Пожалуйста, напомните название раздела, который мы изучаем. Произведения какого русского писателя мы анализировали на прошлом занятии? Что общего в изученных стихах? Определите жанр этих произведений. Сегодня мы продолжим работу по изучению пейзажной лирики. Мастером пейзажа в слове считают великого русского поэта – Федора Ивановича Тютчева. Его творчество станет темой сегодняшнего урока, но точнее тему мы сформулируем позже. Эпиграфом к уроку я выбрала очень известные строки самого поэта: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... - Как представляет автор природу? К этим словам мы ещё раз обратимся в конце урока. Когда у вас будет больше информации, чтобы их осмыслить. Скажите, что вам нужно для того, чтобы лучше понимать другого человека? Для начала внимательно посмотрите на 3 портрета, определите, кто на них изображён? Выберите тот, о ком пойдёт сегодня речь.
Учитель даёт установку на осмысленное восприятие информации. Приём: продолжи фразу. Я знаю, что Ф.И. Тютчев… Больше всего меня удивило, что Ф.И.Тютчев… Приём: убери лишнее. 1. Ф. И. Тютчев родился в Орловской губернии. 2. Поэт родился в крестьянской семье. (-) 3. Тютчев закончил словесный факультет Московского университета. 4. Всю жизнь прожил в России. (-) 5. Тютчев уделял большое внимание карьере. 6. Он считал себя профессиональным поэтом, регулярно заботился о печати своих стихов. (-) 7. Ф. И. Тютчев любил природу, особенно промежуточные времена года.
| - Великие русские писатели. - А.С. Пушкина - Это стихи о природе, о временах года. -Пейзажная лирика.
- Он её одушевляет… -Знать об этом человеке. Вспомнить о жизни поэта, познакомиться с его биографией. Первый портрет А.С. Пушкина, второй- М.Ю Лермонтова, на третьем изображён Ф.И. Тютчев.
Сообщение о жизни и творчестве (заранее подготовленными учениками). Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными. Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Детские и юношеские годы поэта прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в Мюнхене. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно. А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но относился к судьбе своего творчества на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет. Однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С. Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину. Но сам Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом и продолжал карьеру. Поэтому многие его стихи писались «в стол», для себя. Так получилось и со стихотворением: «Ещё земли печален вид…», дата его написания точно не известна, это 1830-1836 годы, когда жизнь поэта ещё не омрачили утраты. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе. Имея философский образ мыслей, Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. |
Сейчас вы погрузитесь в волшебный мир поэзии Тютчева. Стихотворение: «Ещё земли печален вид». Учитель даёт установку на осмысленное, творческое восприятие текста. Вы будете слушать аудиозапись. Я попрошу творчески отнестись к услышанному. Представьте себя оператором или художником и мысленно рисуйте картины услышанного. Не стесняйтесь, можно закрыть глаза, пусть слова перенесут вас в мир фантазии. - Какие картины вы мысленно нарисовали? Поделитесь с соседом в паре, что вы увидели во время слушания стиха. - Поднимите, пожалуйста, руки у кого картины совпали? У кого различны? Как вы думаете, почему так получилось? Я предлагаю вашему вниманию три картины известных художников, посмотрите, пожалуйста, внимательно и решите, какая из них больше подходит к данному тексту.
А. В. Варваров «Весна уже рядом»
|
А. К. Саврасов «Ранняя весна»
|
А. И. Куинджи «Ранняя весна»
Что вы видите на картине А.И. Куинджи такого, что заставляет вас так сказать? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте пошагово рассмотрим и сравним 2 произведения. Дети уточняют тему и цель урока.
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Работа по тексту. Какие слова вызвали у вас затруднение при прочтении? Где вы можете найти информацию о лексическом значении слова?
Рассмотрите внимательно картину. Что вы видите? -Что заставляет вас так сказать? Алгоритм сопоставительного анализа произведения литературы (лирика) и живописи: Критерии для сравнения | Стихотворение | Картина | 1.Время написания. |
|
| 2. Жанр. |
|
| 3.Тема |
|
| 4. Идея, главная мысль (основной мотив) |
|
| 5 Средства художественной выразительности. |
|
|
- О чем это стихотворение? Какой образ словесно рисует поэт? (Определите тему стихотворения). - Что заставляет вас так думать? Докажите словами из текста.
- Какое чувство вызывает у поэта картина ранней весны? А у вас? Совершенно верно. Весна пробуждает душу человека, наполняет её радостью, любовью. У этого стихотворения есть продолжение- вторая часть- чтение учителем: Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Природа и душа объединяются в едином процессе возрождения. - Совпадает ли настроение автора стихотворения с настроением картины? Аргументируйте.
- Какие художественные средства использует для этого Ф.И. Тютчев?
- Какие языковые и синтаксические средства использует автор?
- Подчеркните в тексте глаголы, прочитайте их вместе.
- Какие средства художественной выразительности вы видите на картине А.О Куинджи? |
Слушают установку учителя.
Творчески прослушивают аудиозапись.
Обсуждают в паре.
- Потому что мы все разные, так и художники видят по-разному.
Дети разглядывают репродукции, выбирают свой вариант.
Практически все определили картину А. И. Куинджи.
Ответы детей: весна, радость…- затрудняются с ответом
Сравнить стихотворение Ф.И. Тютчева: «Еще земли печален вид» и картину А. И. Куинджи: «Ранняя весна» для создания своего личного образа ранней весны.
Помочь определить значение слова может толковый словарь. Словарная работа. - «колышет»- слегка мирно колыхаться, качаться. - «невольно»- случайно, непроизвольно. - «редеющий сон»- дремота, момент пробуждения, это ещё не явь, но уже и не сон, « редеть»- уменьшаться, убывать
- Пейзаж. Наступление весны. - Учащиеся описывают картину.
Учащиеся самостоятельно вносят в таблицу информацию по мере обсуждения.
-Поэт рисует скорый приход весны, пробуждение природы- это ранняя весна. -Несмотря на то, что ещё ничего не растёт и не цветёт, воздух уже весенний, свежий. Ветер шевелит мёртвый стебель в поле, ветви елей. Природа чувствует весну.- Зачитывают строки: ...а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна весну послышала она… - Поэта радует жизнеутверждающая сила природы. Ответы детей о личном восприятии.
-Совпадает. На картине жизнеутверждающая сила пробуждающейся природы раскрыта в центральном образе реки. Движение реки- движение самой жизни.
-Олицетворения- «природа не проснулась», «природа улыбнулась». - Эпитеты – «мертвый стебль», «редеющий сон» - Метафоры – «земли печален вид», «воздух дышит весною». - Противопоставление: Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. - В тексте много глаголов. Глаголы: дышит, колышет, шевелит, не проснулась, послышала, улыбнулась- глаголы показывают движение. - Композиция, свет и тень, цветовое решение, контраст. |
Ещё раз рассмотрите репродукцию Куинджи «Ранняя весна». Работа с картиной и текстом одновременно- пошаговый анализ стиха и картины – палитра настроения. Давайте прочтем стихотворение по строчкам и соотнесём слова с изображением, при этом будем выделять часть текста цветными карандашами или фломастерами. Алгоритм работы: 1. Читаем строчку. 2. Соотносим с картиной. 3.Выбираем цвет. Аргументируем. 4. Анализируем настроение.
Обсудите с соседом в паре получившиеся палитры настроения. - Как вы думаете, почему так много совпадений? - Тогда почему нет полного совпадения?
| Первые две строчки выполняют с комментарием, далее учащиеся работают с текстом самостоятельно
Словесная картина Ф.И. Тютчева | Изображение на картине А.О. Куинджи | Еще земли печален вид, | Снег не сошёл, голые деревья | А воздух уж весною дышит, | Небо выше | И мертвый в поле стебль колышет, | Жухлая трава | И елей ветви шевелит — | Деревья на заднем плане | Еще природа не проснулась, | Река полностью не вскрылась ото льда | Но сквозь редеющего сна | Но уже у берега лёд подтаял, | Весну послышала она
| видно течение воды | И ей невольно улыбнулась… | Свет и тени в картине- значит солнце- улыбка природы |
Учащиеся работают в паре. -Работали с одинаковыми произведениями литературы и живописи. - Мы ( ученики) были соавторами- творцами своего личного образа ранней весны.
|
Какое настроение хотел создать Тютчев? Какие чувства пробудить в читателе?
Вспомните эпиграф к уроку. Давайте вернёмся к целям и задачам занятия. - Удалось ли вам, сравнивая 2 произведения искусства, лучше понять стихотворение, почувствовать настроение.
- Какими фразами вы пополнили свой словарь для создания личного образа ранней весны? Запишите и сохраните их в творческую тетрадь. - Поняли ли вы, как создавать палитру настроения по стихотворному произведению? – Смогли бы вы сами составить такую палитру по другому стихотворению Тютчева?
- Какое домашнее задание вам захотелось выполнить сегодня?
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке 1.по пиктограмме
2. по самостоятельности на уроке | Автор хотел создать настроение лёгкой радости, пробудить гармонию природы и человека. Тютчев представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется, улыбается. - Я почувствовал настроение автора. – У меня было хорошее настроение. – Я уловил запах весны, почувствовал её дыхание, ощутил прилив сил… - Дети записывают фразы сначала самостоятельно, потом в паре обсуждают и дописывают. Проверяют и дописывают фронтально- облако слов.
- Я понял на что нужно обращать внимание в тексте, когда работаешь с цветом.
- Прочитать стихотворение выразительно, передавая его настроение. - Подобрать музыку и сделать слайд-шоу для мелодекламации. -Подобрать произведения живописи и составить палитру настроения к другому стихотворению Ф.И. Тютчева: «Как неожиданно и ярко…», «Смотри, как роща зеленеет…» - Составить синквейн по картине А.О. Куинджи.
Весна___________ __________________ , _______________. __________________, ___________________, ____________________ . ______________________________________________________________. _________________ .
Самооценка учащихся:
1.-Я услышал идею стихотворения. - Представил образ. - Почувствовал настроение.
2. – Я анализировал текст самостоятельно - Анализировал с помощью одноклассников - Мне трудно анализировать поэтический текст. |