А.С.Пушкин "Зимняя дорога"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Фомина Надежда Вячеславовна

Технологическая карта литературного чтения для проведения урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_doroga.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Технология проведения

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Организационный момент.

Цели:

- проверка готовности обучающихся;

- создание мотивации к учебной деятельности;

- включение в работу на личностно-значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствие

-Ребята, кто не готов к уроку? У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

У кого всё в порядке, тихо садитесь.

Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Регулятивные:

Умение включаться в учебную работу

Коммуникативные:

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

2

Проверка домашнего задания

-Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (опрос 5-7 человек)

Рассказывают отрывок наизусть, слушают одноклассников.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

3

Знакомство, изучение нового материала

3.1. Подготовка к первичному восприятию.

Цели:

- создать в классе нужную эмоциональную атмосферу

-настроить на восприятие конкретного произведения.

- Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Жизнь – полосатая: смотря в какую полосу попадешь».
- Как вы её понимаете?

- Вы правы. За годы жизни у человека случается и плохое, и хорошее. Главное быть терпеливым и помнить, что в скором времени обязательно наступит «белая» полоса.

- Многие люди используют такое выражение, как «полосатый жизненный путь».

- Как вы думаете, откуда в народе появилось такое выражение? Какие ассоциации возникают, когда вы его слышите?

- Внимательно смотрите на слайде и внимательно слушайте меня.

- Давным давно, когда большинство населения России было малограмотным, вдоль дорог ставили специальные столбики, отмеряющие версты. Чтобы столбики было лучше видно, их красили в полоску: полоса белая, полоса чёрная. Чуть позже появились каменные столбики, на которых стали выбиваться надписи. Например: до Москвы 2 версты.

- Ребята, а какой вам представляется «зимняя дорога»? давайте попробуем подобрать к этому словосочетанию наиболее подходящие слова. Это могут быть существительные, прилагательные и т.д.

Читают пословицу

Говорят, что жизнь не может состоять только из хороших моментов. Случается и плохое.

Слушают учителя

Предполагают, что полосатый жизненный путь связан с тем, что жизнь человека как «зебра» - полоса чёрная, полоса белая.

Возникают ассоциации с пешеходным переходом.

Смотрят фотографии дорог с верстовыми столбами. Слушают учителя.

Отвечают, что зимняя дорога представляется им заснеженной, бесконечной. Вдоль неё располагаются украшенные снегом деревья.

Снегопад, сугробы, мороз, вьюга и т.д.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: целеполагание

3.2. Первичное восприятие.

Цель:

-знакомство с текстом изучаемого произведения.

- Все мы любим лето, и с нетерпеньем ждём его прихода. Но зиму мы любим не меньше. Ведь сколько развлечений появляется с приходом зимы: можно слепить снеговика, покататься с горки на санках, пойти на лыжную прогулку в лес и многое другое. А как красиво на улице зимой. С приходом зимы наступает настоящая сказка! Недаром русские поэты, художники, композиторы посвящали свои произведения русской зиме.

- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Закройте глаза и попробуйте мысленно оказаться в зимнем лесу.

Тихо звучит музыка, учитель читает стихотворение.

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

(отрывок)

Слушают учителя, дополняют своими ответами.

Слушают стихотворение

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

3.3. проверка первичного восприятия.

Цели:

-проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания;

-внести коррективы в дальнейший ход урока

- Открывайте глаза.

- Вам понравилось это стихотворение?

-Как вы думаете, почему А.С. Пушкин назвал его именно так?

-Что вы представляли, когда слушали стихотворение?

-Как вы думаете, в каком темпе нужно читать это стихотворение? Почему?

Ответы учеников.

Потому что в стихотворении идёт описание зимней дороги.

Представляется зимняя дорога, освещаемая лёгким светом луны. Тихонько идёт снег. Слышится звон колокольчика.

В  медленном.

Познавательные: умение находить ответ на вопрос.

3.4. постановка учебной задачи.

Цель:

-выявление места и причины затруднения восприятия текста;

-мотивирование на повторную читательскую и аналитическую деятельность

-Какое настроение передают лирические строки? Почему?

- Какое слово указывает на то, что мы правильно определили его настроение?

Давайте перечитаем стихотворение и ответим на этот вопрос.

Лирические строки передают настроение грусти и одиночества.

Автор любуется красотой природы, но, в то же время, скучает по родному дому, по своим близким.

3.5. вторичное восприятие текста.

Цель:

-определение стилевых и содержательных доминант стихотворения

- Сколько в стихотворении четверостиший?

- Прочитайте стихотворение про себя

4

Читают про себя

3.6. анализ.

Цель:

-сформировать субъективное представление школьников о произведении, приблизить их к пониманию авторской идеи.

- Прочитаем первое четверостишье.

- О чем в нем говорится в данном четверостишье? Какое настроение передаёт автор? Что подчёркивает наше предположение?

- Как вы понимаете словосочетание «волнистые туманы»? почему автор пишет, что луна «пробирается»?

- А «печальные поляны»?

- Как вы думаете, зачем Пушкин дважды использует слово "Печальный, печально"?

- Вспомните, как называется этот троп?

- Давайте ещё раз повторим определение. Что такое олицетворение?

- Давайте прочитаем второе четверостишье и подумаем, о чём в нём говорится.

- Что такое «эпитет»? Найдите эпитеты во второй строфе.

- Попробуйте нарисовать словесную картину, которая вам представляется.

- Почему, на ваш взгляд, дорога скучная?

- Как вы понимаете слово "утомительно"? Подберите к нему синонимы

- Давайте разберём с вами слова, которые могут быть непонятны. Посмотрите на слайд и прочитайте разъяснение.

Тройка борзая – тройка лошадей, запряженная в сани. Тройка бежит быстро, легко, поэтому автор говорит о борзой тройке.

Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

- Теперь давайте прочитаем третье четверостишье? Что в нём говорится?

- О чем идет речь?

- Какие чувства возникают?

- Какие средства используют автор для создания настроения?

- Попробуйте подобрать синонимы к слову "удалое".

- Давайте посмотрим на слайде определения неизвестных и непонятных слов.

Ямщик – тот, кто управляет лошадьми.

Разгулье – веселое гуляние.

Версты – старая русская единица измерения расстояния. В одной версте 1066 метров. А "полосаты версты" – потому что каждая верста отмечалась столбиком, раскрашенным в полосы черного и белого цвета.

- Что говорится в 4 четверостишье? Прочитайте его.

- Какие чувства испытывает автор?

- Как вы думаете,  почему в данном четверостишье автор почти не использует глаголы? Сколько их тут встречается?

- В последней строфе автор дважды использует многоточие. Как вы считаете, для чего это?

- Меняется ли настроение героя в этом четверостишье? Каким образом?

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Описывается луна, природа. Печальное настроение. Это подчеркивает эпитет «печальные»

Волнистые туманы – туман, похож на волны, который окутывает землю и небо.

Поляны тихо озаряются лёгким лунным светом. Ночь. Тишина. Вся природа уснула. Поэтому поляны и печалятся.

Чтобы лучше передать настроение стихотворения.

Такой троп называется «олицетворение».

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов одушевлёнными.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

В этом четверостишье описывается скучная зимняя дорога. Бежит тройка лошадей. Слышится звон колокольчика.

Эпитет – это подчёркивание существенного признака или явления.

Тройка борзая, колокольчик однозвучный, дорога скучная.

Ответы нескольких учеников.

Возможно, автор уже давно едет, и ему кажется, что всё вокруг однообразно, скучно.

Устало, напряженно

Смотрят на объяснение слов на слайде.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска..

В нём говорится о родных сердцу автора песнях, благодаря которым он вспоминает свой дом и близких людей.

Речь идёт о Родине автора.

Возникают чувства тоски по родному дому.

Для создания настроения автор использует эпитет и олицетворение: «долгих песнях ямщика», «сердечная тоска».

Веселое, шумное, задорное.

Разбирают определения на слайде.

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Автор испытывает тоску. Дорога однообразна.

В данном отрывке встречается лишь один глагол.

Таким образом, автор стремится передать одиночество и тишину, которая охватывает путника.

Это нужно, чтобы  как можно лучше передать бесконечность зимней дороги.

Да, меняется.

Сейчас ему грустно, но, возможно, завтра, его ожидает временный приют.

Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. 
Регулятивные:  саморегуляция к мобилизации сил и энергии

3.7. Обобщение.

Цель:

-интерпретация произведения с учетом авторской позиции;

-подведение итогов анализа.

- Перечислите все глаголы, которые встретились вам в тексте(записывают на доске).

- Обратите внимание, что большинство глаголов "звуковые". Произнесите про себя эти слова. Что вы слышите? (звуки зимы, шорох, шум, гром) Для чего автор использует их?

Если останется время, выполнение заданий в рабочей тетради.

Пробирается, льет, бежит, гремит, слышится

Чтобы передать звучание зимней дороги.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: высказывание предположения;

построение речевых высказываний в устной форме.

4

Итог урока. Рефлексия.

Цель:
-рефлексия учебной деятельности на уроке;

-самооценка результатов деятельности.

- Какой же образ нарисовал Пушкин в этом стихотворении?

- Почему он описал зимнюю дорогу так грустно?

- В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

- С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

- На уроке хорошо работали…(выставление оценок).

Образ зимней дороги, раздумье о своей судьбе

Автор скучает по дому. Рисуя образ природы, он показывает внутренний мир человека, что он чувствует.

Слушают учителя.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей

5

Домашнее задание

1) Выразительное чтение стихотворения.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”

В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности  детей на дорогах....

Классный час «Дорога от дома до школы. Законы дорог».

Цель занятия:- сформировать у учащихся представление о новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «проезжая часть»;- научить правилам дисциплинированного поведения во время движе...

Творческо-информационный проект «Дорога- это важно, дорога – это сложно»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15956239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 326px; height: 245px; float: left;"}}]]...

Дорога и её элементы. Разметка. Полосы движения. Главная и второстепенная дороги. Расположение транспортных средств на проезжей части. Условия безопасности дорожного движения

В России с 01 апреля 2020 года вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светоф...