Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Хашханок Светлана Ибрагимовна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа  по  литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с :

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования;

-Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джиджихабль;

-Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока  а.Джиджихабль.

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания  литературного чтения в 1 классе:

                Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. 

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 

4. Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты: 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 

2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации. 

3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 

5. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

6. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 

Предметные результаты: 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 

2. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. 

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1класс

Виды речевой и читательской деятельности 

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло, на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

    Литературоведческая пропедевтика 

     Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

                                                 Содержание программы

        Литературное  чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный  навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

В соответствии с рекомендациями МО и Н  РА 10 - 15 % времени используется на региональную, национальную и этническую особенность, целью которой является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова РА на основе творческой деятельности, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям адыгейской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей РА,  развитие читательской культуры. Потребности в самостоятельном чтении художественных произведений адыгейских писателей.

      Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период (4часа) является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода (22 часа) охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) (4 часа) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Жили-были буквы (4 часа)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся  понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (10 часов)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

Апрель, апрель. 3венит капель! (4часа)        

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

И в шутку и всерьез (6 часов)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (6 часов)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.  Барто, С. Маршаком, Я.  Акимом, о детях, их взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (6 часов)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Виды речевой деятельности:

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Обучение грамоте:

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со става слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков бук вами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую щей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Формы организации учебных занятий

Программа предусматривает проведение традиционных, комбинированных и обобщающих уроков.

 Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  • фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
  • работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;
  • работа в парах(группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;
  • индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Виды учебной деятельности

  • работа с учебником;
  • работа с дополнительной литературой;
  • работа с раздаточным материалом;
  • учебные ролевые и дидактические игры;
  • создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез;
  • экскурсии, наблюдения;
  • опыты;
  • творческие задания;

Особое место в овладении данным курсом отводиться работе по формированию самоконтроля и самопроверки. На уроках ознакомление с новым материалом и для закрепления пройденного материала практикуется использование ЭОР.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Лабора

торные

работы

Экскур

сии

К/работы

К/ срезы

1.

Добукварный период

4

2.

Букварный период

22

3.

Послебукварный период

4

1.

Жили, были буквы

4

2.

Сказки, загадки, небылицы

10

3.

Апрель, апрель, звенит капель

4

4.

И в шутку, и всерьез

6

5.

Я и мои друзья

6

6.

О братьях наших меньших

6

Итого:

66

                               

                             Календарно-тематический    план

                                                       

Тема урока

Кол. ч

Дата

План

Дата

Факт

Добукварный период

4

1.

Устная и письменная речь Предложение и слово.

1

2

Слово и слог.Ударение.

1

3

Звуки в окружающем мире иречи.Гласные и согласные звуки.

1

4

Как образуется слог. Повторение –мать учения.

1

Букварный период

22

5

Гласный звук [а]. Буква А а.

Гласный звук [о]. Буква О о.

1

6

Гласный звук [ы]. Буква Ыы

Гласный звук [и]. Буква И и.

1

7

Гласный звук [у]. Буква Уу.

1

8

Звуки [н], [н,]. Буква Нн

Звуки [с], [с,]. Буква Сс

1

9

Звуки [к], [к,]. Буква К к.  

Звуки [т], [т,]. Буква Т т.

1

10

Звуки [л], [л,]. Буква Л л.

1

11

Звуки [р], [р,]. Буква Р р.

 Звуки [в], [в,]. Буква  В в.

1

12

Гласная буква Е е. Буква е – показатель мягкости согласного звука.

1

13

Звуки [п], [п,]. Буква Пп.

Звуки [м], [м,]. Буква М м.

1

14

Звуки [з], [з,]. Буква Зз.

1

15

Звуки [б], [б,]. Буква Б б.

Звуки [д], [д,]. Буква Д д.

1

16

Буква Яя, обозначающая два звука [й,а].

Буква я – показатель мягкости согласных звуков.

1

17

Звуки [г], [г,]. Буквы Г г.

Звук [ч,], буквы Ч ч.

1

18

19

Ь-показатель мягкости согласных .

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

1

20

Звук [ш]. Буква Ш ш.

Звук [ж]. БукваЖж.

1

21

Буква ё,  обозначающая два звука [й,о].

Буква ё – показатель мягкости согласного звука.

Звук [й,]. Буква Й й.

1

22

Звуки [х], [х,]. Буквы Хх.

Буква ю- показатель мягкости согласного звука.

1

23

Звук [ц]. Буква Ц ц.

1

24

 Гласный звук [э].БукваЭэ.

Звук [щ].Буква Щщ.

1

25

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф ф.

1

26

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак.

1

Послебукварный  период(4 часа)

27

Как  хорошо уметь читать.

В.Б. Берестов «Читалочка»

1

28

Наше  Отечество.

1

29

В.В.Бианки «Первая охота»,С.Я.Маршак «Угомон».

1

30

А.Л.Барто «Помощница»

С. В.Михалков «Котята»

1

Жили, были буквы

4

1

В. Данько «Загадочные буквы».

2

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»

С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «а» поётся, а «б» нет».

3

Г. Сапгир «Про медведя».

М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

4

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

 Е. Григорьева «Живая азбука».

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Сказки. Загадки. Небылицы.(10 ч)

5

Е. Чарушин. «Теремок».

6

Русская народная сказка «Рукавичка».

7

Загадки. Песенки.

8

Русские народные потешки. Небылицы.

9

Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни».

10

 Сказки А. С. Пушкина

11

Русская народная «Петух и собака».

12

Из старинных книг.

13

Разноцветные страницы.

14

Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».

Апрель, апрель! Звенит капель…(4 ч)

15

А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Травка зеленеет…».

А. Майков «Весна».

16

Т. Белозёров «Подснежники».

С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей».

17

Е. Трутнева «Когда это бывает?».

И. Токмакова «К нам весна шагает…»

18

В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо».

И в шутку и всерьёз(6 ч)

19

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

20

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

21

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет».

О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор лютика и жучка».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

22

К. Чуковский «Телефон».

23

М. Пляцковский «Помощник».

24

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Я и мои друзья (6 ч)

25

Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок».

26

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

27

Р. Сеф «Совет». В. Берестов

«В магазине игрушек».

28

И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я.Аким «Моя родня»

29

 С. Маршак «Хороший день».

30

М. Пляцковский «Сердитый дог буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «находка».

О братьях наших меньших(6 ч)

31

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…»

32

В. Осеева «Плохо».

И. Токмакова «Купите собаку».

34

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

35

В. Берестов «Лягушата». В Лунин «Никого не обижай».

36

С. Михалков «Важный совет».

Д. Харм «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».Обобщение изученного. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...