Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Порошина Ольга Алексеевна

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx400.67 КБ

Предварительный просмотр:

Порошина Ольга Алексеевна

ГБОУ школа № 453 Колпинского района

УМК Перспектива

Литературное чтение

4 класс

Тема: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Тип: урок открытия нового знания, работа с текстом и картиной.

Цель урока для ученика: сравнить стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…» и картину А.И. Куинджи: «Ранняя весна» для создания личного образа ранней весны.

Цель урока для учителя: обогатить словарь учащихся для построения речевого высказывания.

Планируемые результаты.

Предметные

1. Сравнивать произведение живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

2.Находить средства художественной выразительности литературного произведения.

3.Выразительно читать текст.

Метапредметные

1. Формулировать цели урока.

2. Строить  речевое высказывание и аргументировать свою точку зрения.

3. Работать по алгоритму.

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу).

Личностные

1. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

2. Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

3. Эмоционально воспринимать текст.

4. Развивать творческие способности каждого ученика.

Ресурсы урока: учебник, мультимедийный проектор, репродукции картин, аудиозаписи.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Организационный этап.

Здравствуйте, проверьте, пожалуйста, готовность вашего рабочего места. От беспорядка на столе- беспорядок в голове. От беспорядка в голове -беспорядок в работе…А когда говорят творческий беспорядок? Сегодня нам представится возможность для творчества.

Проверяют готовность к уроку.

- Когда человек увлечён творческим процессом…

2. Мотивационный этап.

Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства: живописи и литературе. Скажите, часто ли вы бываете в художественных музеях, галереях? Какие чувства у вас там возникают?

- Что роднит живопись и литературу?

-А что их различает?

Кому-то интереснее наблюдать чужие образы, а кому- то создавать свои. А вам?

Ответы детей.

-У них общая цель: передать мысль, чувства?

-Язык литературы- это слово, в живописи- изображение.

- Интереснее создавать свои, так как ощущаешь себя творцом. /

Интереснее наблюдать чужие, это проще, можно сравнить со своими.

3.Актуализация и целеполагание

Пожалуйста, напомните название раздела, который мы изучаем.

Произведения  какого русского писателя мы анализировали на прошлом занятии? Что общего в изученных стихах?

Определите жанр этих произведений.

Сегодня мы продолжим работу по изучению пейзажной лирики. Мастером пейзажа в слове считают великого русского поэта – Федора Ивановича Тютчева. Его творчество станет темой сегодняшнего урока, но точнее тему мы сформулируем позже.

Эпиграфом к уроку я выбрала очень известные строки самого поэта:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

- Как представляет автор природу?

К этим словам мы ещё раз обратимся в конце урока. Когда у вас будет больше информации, чтобы их осмыслить. Скажите, что вам  нужно для того, чтобы лучше понимать другого человека?

Для начала внимательно посмотрите на 3 портрета, определите, кто на них изображён? Выберите тот, о ком пойдёт сегодня речь.

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\пушкин.jpeg  C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\лерм.jpg C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\тютчев.jpeg

Учитель даёт установку на осмысленное восприятие информации.

Приём: продолжи фразу. Я знаю, что Ф.И. Тютчев… Больше всего меня удивило, что Ф.И.Тютчев…

Приём: убери лишнее.

1. Ф. И. Тютчев родился в Орловской губернии.

2. Поэт родился в крестьянской семье. (-)

3. Тютчев закончил словесный факультет Московского университета.

4.  Всю жизнь прожил в России. (-)

5.  Тютчев уделял большое внимание карьере.

6. Он считал себя профессиональным поэтом, регулярно заботился о печати своих стихов. (-)

7. Ф. И. Тютчев любил природу, особенно промежуточные времена года.

- Великие русские писатели.

- А.С. Пушкина

- Это стихи о природе, о временах года.

-Пейзажная лирика.

- Он её одушевляет…

-Знать об этом человеке.

 Вспомнить о жизни поэта, познакомиться с его биографией.

Первый портрет А.С. Пушкина, второй- М.Ю Лермонтова, на третьем изображён Ф.И. Тютчев.

Сообщение о жизни и творчестве (заранее подготовленными учениками).

 Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Детские и юношеские годы поэта прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл.                                  

 Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в Мюнхене. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но относился к судьбе  своего творчества на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

 Однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С. Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину. Но сам Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом и продолжал карьеру. Поэтому многие его стихи писались «в стол», для себя. Так получилось и со стихотворением: «Ещё земли печален вид…», дата  его написания точно не известна, это 1830-1836 годы, когда жизнь поэта ещё не омрачили утраты.

В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Имея философский образ мыслей, Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Сейчас вы погрузитесь в волшебный мир поэзии Тютчева.

Стихотворение: «Ещё земли печален вид».

Учитель даёт установку на осмысленное, творческое восприятие текста. Вы будете слушать аудиозапись. Я попрошу творчески отнестись к услышанному. Представьте себя оператором или художником и мысленно рисуйте картины услышанного. Не стесняйтесь, можно закрыть глаза, пусть слова перенесут вас в мир фантазии.

- Какие картины вы мысленно нарисовали? Поделитесь с соседом в паре, что вы увидели во время слушания стиха.

- Поднимите, пожалуйста, руки у кого картины совпали? У кого различны? Как вы думаете, почему так получилось?

Я предлагаю вашему вниманию три картины известных художников, посмотрите, пожалуйста, внимательно и решите, какая из них больше подходит к данному тексту.

F:\19.12\варваров Весна уже рядом.jpg

А. В. Варваров «Весна уже рядом»

F:\19.12\Саврасов Ранняя весна.jpg

А. К. Саврасов «Ранняя весна»

А. И. Куинджи «Ранняя весна»

F:\19.12\Куинджи Ранняя весна.jpg

Что вы видите на картине А.И. Куинджи такого, что заставляет вас так сказать?

Чтобы дать ответ на этот вопрос,  давайте пошагово рассмотрим и сравним 2 произведения. Дети уточняют тему и  цель урока.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

 Работа по тексту.

Какие слова вызвали у вас затруднение при прочтении? Где вы можете найти информацию о лексическом значении слова?

 

Рассмотрите внимательно картину. Что вы видите?

-Что заставляет вас так сказать?

Алгоритм сопоставительного анализа произведения литературы (лирика) и живописи:

Критерии для сравнения

Стихотворение

Картина

1.Время написания.

2. Жанр.

3.Тема

4. Идея, главная мысль (основной мотив)

5 Средства художественной выразительности.

- О чем это стихотворение? Какой образ словесно рисует поэт? (Определите тему стихотворения).

- Что заставляет вас так думать? Докажите словами из текста.

- Какое чувство вызывает у поэта картина ранней весны? А у вас? Совершенно верно. Весна пробуждает душу человека, наполняет её радостью, любовью.

У этого стихотворения есть продолжение- вторая часть- чтение учителем:

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

 Природа и душа объединяются в едином процессе возрождения.

- Совпадает ли настроение автора стихотворения с настроением картины?  Аргументируйте.

- Какие художественные средства использует для этого Ф.И. Тютчев?

- Какие языковые и синтаксические средства использует автор?

- Подчеркните в тексте глаголы, прочитайте их вместе.

- Какие средства художественной выразительности вы видите на картине А.О Куинджи?

Слушают установку учителя.

Творчески прослушивают аудиозапись.

Обсуждают в паре.

- Потому что мы все разные, так и художники видят по-разному.

Дети разглядывают репродукции, выбирают свой вариант.

Практически все определили картину  А. И. Куинджи.

F:\19.12\Куинджи Ранняя весна.jpg

Ответы детей: весна, радость…-  затрудняются с ответом

Сравнить стихотворение  Ф.И. Тютчева: «Еще земли печален вид» и картину  А. И. Куинджи: «Ранняя весна» для создания своего личного образа ранней весны.

Помочь определить значение слова может толковый словарь.

Словарная работа.

- «колышет»- слегка мирно колыхаться, качаться.

- «невольно»- случайно, непроизвольно.

- «редеющий сон»- дремота, момент пробуждения, это ещё не явь, но уже и  не сон, « редеть»- уменьшаться, убывать

- Пейзаж. Наступление весны.

- Учащиеся описывают картину.

Учащиеся самостоятельно вносят в таблицу информацию по мере обсуждения.

-Поэт рисует скорый приход весны, пробуждение природы- это ранняя весна.

-Несмотря на то, что ещё ничего не растёт и не цветёт, воздух уже весенний, свежий. Ветер шевелит мёртвый стебель в поле, ветви елей. Природа чувствует весну.- Зачитывают строки:

...а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна весну послышала она…

- Поэта радует жизнеутверждающая сила природы. Ответы детей о личном восприятии.

-Совпадает. На картине жизнеутверждающая сила пробуждающейся природы раскрыта в центральном образе реки. Движение реки- движение  самой жизни.

-Олицетворения-  «природа не проснулась», «природа улыбнулась».

- Эпитеты – «мертвый стебль», «редеющий сон»

- Метафоры – «земли печален вид», «воздух дышит весною».

- Противопоставление:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.

- В тексте много глаголов.

Глаголы: дышит, колышет, шевелит, не проснулась, послышала, улыбнулась- глаголы показывают движение.

- Композиция, свет и тень, цветовое решение, контраст.

5. Первичное закрепление

Ещё раз рассмотрите репродукцию Куинджи «Ранняя весна». Работа с картиной и текстом одновременно- пошаговый анализ стиха и картины – палитра настроения.

Давайте прочтем стихотворение по строчкам и соотнесём слова с изображением, при этом будем выделять часть текста цветными карандашами или фломастерами.

Алгоритм работы:

1. Читаем строчку.

2. Соотносим с картиной.

3.Выбираем цвет. Аргументируем.

4. Анализируем настроение.

Обсудите с соседом в паре получившиеся палитры настроения.

- Как вы думаете, почему так много совпадений?

- Тогда почему нет полного совпадения?

Первые две строчки выполняют с комментарием, далее учащиеся работают с текстом самостоятельно

Словесная картина Ф.И. Тютчева

Изображение на картине А.О. Куинджи

Еще земли печален вид,

Снег не сошёл, голые деревья

А воздух уж весною дышит,

Небо выше

И мертвый в поле стебль колышет,

Жухлая трава

И елей ветви шевелит —

Деревья на заднем плане

Еще природа не проснулась,

Река полностью не вскрылась ото льда

Но сквозь редеющего сна

Но уже у берега лёд подтаял,

Весну послышала она

видно течение воды

И ей невольно улыбнулась…

Свет и тени в картине- значит солнце- улыбка природы

Учащиеся работают в паре.

-Работали с одинаковыми произведениями литературы и живописи.

- Мы ( ученики) были соавторами- творцами своего личного образа ранней весны.

Рефлексия деятельности.

Какое настроение хотел создать Тютчев? Какие чувства пробудить в читателе?

Вспомните эпиграф к уроку. Давайте вернёмся к целям и задачам занятия.

- Удалось ли вам, сравнивая 2 произведения искусства, лучше понять стихотворение, почувствовать настроение.

- Какими фразами вы пополнили свой словарь для создания личного образа ранней весны? Запишите и сохраните их в творческую тетрадь.

- Поняли ли вы, как создавать палитру настроения по стихотворному произведению? – Смогли бы вы сами составить такую палитру по другому стихотворению Тютчева?

- Какое домашнее задание вам захотелось выполнить сегодня?

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке

 1.по пиктограмме

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\ухо.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\глаз.jpg

C:\Users\Dmitry\Desktop\19.12\сердце.jpg

2. по самостоятельности на уроке

Автор хотел создать настроение лёгкой радости, пробудить гармонию природы и человека. Тютчев представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется, улыбается.

- Я почувствовал настроение автора. – У меня было хорошее настроение. – Я уловил запах весны, почувствовал её дыхание, ощутил прилив сил…

- Дети записывают фразы сначала самостоятельно, потом в паре обсуждают и дописывают. Проверяют и дописывают фронтально- облако слов.

- Я понял на что нужно обращать внимание в тексте, когда работаешь с цветом.

- Прочитать стихотворение выразительно, передавая его настроение.

- Подобрать музыку и сделать слайд-шоу для мелодекламации.

-Подобрать произведения живописи и составить палитру настроения к другому стихотворению Ф.И. Тютчева: «Как неожиданно и ярко…», «Смотри, как роща зеленеет…»

- Составить синквейн по картине А.О. Куинджи.

Весна___________

__________________   ,    _______________.

__________________, ___________________, ____________________ .

______________________________________________________________.

_________________ .        

Самооценка учащихся:

1.-Я услышал идею стихотворения.

   - Представил образ.

   - Почувствовал настроение.

2. – Я анализировал текст самостоятельно

    -  Анализировал с помощью одноклассников

    - Мне трудно анализировать поэтический текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2.     Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Конспект урока чтение 3 класс. Тютчев Еще земли печален взгляд

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выводы в...