Конспект урока литературного чтения во 2 классе: "Николай Носов. На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бичан Надежда Владимировна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе  содержит разнообразные формы, методы, приёмы работы на уроке для развития УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_gorke_n._nosov.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения. 2 класс

Тема: Н.Носова «На горке»

Цель

Познакомить учащихся с содержанием произведения

Задачи

1) закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения;

2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;  

 3)  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;

получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими  жизненными представлениями.

Метапредметные :

Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение;

коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: проявляют  интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают  поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм

Использованные технологии и формы обучения

Технология продуктивного  чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки,  проектор, экран.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим  миром литературы.  

Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока.

Погружаются в рабочую атмосферу,

РУУД:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2

Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку с разной интонацией:

Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Проводит речевую разминку.

Принимают участие в речевой разминке.

3

Актуализация знаний.

-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

-Какой раздел учебника мы изучаем? (Писатели детям)

-Какие произведения мы с вами уже прочитали в этом разделе? (перечисляют произведения)

-Что в них общего? (юмористические)

-А что такое юмор? (юмор-изображение какой-либо жизненной ситуации  в смешном, комическом виде)

Ответ учащихся:(думать, размышлять, понимать смысл прочитанного произведения, задавать вопросы к тексту, соотносить главную мысль произведения и пословицу)

4

Проверка домашнего задания

-Какой рассказ читали на прошлом уроке?(«Живая шляпа».) Кто его автор?

-Почему этот рассказ юмористический?

-Зачитайте отрывки из рассказа, вызывающие смех. ( 3 человека)

-Какие слова и выражения делают эти отрывки смешными?(дробление слов, необычные действия: взяли кочергу и лыжную палку, нелогичность действий.

-Почему эти действия были присущи  героям?( дети были фантазёрами)

-Удалось ли передать интонацию юмора читавшим?

Задание: Составить картинный план. Пересказать по плану.

Пересказ «Живая шляпа»

5

Подготовка к восприятию текста

- А что означает слово горка? Есть книга, которая знает про значения слов  всё. Как она называется?  Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».  
Сегодня в роли знатоков у нас выступают Камилла и Ваня. Они уже нашли значение слова горка в Толковом словаре, им слово:
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы.
– Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?

- А поведет нас на горку Николай Николаевич Носов. С произведениями этого замечательного писателя мы уже встречались.

- Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А  как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло  между ребятами? О чём будет наше произведение?

А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь,  верны ли ваши предположения по поводу его содержания

Организует деятельность  учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации   повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения  и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его  содержании.

Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения .

РУУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

6

Первичное восприятие текста

Текст звучит в аудиозаписи.

После окончания учитель задаёт вопросы:

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?

-Какой момент вам больше всего запомнился?

- Какое настроение  вызывает это произведение? Почему?

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?

Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.

Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя,  высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

7

Словарная работа

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ

НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?)
СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

8

Чтение произведения

Вторичное чтение по цепочке.

Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом.

Учащиеся читают рассказ Носова, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки.

ПУУД:

- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока

9

Физкультминутка

А сейчас немного отдохнем:

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. 
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. 
(Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. 
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. 
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

ЛУУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.

10

Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа?

- Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа?
– Что делали ребята во дворе?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
––– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком?
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 
 
– Котька сразу согласился это сделать? 
 
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька?

-Трудно ли было отвечать на мои вопросы? Вернёмся к нашим ладошкам и оценим свою работу, раскрасив безымянный  пальчик.

- А теперь я предлагаю поработать в парах.  У вас на столе лежит листок с заданием.  Заполните левую часть кластера, указав,  каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите  в правой  части кластера,  каким  он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте . Проверим вашу работу.
– Кто  же помог Котьке стать лучше?
– Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?

- А у вас были в жизни такие ситуации?

-Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему?
- Чему учит нас этот рассказ?

- Оцените свою работу в парах, раскрасив мизинец на своих листах самооценки.

Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах.

Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока.

ПУУД :

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

КУУД:

- умение договариваться, находить общее решение.

11

Деление текста на части, составление плана

– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа?
– Давайте расставим их по порядку. 
– Какого рисунка  не хватает?
–  Что у нас получилось? (У нас получился картинный план.)

– Я думаю, многие из вас уже  готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием. Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки.

Организует  работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает  дома выполнить задание по выбору.

Составляют картинный план к тексту, выбирают  задание для выполнения дома из того, что предложил  учитель.

ПУУД

-построение логической цепи рассуждений.

- структурирование знаний

12

Итог урока.

Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок?

Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе.

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают  своё отношение к  уроку.

ЛУУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Носов. Ступеньки. (НШ 21 век)

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС, с использованием критериального оценивания  деятельности учащихся на уроке....

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе по теме "Н.Носов "На горке". Урок составлен в соответствии с ФГОС по  программе "Школа России...

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения  во 2 классе по теме "Н.Носова "На горке". Урок составлен в соответствии ФГОС по программе "Школа России"...

Конспект по литературному чтению по теме: Н. Носов "На горке", 2 класс

Представлен конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Н.Носов «На горке»....

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Телефон»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением «...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Федина задача»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением ...