик не умеет ,не пытается оценить свои действия , но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий , ориентирован на отметки учителя.

3

Адекватная

ретроспективная

 оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

4

Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности  относительно ее решения

, однако при этом учитывает  лишь факт ее знакомости или незнакомости , а не возможности  изменения  известных ему способов действия.

5

Потенциальная

адекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи , может с помощью учителя , но не самостоятельно , оценить свои возможности  в ее решении , учитывая возможное изменение известных ему способов действия.

6

Актуальная

адекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.


СОЦИАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ  КЛАССА.

Уровень  развития социальных качеств

учеников начальной школы

набор учащихся  2011 – 2015 год.

Качества

личности

учащегося

2 класс

3 класс

4 класс

Патриотизм

Товарищество

Уважение к

старшим

Дисциплинированность

Трудолюбие

Любознательность

Любовь к

прекрасному

Стремление быть

сильным, ловким


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ

Учебно – исследовательские и  проектировочные

умения,  технологическая  дисциплина

набора учащихся  2011 – 2015 года.

Учебно-

исследовательские

умения

2 класс

3 класс

4 класс

Выполнять  инструкции при решении

учебных задач

Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами

Получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, чертежи, эскизы на бумажных и электронных носителях

Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, чертежу

Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам

Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия

Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов

Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий

Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта)

Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами и бытовой техники; средствами информационных и коммуникационных технологий

Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу

Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы

Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера

Вести поиск информации с использованием простейших запросов

Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере

Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека

Ориентироваться в распространенных видах  профессий ( с учетом региональных особенностей)

Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье

Определять область применения и назначение инструментов , различных машин, технических устройств ( в том числе компьютеров)

Ориентироваться в основных источниках информации

Определять назначение основных устройств компьютера

Понимать правила безопасного поведения  и гигиены при работе инструментами , бытовой техникой ( в том числе компьютером)


ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

КОМПОНЕТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фамилия, имя

Компоненты  учебной деятельности

Учебный

интерес

Целепо-

лагание

Учебные

действия

Контроль

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал мониторинга ошибок

Журнал, в который учитель заносит ошибки, допущенные учеником в контрольных работах. Сюда же вписываются проводимые коррекционные мероприятия. Предназначен для работы с учащимися, которые с трудом усв...

Мониторинг образовательных достижений, процессуальный мониторинг.

Результаты обследования учащихся  первого и второго класса в конце учебного года (2014, 2015 г.)...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...