Урок литературного чтения 3 класс А.Блок "Ветхая избушка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Боровская Надежда Ивановна

Материал содержит конспект урока, презентацию МП3 запись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл а.блок. ветхая избушка1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Урок

литературного чтения

3 А класс

УМК «Школа России»

                                                                                                                                                               

г. Бердск, 2019 г.

Тема урока: А.Блок «Ветхая избушка». Картинки зимы.

Цели урока

Образовательная:

познакомить учащихся с произведением А.Блока «Ветхая избушка», с жизнью и творчеством писателя.

Развивающая:

  • развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
  • развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине и природе, взаимоуважение и доверие к товарищам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • учиться отвечать на вопросы по теме раздела;
  • подбирать иллюстрации по смысловым частям стихотворения;
  • читать выразительно стихотворение.

Метапредметные: 

  • регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку своей деятельности;
  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию;
  • коммуникативные: участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции; уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе;

  • личностные: проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять взаимоуважение и доверие к товарищам.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:

  • Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
  • Листы самооценивания для каждого ученика.
  • Листы с текстом биографии А. Блока для работы в парах.
  • Конверты с картинками и текстом стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» для групповой работы.
  • Карточки для игры «Верю, не верю» - работа в группах.
  • Аудиозапись стихотворения А. Блока «Ветхая избушка»

Технология критического мышления.

Технологическая карта урока

Этап урока.

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

1 мин.

СЛАЙД 1

- Здравствуйте дети! Я прошу вас поздороваться с нашими гостями.

Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно и красиво.

Мы начинаем наш урок.

Я желаю вам уйти с урока с новыми знаниями. И хорошим настроением.

- Обратите внимание на листы самооценки. Не забывайте по завершению выполнения задания оценивать свою работу.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Проверка домашнего задания

5 мин.

СЛАЙД 2

1. Чтение стихотворения С.Чёрного «Слон» по ролям.

- Что такое диалог?

- Шутливый или серьёзный диалог между ребёнком и слоном?

2. Чтение собственных стихотворений детьми.

- Вам нужно было сочинить стихотворение о слоне. Послушаем ваши стихотворения и оценим их с помощью силы аплодисментов.

Оцените свой первый шаг на уроке.

1. Отвечают на вопросы учителя. Одна пара читает стихотворение. Оценивание чтения.

2. Чтением стихов. Оценивание аплодисментами.

Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

коммуникативные: участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей;

аргументация своего мнения и позиции; личностные: проявлять интерес к учебному материалу.

Определение темы и цели урока.

Постановка учебной задачи

5 мин.

СЛАЙД 3

1. – Перед вами на слайде строки из стихов знаменитого русского поэта. Послушайте и внимательно посмотрите на записи этих строк.

Учитель читает:

А.

  • Бедный зайчик прыгает

            Возле мокрых сосен…

  • Леса в даЛи виднее,

Синее небеса …

  • О, весна без конца и без краю …
  • Последние лучи заКата

Лежат на поле сжатой ржи …

 - Вам знакома эта фамилия?

Тема урока: стихотворение А.Блока «Ветхая избушка». Картинки зимы.

СЛАЙД 4

- Определите цель урока.

Познакомиться со стихотворением А. Блока.

(по щелчку)

2.Постановка учебной задачи.  

- У вас на столах есть план работы урока, размещенный в таблице листов самооценки.

Обсудите в паре, какие задачи будем решать на уроке.

Задачи: (по щелчку)

  • Познакомиться с биографией А.Блока.
  • Определить тему стихотворения и главную мысль стихотворения.
  • Учиться выразительно читать стихотворение.
  • Иллюстрировать стихотворение.

Не забудьте оценить свою работу.

Воспринимать речь, обращенную к учащимся.

По выделенным буквам, обучающиеся читают фамилию автора А. Блок

Учащиеся определят жанр стихотворения.

Знакомятся с планом урока, обсуждают в парах и формулируют задачи урока.

Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге при работе в парах;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

Работа с текстом (биография А.Блока)

8 мин.

СЛАЙД 5

1. Слайд с портретом А. Блока

- Вы видите портрет А. Блока художника Анатолия Шумкина, фотографии 4х летнего Саши Блока, семейная фотография, где Блоку 14 лет и одна из последних фотографий поэта (учитель показывает портреты писателя на слайде)

- Какие ассоциации возникают, глядя на портрет поэта? В какое время он жил?

После высказывания детей на слайде (по щелчку) появляется дата жизни поэта. Дети могут самостоятельно определить верность своих высказываний.

- А.Блок родился 1880 умер в 1921 гг.

3. Работа в парах с текстом биографии поэта.

  Александр Александрович Блок  родился в подмосковном селе Шахматово.

  Тётя поэта вспоминала, что в детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка «Сказка о царе Салтане …» А.С. Пушкина.

  Играл он всего охотнее в «кирпичики», в некрашеные деревянные чурочки, из которых дети обычно складывают дома, а в его играх они изображали людей, кондукторов, лошадок. Увлечения поглощали его целиком. Особенно корабли. Он рисовал их во всех видах, развешивал по стенам детской, дарил родным.

   Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами. Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.

   Дед, бабушка, мать, тётки – самые близкие ему люди.

   Александр Блок закончил университет уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе

    Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.

- Прочитайте биографию А. Блока, ответьте на вопросы: - Какие произведения любил слушать поэт в детстве?

- В какие игры играл охотнее всего?

- Как поэт относился к животным?

- Кто из людей, окружавших поэта, были для него самыми близкими?

- Как называется село, где родился и подолгу жил поэт?

- Какие стихотворения А.Блока вы читали?

4. Проверка задания.

Учащиеся отвечают на вопросы, зачитывая предложения из текста.

5. – Что вы узнали о поэте?

Не забудьте оценить свою работу.

Отвечают на вопросы учителя, представляют своё мнение: (Жил давно-100 лет назад: одежда, причёска, не старый и .п. высказывания)

Сравнивают свои предположения с достоверными данными.

Работают в парах, отмечают в тексте ответы на вопросы, готовятся к проверке задания.

Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы и подтверждать их словами текста.

Личностные: взаимоуважение и доверие к товарищам.

Физкультурная минутка

1 мин.

«Смотрелки»

«Рисуем бровки»

Работа над стихотворением А.Блока «Ветхая избушка»

13 мин

СЛАЙД 6

1. – Сейчас мы познакомимся со стихотворением Александра Александровича Блока «Ветхая избушка».

Откройте учебник на странице 45

Слово «ветхая» вам уже встречалось в стихотворениях, которые мы читали ранее. Назовите синоним этому слову (старая, разрушающаяся, убогая, дряхлая)

Прослушивание аудиозаписи стихотворения (по щелчку)

- Прослушайте стихотворение, определите тему.

- Какова тема стихотворения? 

- Какие зимние забавы были у детей в детские годы поэта?

- Вам понравилось стихотворение? А почему?

- Расскажите, чем любите вы заниматься на улице зимой?

- Мы уже отмечали, что Александр Блок родился в конце 19 века, более 100 лет тому назад, а дети по прежнему с удовольствием играют в снежки, строят крепости, катаются на санках. Это стихотворение близко ни только детям детства поэта, но и вам детям живущим в наше время.

- Можно ли утверждать, что стихотворение проникнуто чувством нежного воспоминания детства самого поэта?

- Определите основную мысль стихотворения.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Поэт рассказывает об увиденном, с радостью, или с грустью? Объясните свой ответ, приведите слова автора.

3. Работа над выразительностью чтения.

- В каком темпе будете читать стихотворение?

- Что поможет определить темп, ритм стиха?

- Какое настроение нужно передать?

4. Выразительное чтение. Читают 2 ученика. Остальные дети слушают и определяют недостатки и достоинства чтения.

- Сравните, как прочитали стихотворение ребята. Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

Не забудьте оценить свою работу.

1. Учащиеся слушают стихотворение, следят по учебнику.

Подбирают синоним  к слову «ветхая» (старая, разрушающаяся, убогая, дряхлая)

Тема: люди, природа, детские забавы.

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна…

Ан, уж снег растаял,

На дворе весна.

Главная мысль: показать как быстро проходит время.

2. Самостоятельно читают стихотворение определяют его настроение. Готовятся отвечать на вопрос учителя с опорой на текст (внукам-шалунишкам,

весел ребятишкам быстрых санок бег;

 бегают, смеются;

резвая игра)

3. Дети определяют ритм стиха по количеству слов в строке и знакам препинания.

Настроение автора передаются словами самого текста.

4. Учащиеся читают стихотворение вслух. Обсуждают правильность чтения.

Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу.

Иллюстрирование стихотворения. (Работа в группах)

5 мин

СЛАЙД 7

1. Художник рисует картины с помощью карандашей, красок… А можно ли утверждать, что поэт, тоже рисует картину? Какой инструмент он использует для рисования образов?

Предположите, сколько картинок можно нарисовать к стихотворению «Ветхая избушка»?

(ответы детей фиксируются на доске числами)

- Давайте проверим свои предположения.

2. Я предлагаю вам побывать в роли художников. Работать будете в группах. В конвертах на ваших столах находятся картинки и текст стихотворения А.Блока «Ветхая избушка». Ваша задача соединить слова из стихотворения с картинками. Будьте внимательны, не попадитесь в «ловушки», там есть лишние картинки.

Как только задача выполнена, разместите свою работу на доске (на доске приготовлены магниты)

Когда все картинки подобраны, нужно расставить их в правильном порядке. У каждой группы своё задание.

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит. ( картинка)

Бабушка-старушка

Из окна глядит. ( картинка)

Внукам-шалунишкам

По колено снег. ( картинка)

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег… ( картинка)

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом, ( картинка)

Звонко раздаются

Голоса кругом…

В снежном доме будет

Резвая игра…( картинка)

Пальчики застудят, —

По домам пора! ( картинка)

Завтра выпьют чаю, ( картинка)

Глянут из окна —

Ан уж дом растаял,

На дворе — весна! ( картинка) 

- Сколько картинок получилось? Сравните с нашими предположениями.

- Какие замечательные «образные» слова использует автор!

Не забудьте оценить свою работу.

1. Ученики отвечают на вопрос (слово)

Предположения: 2, 4,5

2. У учеников на столе конверт с иллюстрациями и стихотворением А. Блока, клей. Дети соединяют слова с картинками.

Готовятся озвучить свой ответ.

Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать и применять полученную информацию.

Регулятивные: работать по предложенному плану. Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Личностные: взаимоуважение и доверие к товарищам.

Рефликсия. Подведение итога.

4 мин.

СЛАЙД 8

1. При подведении итогов ученики выполняют групповое задание: «собирают» в корзину верные высказывания. Игра  «верю, не верю»

- Подводим итог урока. Задание для группы. Положите в «корзины» только те высказывания, которые вы считаете верными.

- Александр Блок родился в 1880 году.

- Он родился в Германии.

- Стихотворение «Ветхая избушка» посвящается няне поэта Арине Родионовне.

- Больше всего маленький Саша любил играть в «кирпичики» и рисовать корабли.

- Самыми близкими людьми для поэта были его дедушка, бабушка и тёти.

- Главная тема стихотворения А.Блока «Ветхая Избушка» - героизм русского народа.

- В стихотворении А.Блока «Ветхая Избушка» поэт с нежностью вспоминает детские годы.

2. Проверка. Одна из групп зачитывает выбранные высказывание, другие сравнивают со своими ответами.

- Как справились ребята со своей задачей? Что еще можно дополнить?

- Что можно исправить?

3. - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством  А. Блока и научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением А. Блок, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Александру Александровичу Блоку.  

1. работают в группе, выдвигают свои версии, ведут диалог, договариваются.

- Александр Блок родился в 1880 году.

- Больше всего маленький Саша любил играть в «кирпичики» и рисовать корабли.

- Самыми близкими людьми для поэта были его дедушка, бабушка и тёти.

- В стихотворении А.Блока «Ветхая Избушка» поэт с нежностью вспоминает детские годы.

2. следят за ответами товарищей, определяют правильность выполнения задания.

3.Отмечают результат своей деятельности в листе самооценки.

Упр. «ДЕРЕВО»

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

Домашнее задание

2 мин

Выучить стихотворение наизусть.

Записывают в дневник.

Личностные: самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...