Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Боровкова Валентина Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности  в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx91.25 КБ

Предварительный просмотр:

   

Пояснительная записка

Нормативные документы, на основе которых  разработана рабочая программа:

-  Федеральный закон  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Закон Курской области  от 09.12. 2012 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области;

- Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

-  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

-Устав  и локальные акты МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов В.Г.Горецкого, Л.Ф. Климановой  и др.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основными задачами курса являются:

-развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

-формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Данная программа  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

№п/п

Класс

Автор составитель

Название учебника

Год издания

Издательство

1

1

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

2

2

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

3

3

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

4

4

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.и др.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

 

На изучение литературного чтения отводится 540 часов.

Рабочая программа рассчитана: в 1 классе - 96 учебных часов (в период обучения грамоте),  36 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю,   во 2-4 классах –  по 136 учебных часов в год,  4 часа  в неделю.  

1.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся

с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):  

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;  

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;  составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;  для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;  

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

 восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

1 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

-осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

-читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

-читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

-различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

-принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

-отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

-называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

-различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

-анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

-читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

-осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

-распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

-восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

-составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

-сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

-отличать прозаический текст от поэтического;

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

-называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

-отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

-находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

-использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

2 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

-распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

-осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из  прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,  изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

-находить в произведении средства художественной выразительности;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

3 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

-формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

-делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

-находить в произведениях средства художественной выразительности;

-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

-пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

-писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

-осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

-находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

4 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

-находить в произведениях средства художественной выразительности;

-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

-воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

-соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

-писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства  художественной выразительности.

2.Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

п/п

Дата

предп

Дата

фактич

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Добукварный период

1

Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке  

1

Что такое азбука?

2

Речь письменная и устная

1

Что такое речь? «речь письменная и устная»

3

Предложение

1

Что такое предложение?  «предложение»

4

Предложение и слово

1

Что такое слово?

5

Предложение и слово

1

В чем различие между словом и предложением?

6

Слово и слог

1

Что такое слог, ударение?

7

Слог, ударение (закрепление)

1

В чем различие между словом и слогом?

8

Слог, ударение

1

Что такое логическое ударение, ударный слог?

9

Деление слов на слоги

1

Как делить слова на слоги?

10

Звуки речи: гласные и согласные

1

Что такое гласные и согласные звуки?

11

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного       с гласным

1

Что такое слияние согласного звука с гласным?

12

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков

1

Что такое алфавит?

13

Гласный звук [а], буквы А, а 

1

Почему для обозначения одного звука есть две буквы – А, а?

14

Гласный звук [а], буквы А, а (закрепление)

1

В чем особенность произношения звука [а]?

15

Звук [о], буквы О, о 

1

Как выделить звук [о] из речи? буквы, обозначающие гласный звук [о];

16

Звук [о], буквы О, о (закрепление)

1

Как определить место звука в слове?

17

Звук [и], буквы И, и 

1

В чем особенность произношения нового звука? Буквы  И, и, обозначающие гласный звук [и]  

18

Звук [и], буквы И, и (закрепление)

1

Чем отличается звук [и] от ранее изученных звуков?

19

Гласная буква ы, звук [ы]

1

Какую работу выполняет буква ы? Чем особенна эта буква? Буква ы, обозначающая гласный звук [ы]

20

Гласная буква ы, звук [ы] (закрепление)

1

Как определить количество слогов в слове?

21

Звук [у], буквы У, у 

1

Звук  [у], буквами У, у

22

Звук [у], буквы У, у (закрепление)

1

В чем разница между заглавными и строчными буквами?

Букварный период

23

Звуки [н], [н’], буквы Н, н 

1

Чем отличается гласный звук от согласного? звуки [н]? [н’] и буквы Н, н;

24

Звуки [н], [н’], буквы Н, н (закрепление)

1

Вместо каких слов можно употреблять слова он, оно, оно, они?

25

Звуки [с], [c’], буквы С, с 

1

Какие звуки обозначаются буквой С?

26

Звуки [с], [c’], буквы С, с  (закрепление)

1

Почему букву С поселят в «ленте» на «нижний этаж»?

27

Звуки [к], [к’], буквы К, к

1

Какие звуки обозначаются буквой к? Согласные звуки [к] и [к’]; буквы К и к,

28

Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление)

1

Какие гласные служат для показания твердости согласного звука, а какие для показания мягкости согласного?

29

Звуки [т], [т’], буквы Т, т

1

Какие звуки обозначаются  буквой т? Что обычно мы хотим узнать о согласном звуке? Согласные  звуки [т] и [т’]

30

Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление)

1

Как узнать, звонкий звук или глухой?

31

Закрепление пройденного материала

1

Чем отличается написание слов единственного и множественного числа? Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения?

32

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

1

Какие звуки обозначаются  буквой л?  Согласные  звуки [л] и [л’]

33

Звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление)

1

В каких случаях используем заглавные буквы? Звуки  [л] и [л’] и буквы Л, л;

34

Повторение и закрепление изученного материала

1

Как прочитать слова со стечением согласных? Чем отличаются согласные верхнего ряда от согласных нижнего ряда?

35

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

1

Какие звуки обозначаются  буквой р?  Согласные звуки [р], [р’] и буквы Р, р;

36

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р  (закрепление)

1

В каких случаях используем заглавные буквы? Различие  гласных и согласных звуков

37

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

1

Какие звуки обозначаются буквой в? Согласные звуки [в], [в,] и буквы В, в;

38

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в  (закрепление)

1

Что значит понятие «родственные слова»?

39

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]

1

Какие звуки обозначаются буквой е? гласные буквы  Е, е, звуки [й’э]

40

Буква Е – показатель мягкости согласных

1

Что такое мини-рассказ?

41

Чтение слов с буквой Е  (повторение и закрепление)

1

гласная буква е

42

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

1

Какие звуки обозначаются буквой п? Согласные звуки [п], [п’] и буквы  П, п;

43

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (закрепление)

1

Согласные звуки [п], [п’] и буквы П, п

44

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1

Какие звуки обозначаются буквой м? Согласные звуки [м], [м’] и буквы  М, м;

45

Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами

Л и М

1

Заглавная  буква при  написании имен собственных

46

Закрепление пройденного материала  

1

47

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

1

Какие звуки обозначаются буквой з? Согласные звуки [з], [з’] и буквы З, з;

48

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами

с  и з (закрепление)  

1

Звуки  [з] и [c], [з’] и [c’], тема текста, его главная мысль

49

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

1

Какие звуки обозначаются  буквой б?  Согласные звуки [б], [б’]и буквы Б, б;

50

Чтение слов с буквой б.  Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)

1

звуки [б] и [п], [б’] и [п’]

51

Закрепление пройденного материала

1

закрепить знания об изученных звуках и буквах

52

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

1

Какие звуки обозначаются  буквой д? Согласные звуки [д], [д’] и буквы  Д, д

53

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

1

Какие согласные называются парными?  Звуки  [д] и [т], [д’] и [т’]

54

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

1

Какие звуки обозначаются  буквой я? Гласные буквы  Я, я,  обозначающие два звука

55

Буква Я – показатель мягкости согласного

1

Как обозначить мягкость согласного звука гласной буквой?

56

Закрепление пройденного материала

1

работа с текстом;  чтение по ролям

57

Согласные звуки [г], [г’],   буквы Г, г

1

Какие звуки обозначаются буквой  г? Согласные звуки [г], [г’] и буквы Г, г

58

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г

1

Звуки, обозначенные буквами к и г

59

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч)

1

Согласный  звук  [ч’] и буквы Ч, ч;  слоги-слияния  ча, чу

60

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)

1

Группы   родственных слов

61

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

1

Зачем в словах пишется ь?  Буква ь, обозначающая мягкость предшествующего согласного

62

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного

1

Буква  ь

63

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

1

Когда в словах пишется мягкий знак?

64

Твердый согласный звук
[ш], буквы
Ш, ш. Сочетание ши  

1

Какие звуки обозначаются  буквой ш?  Твердый согласный звук [ш],  правописание сочетания ши

65

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)  

1

Твердый согласный звук [ш]

66

Твердый согласный звук
[ж], буквы  
Ж, ж

1

Какие звуки обозначаются буквой ж? Согласный звук [ж] и буквы  Ж, ж; предметы, отвечающие на вопросы кто? и что?

67

Твердый согласный звук [ж], буквы  Ж, ж (закрепление)  

1

Правописание  сочетаний  жи – ши; звуки [ж], [ш], звонкие и глухие согласные

68

Буквы Ё, ё, обозначающие два  звука [й’о]

1

Какие звуки обозначаются буквой е?  Буквы – Ё, ё, обозначающие два звука

69

Буква Ё, ё – показатель мягкости

1

Когда буква ё обозначает звук [o]?

70

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й

1

Какие звуки обозначаются  буквой й?  Звук [й’] и буквы  Й, й

71

Чтение слов с буквой й (закрепление)

1

Звуки  [и] и [й’]

72

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

1

Какие звуки обозначаются буквой  х? Согласные звуки [х], [х’] и буквы Х, х

73

Чтение слов с буквой х (закрепление)

1

Закрепить  знания об изученных звуках и буквах

74

Буквы  Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]

1

Какие звуки обозначаются буквой ю? Буква ю, обозначающая два звука

75

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии  

1

Буква ю  для обозначения гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии  

76

Твердый согласный звук [ц], буквы  Ц, ц  

1

Какие звуки обозначаются буквой ц? Согласный звук [ц] и буквы  Ц, ц

77

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)

1

Слова, обозначающие предметы, действия и признаки

78

Гласный звук [э]. Буквы Э, э

1

Какие звуки обозначаются  буквой э? Гласный звук [э]. Буквы Э, э

79

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление)

1

Гласная  буква э не пишется после согласных букв ч, ш, ц, ж

80

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу

1

Какие звуки обозначаются буквой щ? правописание слогов с буквой щ;

81

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление)

1

Правила  правописания сочетаний ща, щу

82

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

1

Какие звуки обозначаются  буквой ф? Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

83

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами

в и ф 

1

Слоги  и слова с буквами в и ф

84–85

Мягкий и твердый разделительные знаки

2

Зачем в словах пишутся разделительные ь и ъ?

86

Русский алфавит

1

Почему буквы  расположены в таком порядке?  Русский алфавит

Послебукварный период

87

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина

1

Автор, произведение, читатель, действующие лица

88

К. Д. Ушинский. Наше Отечество

1

Что такое Отечество? Символика  Российского государства – герб, флаг, гимн

89

В. Крупин. Первоучители словенские,

Первый букварь

1

Кто такие  первоучители? Славянская  азбука  Кирилла и Мефодия Кто составил первый букварь?

90

Творчество А. С. Пушкина – сказки

1

Какие сказки писал А. С. Пушкин и зачем?  Биография  и творчество  А. С. Пушкина

91

Л. Н. Толстой о детях

К. Д. Ушинский о детях

1

Зачем Л. Н. Толстой писал рассказы о детях и для детей? Чтение  по ролям.  К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель

92

Творчество К. И. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

Что мы знаем о К. И. Чуковском?

93

В. В. Бианки. Первая охота

Творчество С. Я. Маршака

1

Почему В. В. Бианки писал о животных?

О чем писал С. Я. Маршак?

94

Творчество М. М. Пришвина

Творчество А. Л. Барто

1

Чем интересны произведения М. М. Пришвина?

О ком писала А. Л. Барто? Анализ  стихотворения, его смысл

95

Творчество С. В. Михалкова

Б. В. Заходер.  Два и три

1

Чем замечательны стихи С. В. Михалкова? Что интересного в стихах Б. В. Заходера?

96

Творчество В. Д. Берестова

1

Какая особенность в стихах В. Д. Берестова?

97

Прощание  с Азбукой. Проверим свои знания  

1

Вспомнить , чему учились с Азбукой; выразительное чтение стихотворений о школе и учебе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ

п/п

Дата предп

Дата фактич

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Жили-были буквы

1

Знакомство с учебником «Литературное чтение».

 В. Данько «Загадочные буквы»  

1

Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица

2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»

1

Действующие лица, жанр произведения, сказка, рассказ

3

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»  

1

Стихотворение,  персонажи, гласные и согласные буквы

4

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова  «Кто как кричит?»  

1

Стихотворение,  произведение, звукоподражания, рифма, азбука, гласные и согласные буквы

5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

Писатели,  поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука, правила поведения,

6

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»  

1

Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука

Сказки, загадки, небылицы

7

Е. Чарушин «Теремок»

1

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские и народные сказки

8

Русская народная сказка  «Рукавичка»

1

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские и народные сказки

9

Загадки, песенки, потешки

1

Загадки, песенки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог

10

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки  Гусыни»

1

Небылицы, небывальщина, перевёртыши,

заглавие

11

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

1

Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка

12

Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы»

1

Устное народное творчество, фольклор

Апрель, апрель.  Звенит капель!..

13

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»  

1

Стихотворение,  художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма

14

Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель»

1

Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма

15

И. Токмакова «Ручей».  Е.Трутнева «Когда это бывает?»  

1

Прозаическая и стихотворная речь, ритм, рифма стихотворения, загадки, заключённые в стихах

16

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».

Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»

1

Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи

И в шутку и всерьёз

17

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация, «В каждой шутке есть доля правды…»

18

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

1

Рассказ,  «В каждой шутке есть доля правды…», качества характера

19

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет»

1

Прямое и переносное значение слов (горячий привет и горячий пирог), тёплые дружеские отношения

20

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки,  О. Григорьев «Стук»,  И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

1

Скороговорка, пословицы

21

К. И. Чуковский  «Телефон»

1

Интонация, иллюстрация, искусство слова, пуд, дюжина

22

М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме  «И в шутку и всерьёз»  

1

Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа

Я и мои друзья

23

Ю. Ермолаев «Лучший друг».  Е. Благинина «Подарок»  

1

Прозаическая  и стихотворная речь, логическое ударение, пауза

24

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны»

1

Вежливые слова

25

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек».

В. Орлов «Если дружбой дорожить…»

1

Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы

26

И. Пивоварова «Вежливый ослик»  

1

Вежливые слова, этикет, ирония

27

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»

1

Дружба, товарищи, родные, главная мысль произведения

28

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

Ю. Энтин  «Про дружбу»  

1

Дружба, товарищи, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы

29

Из старинных книг. Урок-обобщение  «Я и мои друзья»  

1

Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек

О братьях наших меньших

30

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф  «Кто любит собак…»

1

Братья наши меньшие, характер героев, рифма

31

В. Осеева «Собака яростно  лаяла»  

1

Части рассказа, картинный план, характер героев

32

И. Токмакова «Купите собаку»

1

Характер героев, рифма, научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия

33

М. Пляцковский «Цап  Царапыч». Г. Сапгир «Кошка»

1

Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты

34

В. Берестов «Лягушата».  В. Лунин  «Никого  не обижай»

1

Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты

35

С. Михалков  «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж»

1

Интонация, части рассказа, план, характер героев

36

Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях

наших меньших»  

1

Информация, звукоподражания, характер героев, части рассказа, план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....