Технологическая карта урока литературного чтения Ю.Коваль "Три сойки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Фомина Надежда Вячеславовна

В файле представлена разработанная технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yu.koval_tri_soyki.docx14.3 КБ
Файл tri_soyki.docx26.69 КБ
Файл tri_soyki.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Тема урока: Ю. Коваль «Три сойки».

Цель урока: Сформировать представления младших школьников о понятии контраст на основе анализа рассказа Юрия Коваля «Три сойки»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: понимают значение литературоведческих знаний в собственной жизни.

Метапредметные: овладеют умениями определять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения.

Предметные: Освоить понятие контраст; наблюдать противоположные картины в произведении.

Строить рассуждения.

Личностно-формулирующая направленность: Формирование и развитие таких качеств, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Способствовать полноценному восприятию рассказа Юрия Коваля «Три сойки».
  2. Сформировать представление младших школьников об индивидуальности создания контраста в рассказе, в частности с помощью приёма звукописи.
  3. Развивать систему читательских умений находить в тексте звукопись, контраст.
  4. Способствовать воспитанию таких качеств личности как любовь к природе, созерцание.

Тип и вид урока: комбинированный урок.

Учебно-методический комплекс урока:

Источники информации: учебник «Литературное чтение» 2 класс «Перспективная начальная школы», автор Чуракова Н.А., 2 часть.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Дидактическое сопровождение урока: рабочая тетрадь к учебнику.



Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

Технология проведения

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Организационный момент.

Цели:

- проверка готовности обучающихся;

- создание мотивации к учебной деятельности;

- включение в работу на личностно-значимом уровне.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствие

-Ребята, кто не готов к уроку? У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

У кого всё в порядке, тихо садитесь.

Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Регулятивные:

Умение включаться в учебную работу

Коммуникативные:

Умение воспринимать и понимать речь учителя.

2

Проверка домашнего задания

-Дома вы должны были выразительно читать стихотворение Леонида Яхнина «Музыка леса» (опрос 5-7 человек)

Выразительно читают стихотворение

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

3

Знакомство, изучение нового материала

3.1. Подготовка к первичному восприятию.

Цели:

- создать в классе нужную эмоциональную атмосферу

-настроить на восприятие конкретного произведения.

Речевая разминка

- Посмотрите и прочитайте стихотворение со слайда с разным ритмом и эмоциями (слайд 1).

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

- Теперь прочитайте хором, выделяя звук «р».

- Ребята, а вы были в лесу? Что интересного вы там увидели? Что вам запомнилось?

- Осенний лес отличается от леса в другие времена года? Чем?

- Каких птиц мы с вами можем услышать в лесу?

- Посмотрите на изображения птиц (слайд 2). Какие из этих птиц вам знакомы?

- Все эти птицы – жители леса. Вы слышали, как они поют? Какие у них голоса?

- Прочитайте загадку и отгадайте ещё одного жителя леса, о котором пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке (слайд 3).

Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу,

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком ... (Сойка)

- Молодцы, ребята! Верно справились с заданием! (слайд 4, появляется изображение сойки).

- А вы слышали, как поёт сойка?

- Познакомиться с этой птичкой поближе и представить, как она поёт, нам поможет писатель Юрий Иосифович Коваль.

- Мы впервые встречаемся с этим писателем. Его портрет вы видите на слайде (слайд 5). Это детский писатель и сценарист многих детский мультфильмов.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом, который называется «Три сойки».

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- Давайте скорее прочитаем его и узнаем, о чём нам хотел рассказать автор.

- Открываем наши учебники на стр. 106. Я буду читать, а вы внимательно слушаете и следите за мной.

Читают стишок медленно, быстро, грустно, весело и т.д.

Читают  хором.

Ответы учеников.

В лесу очень тихо, слышно пение птиц.

Да. Осенью деревья приобретают особенный цвет, они как будто в золоте.

Дятел, соловей, иволга , кукушка и т.д.

Отгадывают загадку

Слушают учителя

Описание соек или интересный случай, связанный с этими птицами.

Открывают учебники на стр.106

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: целеполагание

3.2. Первичное восприятие.

Цель:

-знакомство с текстом изучаемого произведения.

Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная еловая шишка
трется о сосновую кору.
Но зачем шишке об кору тереться? Разве по глупости?
А сойка кричит для красоты. Она думает, что это она поет. Вот ведь
какое птичье заблуждение!
А на вид сойка хороша: головка палевая с хохолком, на крыльях — зеркала
голубые, а уж голос, как у граблей — скрип да хрип.
Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали,
драли горло — надоели. Выскочил я дому — сразу разлетелись.
Подошел к рябине — ничего под рябиной не видно, и на ветках все в
порядке, непонятно, чего они кричали. Правда, рябина еще не совсем созрела,
не красная, не багряная, а ведь пора — сентябрь.
Ушел я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут.
Вслушался я и подумал, что они со смыслом трещат.
Одна кричит:
«Дозреет! Дозреет!»
Другая:
«Догреет! Догреет!»
А третья кричит:
«Тринтрябрь!»
Первую я сразу понял. Это она про рябину кричала — мол, рябина еще
дозреет, вторая — что солнце рябину догреет, а третью не мог понять.
Потом сообразил, что сойкин «тринтрябрь» — это наш сентябрь. Для ее-то
голоса сентябрь слишком нежное слово.
Между прочим, сойку я эту заприметил. Слушал ее и в октябре, и в
ноябре, и все она кричала: «Тринтрябрь».
Вот ведь глупая: вся-то наша осень для нее — тринтрябрь.

 

Слушают рассказ в прочтении учителя.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

3.3. проверка первичного восприятия.

Цели:

-проверить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания;

-внести коррективы в дальнейший ход урока

- Вам понравился рассказ Юрия Иосифовича Коваля? Что вам особенно запомнилось?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ именно так?

- С каким настроение нужно читать этот рассказ? Почему?

Ответы учеников.

Познавательные: умение находить ответ на вопрос.

3.4. постановка учебной задачи.

Цель:

-выявление места и причины затруднения восприятия текста;

-мотивирование на повторную читательскую и аналитическую деятельность

- Как вы понимаете значения выражения «драть горло»?

- Проследите и скажите, с помощью каких звуков автор передал  нам голос соек?

Громко кричать

3.5. вторичное восприятие текста.

Цель:

-определение стилевых и содержательных доминант рассказа

- Давайте прочитаем его ещё раз самостоятельно, по цепочке.

Читают рассказ по цепочке.

3.6. анализ.

Цель:

-сформировать субъективное представление школьников о произведении, приблизить их к пониманию авторской идеи.

- Ребята, от чьего имени ведётся повествование? Кто нам рассказал эту историю?

- Какова тема произведения?

- Найдите и прочитайте в тексте строчки, в которых Юрий  Иосифович Коваль описывает эту птицу.

- Как вы считаете, эта птичка красивая?

- А теперь давайте с вами найдём и прочитаем строчки, в которых автор описывает голос соек.

- Внешность соек соответствует их голосу? Автор считает их голос красивым? С чем он его сравнивает?

- Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает песню соек.

- Как птицы произносят слово сентябрь?

- Есть противоречие? Какие ещё противоречия из жизни вы можете назвать?

- Приём, при котором одно противоположено другому, называется КОНТРАСТ.

- Откройте учебники на стр. 108 и давайте все вместе ещё раз прочитаем это определение.

- Итак, давайте теперь ещё раз найдём в произведение контраст и как его описывает автор.

Автор.

Рассказ о трёх сойках.

Ищут нужные строки и зачитывают.

Да.

Ищут нужные строки и зачитывают.

Нет. Он сравнивает голос соек со скрипом граблей.

«…голос ,как у граблей- скрип да скрип» ; «орали ,орали, драли горло».

Слово красивое по звучанию, но сойки произносят его грубо.

Да. Соль и сахар, белый и чёрный, добро и зло, и т.д.

Слушают учителя.

Читают определение хором.

Ответы учащихся.

Коммуникативные: умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные: формирование мыслительных операций; анализ, сравнение, обобщение. 
Регулятивные:  саморегуляция к мобилизации сил и энергии

3.7. Обобщение.

Цель:

-интерпретация произведения с учетом авторской позиции;

-подведение итогов анализа.

- Перечислите слова, которые автор расшифровал в пении соек  (записывают на доске).

- Ещё раз обратите внимание, с помощью каких звуков автор передаёт нам звук голоса соек.

Работа в рабочей тетради на стр. 18

- Как вы думаете, автор понял, о чём говорят птицы?

- Вам понравилось, как он расшифровал разговор птиц?

- Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных?

- А вы хотите послушать, как на самом деле поют сойки?

- Тогда сядьте поудобнее и закройте

глазки. Представьте, что вы находитесь в лесу. И может вам тоже удастся разгадать, о чём говорят сойки в лесу.

- Кто-нибудь смог разгадать, о чём

говорят наши сойки?

Дозреет, догреет, тринтябрь.

Зр, гр, тр.

Выполняют задания в рабочей тетради

Ответы учеников.

Воображением, любовью к природе, фантазией, наблюдательностью и  т.д.

Прослушивают аудиозапись с голосом соек.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: высказывание предположения;

построение речевых высказываний в устной форме.

4

Итог урока. Рефлексия.

Цель:
-рефлексия учебной деятельности на уроке;

-самооценка результатов деятельности.

- Наш урок подходит к концу. С каким настроением вы его заканчиваете?

- На уроке хорошо работали…(выставление оценок).

Ответы учеников.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей

5

Домашнее задание

1) Выразительное чтение рассказа.

2) Нарисовать пейзаж по мотивам рассказа.

3) Найти рассказы, в которых используется приём контраста.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь пошёл. Трава блестит. В небе радуга стоит.

Слайд 3

Синих крылышек красу Разглядеть нельзя в лесу, По сучкам порхает бойко С резким хриплым криком…

Слайд 5

Юрий Иосифович Коваль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения Юрий Коваль «Три сойки» (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа Ю. Коваля «Три сойки»: умения ориенти...