Читательская сессия
методическая разработка по чтению (3 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Читательская сессия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_sessiya.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская сессия

Организация понимания рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

Задачи  семинара:

- освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования;

- освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма;

- планирование групповой работы по целостному анализу прозаического текста.

Для анализа рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» используем «количественный» анализ лексики. Он строится на подсчёте лексических единиц, важных для автора текста. Одна из групп, анализируя рассказ, выделяет маркером слова, называющие героя. 15 раз безымянный герой назван мальчиком, 2 раза сыном, 2 раза капитанским сыном. Ключевой вопрос для понимания текста: для кого герой мальчик, а для кого капитанский сын? Другие группы отвечают на вопросы «Кто ещё находится на палубе? Как их в рассказе обозначает автор? Что общего у этих слов?», «Как ведут себя герои?».

Самым сложным при организации анализа текста является фиксация понимания фразы, абзаца текста. Поэтому учителю необходимо приостанавливать эмоциональные порывы детей, обязательно обучая схематизации, фиксации самых важных содержательных приращений в понимании текста.

 После анализа обязательна «сборка» картинки, стоящей за текстом – и содержательной,  и эмоциональной. Почему взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок (Толстой сказал об этом 15 раз!!!)? Почему взрослые вынудили ребёнка вести себя как сына капитана?.. Почему никто не произнёс простых человечных слов, не остановил?..

Работа по выявлению подтекста обязательно должна содержать этапы:

  • доклады  групп с фиксацией результатов,
  • общий анализ этих результатов.

Ход :

1. Общее заседание.

Цели:

  • выявить уровень понимания текста,
  • дать установку на работу в группах.

  • Недавно прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок». Что он хотел сказать читателям в этом рассказе? Какая главная мысль рассказа?

Уровень

Смысловые версии

Моделирование возможных вариантов авторской позиции

1 уровень (низкий – характеристика героя)

  • Капитан злой
  • О смелом мальчике

2уровень: (частичное понимание)

  • Как надо действовать в трудной ситуации.
  • В трудной ситуации важно не растеряться.

3уровень

Взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок.        

  • У автора всегда один замысел или может быть несколько?
  • Как  понять истинный смысл произведения? Где найти подсказки?
  • Сегодня вы будете учиться анализировать текст, чтобы определить замысел автора. Вы получите задание для группы. Через 30 минут мы снова соберёмся, обсудим результаты вашей работы, попробуем снова ответить на главный вопрос.

2. Работа в группах 30 минут.

Вопросы для работы в группе:

  1.  Кто герои рассказа? Как эти герои названы? Выпишите их.
  2. Кто ещё находится на палубе? Как эти герои названы? Выпишите их.
  3.  Выпишите  все действия, которые совершают герои по порядку.

3. Общее заседание.

Цели:

  • обсудить результаты работы групп,
  • выявить авторский замысел.

Доклад  о результатах работы группы.

Мальчик

15 раз героя повествователь называет словом «мальчик».

Сын капитана (все, кто на палубе) 2 раза герой повествователь. «сын» 2 раза для капитана

Народ 2

Все 5

Матросы 1

Молодцы матросы 1

Кто-то 1

Никто 1

Капитан

  • сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
  • погрозил ей и крикнул
  • покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной
  • полез выше
  • разобрал задор, и он не отставал
  • очень раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину
  • опомнился, глянул вниз и зашатался.
  • засмеялись
  • громче стали смеяться
  • смотрели и смеялись
  • замерли от страха.
  • молча смотрели на него и ждали, что будет.
  • ахнул от страха
  • спрыгнули с корабля в море
  • схватили и вытащили на корабль

вели себя как зрители

  • нес ружье, чтобы стрелять чаек
  • прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»
  • «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три»
  • увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту

Обсуждение результатов работы

  • Какие действия выполнил мальчик?
  • Что значит раззадорился? Почему автор 2 раза повторяет это слово?
  • Почему мальчик не смог остановиться? Почему не замечал опасности?
  • ДЛЯ КОГО ГЕРОЙ РАССКАЗА МАЛЬЧИК, А ДЛЯ КОГО СЫН КАПИТАНА, а для кого просто сын?
  • Почему автор не придумал мальчику имя, а 15 раз так назвал? (хотел показать, что перед нами ребёнок)

  • ЧТО ОБЩЕГО В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ НАРОД, КТО-ТО, НИКТО? (безликость).
  • Почему ЛНТ показывает толпу, а не отдельных людей?

(если бы был один или несколько  человек, то они не допустили, чтобы ребёнок подверг себя опасности)

  • Что происходит с человеком, когда он становится частью толпы?..

(люди подчиняются толпе: один засмеялся, все подхватывают, один запаниковал, паника распространяется на всех)

  • Какие действия выполнил капитан? Как изменялось его состояние? Что он чувствовал?
  • Почему закричал «Прыгай или застрелю!..»? это было единственно правильное решение? Почему?
  • Почему капитан заплакал? (от облегчения)
  • Почему капитан убежал в каюту? (чтоб никто не видал, как он плачет)
  • Почему капитану было важно, чтобы никто не видел, как он плачет? (не мог команде показать свою слабость, он главный на корабле, несёт ответственность за всех, принимает важные решения, команда не должна усомниться в его авторитете)

 

  • Как ведут себя герои? О чём говорят их действия? Что они чувствуют в этот момент?
  • Что узнали про мальчика?
  • Для чего выписали героев и их действия? (помогает понять состояние героев, почему они так действуют)
  • Кто из героев вам понравился?
  • Почему никто не сказал простых человечных слов, не остановил?..

 взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок (ЛНТ сказал об этом 15 раз!!!)

  • Теперь вам понятен замысел автора?
  • Что помогло понять замысел автора? Каким инструментом мы пользовались? (выписали, как автор называет героев, какие действия они совершают).

1. Организация понимания рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок».

Количественный анализ лексики (группы используют маркеры разного цвета)

  1. Как назван герой?

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

15 раз героя повествователь называет словом «мальчик».

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

2 раза героя повествователь называет «сын капитана».

Еще 2 раза появляется слово «капитан», слово «сын»

ДЛЯ КОГО ГЕРОЙ РАССКАЗА МАЛЬЧИК, А ДЛЯ КОГО СЫН КАПИТАНА?

2.КТО ЕЩЁ НАХОДИТСЯ НА ПАЛУБЕ? КАК ЭТИ ГЕРОИ НАЗВАНЫ?

 Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Народ 2, матросы 1, молодцы матросы 1, все 5, кто-то 1, никто 1

ЧТО ОБЩЕГО В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ НАРОД, КТО-ТО, НИКТО? (безликость). Почему ЛНТ показывает толпу, а не отдельных людей?

  1. КТО КАК ВЕДЁТ СЕБЯ?

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

всероссийский конкурс "Пятёрочка" весенняя сессия

Олимпиадные работы учащиеся выполнили  по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению...

Разработка индивидуальной траектории развития учащегося в индивидуальной сессии

Применение элементов коучинга для работы в начальной школе...

Отчёт о читательской сессия по рассказу Л.Н.Толстого "Косточка " во 2 классе

Традиционная читательская сессия «Чтение и понимание художественного текста» для учащихся 2-х классов МБОУ «Лицей №1»  была трудная в плане организации работы, но наши уче...

План образовательной сессии на 2016-2017г.

План образовательных сессий включает "Читательские сессии" и проектные предметные м метапредметные задачи на год в 1-4 классах....

Читательская сессия

Читательская сессия...

Отчёт о проведении "Читательской сессии" во 2 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Косточка"

Отчёт предъявлен в "методическую копилку" методического объединения учителей начальных классов ОУ....

План проведения "Читательских (образовательных) сессий" на 2018-2019 уч.г.

В плане предъявлены "Читательские сессии" в 1-4 классах на весь учебный год....