В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Рязанцева Ангелина Михайловна

Цели:  - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»;  привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение);     формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема:  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

Цели:  - продолжить знакомство учащихся с литературными сказками на примере научно-познавательной сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке»;  привести детей к выводу о том, что все прекрасное очень легко сломать, поэтому нужно бережно относиться к нему; - учить детей интерпретации художественного текста через вдумчивое чтение Способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся (анализ, синтез, сравнение);     формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (система образов, портрет, художественные средства выразительности и др.); совершенствовать навыки грамотной монологической речи школьников;

развивать навыки самооценки обучающихся. Воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающему миру, ответственность за совершаемые поступки.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс

Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Карточки со словами (словарная работа)

Шкатулка

Ход урока

  1. Орг. момент

Дорогие гости!

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе!
Возможно, есть классы теплее, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет уютно
и интересно!

Ребята, а теперь проверим вашу готовность к урокам.

Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая!

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

- Ребята, почему наш урок я начала с прочтения этого стихотворения?(Предположения детей)

  1. Актуализация знаний.

- Все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.

- Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)

- Ребята давайте вспомним, чем народная сказка отличается от литературной?

(Ответы детей)

- Правильно, народная сказка не имеет одного автора. Её сочинил народ, а литературная сказка имеет автора.

О какой сказке мы сегодня продолжим говорить на уроке? Какая она? Литературная или народная?

Давайте вспомним насколько хорошо вы помните авторов сказок, которые мы уже изучили.

  1. Кто написал сказку « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А) А.С.Пушкин

Б) Л.Н.Толстой

2.  Кто написал сказку «Доктор Айболит»?

А) Н.Носов

Б) К.Чуковский

3.  Кто написал сказку «Сказка о глупом мышонке»?

А) С.Я.Маршак

Б) С.Есенин

4. Кто написал сказку «Приключения Незнайки и его друзей»

А) А.Лингред

Б) Н.Н.Носов

          5. Кто написал сказку «В. Одоевский. Мороз Иванович»

          А) В. Ф. Одоевский

          Б)  Шарль Перро

Работа по новой теме

-А кто написал сказку «Городок в табакерке»?

- Мы с вами знакомились с биографией автора на прошлом уроке. Что вы запомнили о Владимире Федоровиче? (ответы детей)

Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе пульт для глосования.

ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) 
табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) 
Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук - Тук 
б) 
Динь - Динь 
в) Дзынь - Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) 
язычок 
в) щеку

6. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия б) литература  в) механика

Молодцы! Сказку вы прочитали внимательно!

Словарная работа:
- Прежде чем перейти к обсуждению сказки, мы разберем значение слов, которые встретились нам в тексте. Ребята, из каких источников мы узнаём значение слов? 
* На партах в конвертах  лежат листы со словами, которые встречаются в тексте. Вспомните их значения и напишите.

  • Табакерка – коробочка для табака
  • Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
  • Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда.
  • Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. (слайд 4)

  • Одинакие – одинаковые
  • Учтиво – очень вежливо
  • Досадно – обидно
  • Авось - может быть
  • Индо – даже

Беседа с выборочным чтением

- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)

- Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?

(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками). Каждый правильно ответивший ребенок крепит на доску предмет.

- Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!

- Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?

(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)

- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?

(Восторг и любопытство).

Посмотрите что у меня в руках?(Шкатулка). Это не простая шкатулка, а музыкальная. Скажите, а музыка которую мы слышим живая или механическая? 

- Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка».

Викторина «Солнышко»

- Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда найдет ответ на них в тексте.

(Выходит ребёнок, берёт лучик Солнышка и читаем вопрос:

  1. Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?

(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)

  1. Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?

(«…перешло на другую сторону»)

  1. Каким был путь солнышка потом?

(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)

  1. От чего в городке стало светлее после ухода солнца?

(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).

  1. Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор?(Смена дня и ночи)

- Молодцы!

Чтение по ролям

- О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить его вовнутрь шкатулки)

- В нашем «театре» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.

Роль папы будет читать…. Роль Миши - …. Слова автора - …

(«-Папенька!......иначе всё изломается»)

- Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?

(С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).

- Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?

(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он

большой.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,  (приседания)

Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.   (приседания)

Валиком свободно спинку покрути.  (повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны)

И звонким колокольчиком, всем нам позвени.  (движения кистями рук)

Работа в группах по устройству табакерки.

Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах.

- А давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки

 1-я группа

- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень

хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать

нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

-Чьи это слова? (Колокольчика)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.

2-я группа

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и

стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

- А это кто сказал?

- Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.

3-я группа

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки

стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване

лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

- Кто это сказал? (Валик-надзиратель)

- Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.

4-я группа

Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,

ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы

валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не

стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы

колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

- А это кто сказал? ( Пружинка.)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.

- Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да)

- Как же он работает?  (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)

ОТКРЫТИЯ

Как вы думаете, а почему сказку «Городок в табакерке» называют научно-познавательной?

Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея».

- Давайте проанализируем, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в произведении .

1 открытие:  (стр.118-119)

 смена дня и ночи;

2 открытие:  (стр.120-121)

закон Перспективы (издали всё кажется меньше => со стороны всё кажется незначительным);

3 открытие:  (стр.123)

музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика поменьше –голос высокий)

4 открытие: (125-126)

устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний трогать нельзя, иначе сломается.)

 Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?

Советы:

=> все мы разные

=> без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;

=> хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);

=> не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,

береги чужой труд!

Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его

воспитании? Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в гости,

общались бы с ним?

=> всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.

Составим психологическую характеристику Миши (Слайд 38-39)

На доске – изображение Миши.

Карточки с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.

Из всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.

(Миша: - осторожный -воспитанный - учтивый -любознательный

-внимательный -любопытный - находчивый -добрый.

7. Рефлексия

- По листам самооценки оцените свою работу на уроке (Слайд 41)

Выставление оценок

- А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка. Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным, непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте свой колокольчик на сторону солнышка.

8. Итог урока

- Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)

- Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?

Листы самооценки

Оценочный лист______________________________________________________(ФИ)

п/п

Название заданий

«+»

1

Литературные сказки

2

Микрофон (биография В. Одоевского)

3

Тест

4

Словарная работа

5

Соответствия

6

Задания «Почемучек»

7

Задания «Художников»

8

Задания «Артистов»

9

Задания «Фиксиков»

10

Задания «Открывателей»

11

Задания «Психологов»

БОНУС за лучшие ответы

Итого:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературные сказки

Слайд 2

Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

Слайд 3

Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Слайд 4

Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Слайд 5

Горка – это мебель для посуды

Слайд 6

Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Слайд 7

одинакие учтиво досадно одинаковые очень вежливо обидно

Слайд 8

авось с сими словами индо может быть с этими словами даже

Слайд 10

открытия 1 открытие : (стр.118-119) смена дня и ночи; 2 открытие : (стр.120-121) закон Перспективы; 3 открытие : (стр.123) музыкальный тон; 4 открытие: (125-126) устройство механизма.

Слайд 11

Рефлексия -Как вы оцениваете работу своего класса? -Как вы оцениваете свой вклад в урок?

Слайд 12

Домашнее задание Подготовить пересказ от имени героя сказка.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Табакерка –_____________________________________________________
  • Бюро - _________________________________________________________
  • Горка __________________________________________________________
  • Флюгер - __________________________________________________________

___________________________________________________________________

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Табакерка –_____________________________________________________
  • Бюро - _________________________________________________________
  • Горка __________________________________________________________
  • Флюгер - __________________________________________________________

___________________________________________________________________

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Табакерка –_____________________________________________________
  • Бюро - _________________________________________________________
  • Горка __________________________________________________________
  • Флюгер - __________________________________________________________

___________________________________________________________________

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Табакерка –_____________________________________________________
  • Бюро - _________________________________________________________
  • Горка __________________________________________________________
  • Флюгер - __________________________________________________________

1-я группа

- Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень

хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать

нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

-Чьи это слова? _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2-я группа

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и

стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

- А это кто сказал?_______________________________________________________

_______________________________________________________________________

3-я группа

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки

стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване

лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

- Кто это сказал? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________

4-я группа

Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,

ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы

валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не

стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы

колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

Кто это сказал? _____________________________________________________

Лист самооценки

ФИ ученика________________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

___________________________________________________________________

Лист самооценки

ФИ ученика________________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

___________________________________________________________________

Лист самооценки

ФИ ученика________________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (3 урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"(первый урок)

Здесь вы можете найти конспекты уроков чтения и презентации к ним....

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" 1 урок.

Материаля для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" 2 урок.

Материалы для организации самостоятельной рабоы учащихся на уроке....

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке".3 урок.

Материалы для организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

урок литературного чтения В.М. Одоевский " Городок в табакерке" (2 урок)

Данный материал поможет учителям провести интересный урок  по составлению плана к сказке "Городок в табакерке"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью)              Лепешкина  Ольга ПетровнаМесто работы...