В. М. Гаршин - Сказка о жабе и розе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Маковеева Мария Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24_v._m._garshin_-_skazka_o_zhabe_roze.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» урок 2

  1. Актуализация знаний

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились в процессе домашнего чтения.

Музыка

Однажды Всеволод Михайлович  Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость -  композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

         Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Работа по теме урока

Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства? (Цветник и дом)

Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)

Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом. (Роза расвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное). 

А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик) 

Что такое роза? Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.   

Как среди такой красоты выглядела роза? (Она выглядела торжественной и прекрасной). 

Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.  (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

Каким изобразил Гаршин майское утро?  (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

 Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.

Отчего плачет роза? (Она плачет от счастья, ведь она дарит красоту миру).

Словарная работа

 Подберите синонимы к слову «добрая». (милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.(Она молилась).

О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом. (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).

Какой персонаж в сказочной истории изображает зло? (Жаба) 

К какому классу животных относится жаба. (Класс земноводных. Что это за животные?)

Прочитайте описание жабы.

Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она? (Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

Словарная работа

Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы. (Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная...).

Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

А о чем мечтала жаба? (Поесть и отдохнуть).

Перенесёмся в другое пространство – дом.

Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)

Кто же главный обитатель цветника, его хозяин? Найдите слова, которые характеризуют мальчика.

Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни.)

Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем,  в каких условиях она живет.)

Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствует, жалеет)

О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)

Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.

Что почувствовала  жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?) Почему она этого не сделала?

О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба? (Господи! Хоть бы умереть другой смертью)

Как автор показывает розу? (Бледное создание)

Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)

Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

Давайте вернёмся в пространство дом.

Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть. Он боялся умирать? Зачем ему была роза?

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.  Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

Какой последний долг исполнила роза? (Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).

Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты...).

Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)

Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

  1. Подведение итогов

Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу? Кто одержал победу в этом поединке и почему? (Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне). А что случилось с розой? Она умерла? 

Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)

В чём же основная мысль сказки?  Почему возникла идея о написании сказки? (Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло)

А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется,

Лишь в этот страшный час, скажи, что умер я.

Аррани Атааллах

Как понимаете этот  афоризм? (Человек жив, пока жива память о нём)

  1. Домашнее задание

С. 179 № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"....

Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...