Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Носов. Ступеньки. (НШ 21 век)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС, с использованием критериального оценивания  деятельности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_n.nosov_stupenki.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г. Пошехонье Ярославской области

Журавлева Людмила Александровна

Тема урока: Николай Николаевич Носов.  «Ступеньки»

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:

  • портрет Н. Н. Носова,
  • выставка  книг Н.Н. Носова,  
  • карточки с текстом пословиц (на классную доску),
  • конверты с материалами для парной, групповой работы, самооценки деятельности учащихся на уроке (тексты пословиц, символы для составления модели прочитанного произведения, «ступеньки»).

Цели:

  • ознакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Ступеньки»;
  • создать условия для развития навыков правильного чтения,  умения давать оценку поступкам героев;
  • упражнять в выборочном чтении; в ролевом чтении;
  • способствовать воспитанию интереса к детской литературе.

Планируемые результаты

Предметные: 

-уметь отвечать на вопросы по содержанию текста;

-оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

-называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

- читать по ролям, выражать эмоции и настроение в процессе чтения,

Метапредметные:

1) Личностные:

- формировать  широкую мотивационную основу учебной деятельности;

- формировать учебно-познавательный  интерес к новому  учебному материалу и способам решения учебной задачи;

- на примере главного героя показать важность доведения начатого дела до конца, добиваться успеха путем упорного труда.

2) Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы;

 - адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя;

-  развивать умение давать оценку поступкам героев;

- учить анализировать и оценивать свое чтение;

- анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности;

- осуществлять самоанализ  успешности  своей деятельности.

3) Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

- использовать знаково-символические средства представления информации;

- развивать речь учащихся через характеристику качеств литературного героя и нравственной оценки его поступка;

4) Коммуникативные:

- создать условия для развития умения работать в паре, группе;

- строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику;

- принимать разные точки зрения, уважать мнение одноклассников, учить приводить доказательства истинности своего мнения.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 I. Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок

Приветствует учеников, создает положительный настрой, читает стихотворение.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мне нравится ваш настрой на работу, и я желаю вам успешной работы.

Слушают учителя, эмоционально выражают готовность  к успешному сотрудничеству на уроке

Личностные УУД:

формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу и способам решения учебной задачи.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.

II. Введение в тему урока

1.Игра «Составь слово» 

На доске вразбивку прикреплены слоги

 -пень-, -ки,  Сту-,

Задание:

- Найдите на классной доске слоги, составьте из них всевозможные слова.

Диалог:

-Что помогло вам догадаться, какой слог будет первым?

- Что может обозначать слово «Ступеньки»?

Прочитывают самостоятельно слоги на классной доске и составляют всевозможные слова: (пень, пеньки, стуки, ступеньки)

Обращают внимание на то, что слог «Сту-» напечатан с заглавной буквы.

Вспоминают правило о том, что с заглавной буквы пишутся названия произведений.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.

2. Объявление темы урока.

- Так называется рассказ Николая Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами познакомимся.

3.Знакомство с автором и его творчеством.

             Беседа

- Посмотрите на эту выставку книг.  Какие книги вам знакомы?

- Что объединяет эти книги?

- Кто автор этих книг?

- О чем (о ком) он пишет?

Рассказ учителя

Н. Н. Носов родился в 1908 г. В  Украине в г. Киеве в семье актера. В школе играл на скрипке, играл в школьном оркестре, мечтая стать музыкантом. Потом забросил скрипку, увлекся химией. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

 Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных  и учебных фильмов.

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. А потом они были напечатаны.

Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».

Рассматривают фотографию Н.Н. Носова, его книги, представленные на выставке.

Называют знакомые произведения, говорят, какие из них они уже читали, определяют основную тему творчества писателя – о детях.

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.

III. Работа по теме урока

1.Чтение рассказа «Ступеньки» учителем.

Слушают чтение учителя, следят, воспринимают текст произведения.

2.Беседа по содержанию текста.

- Понравился рассказ?

- О ком это рассказ?

- Что произошло на лестнице?

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.

3. Чтение рассказа учащихся по частям, выбор нужной интонации и настроения при чтении.

-  Давайте попробуем понять, почувствовать, то настроение, те чувства, которые пережил Петя.

Настраиваются на эмоциональное прочтение текста произведения

Личностные УУД:

формирование эмпатии как понимания чувств  других людей и сопереживание им.

Чтение 1 части 

Беседа

- С каким настроением Петя пришел домой и как он сообщил свою новость сестре? ( Радостно).

- Как восприняла первую Петину остановку Валя?                     ( Удивленно).

- А как Петя воспринял свою первую остановку? ( Растерянно).

- Как отреагировала Валя, когда поняла в чем дело?                    ( Спокойно).

Читают «цепочкой»  1 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника;

контролировать действия одноклассников.

Чтение 2 части

Беседа

- Как Валя отнеслась ко второй остановке Пети?                      ( Беспокойно).

-А Петя? ( Огорченно).

Читают «цепочкой»  2 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию

Чтение 3 части.

Беседа

- Как вела себя маленькая Валя? ( Попыталась помочь брату)

- А что чувствовал Петя? Как он ответил Вале? (Расстроенно).

- Захотела Валя четвертый раз подниматься по лестнице? Как она разговаривала? ( Недовольно).

- А Петя? ( Решительно твердо).

Читают «цепочкой»  3 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию

Чтение 4 части.

Беседа

- Кто помог ребятам выйти из сложной ситуации? (Мама)

- А как мама узнала, что у ребят что-то не получается? ( Валя попросила помощи)

- С каким настроением, как Валя подсказывала Пете число?                    ( Незаметно, Радостно).

- А почему шепотом?

-  С каким настроением Петя досчитал до десяти? ( Радостно).

Давайте посмотрим, какие чувства пережили наши герои.

- Почему к нему вернулось радостное настроение?

- А как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить его, если не получается?

- Понравился ли вам Петя? Чем?

- А понравилась ли вам Валя? Чем?

Докажите, что она была добрая, вежливая, тактичная.

Читают «цепочкой»  4 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию

С помощью учителя учатся правильно характеризовать чувства, которые пережили герои произведения.

Учащиеся приводят примеры из текста, доказывающие точку зрения.

Когда Петя был растерян, она разговаривала с ним спокойно, когда расстроен – пыталась помочь доброжелательно. Она нашла выход из ситуации и тактично, незаметно помогла Пете.

Личностные УУД:

формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию

IY. Физкультминутка

Y. Ролевое чтение

4 части текста

(групповая работа)

Вступительная беседа

- А теперь я предлагаю вам поиграть в театр.

- Определим участников нашего представления (автор, Петя, Валя, мама).

- С какими интонациями будет читать Петя?   Валя?  Автор?

Называют участников, определяют,  с какими интонациями будут читать реплики героев, распределяют роли

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

учитывать разные мнения  и стремиться к сотрудничеству;

контролировать действия одноклассников.

Самостоятельное чтение по ролям

Дети работают в группах.

Проверка выполнения

Чтение по ролям

Аплодисменты.

Читают по ролям вслух у доски.

«Зрители» внимательно слушают, аплодируют «артистам»  после чтения.

Анализ чтения:

- понравилось ли чтение товарищей?

- что понравилось?

- что посоветуете им?

Высказывают свое мнение о чтении одноклассников, дают советы.

YI. Работа с пословицами (подбор заголовка)

Задание

- Ребята, выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа:

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Умел начать, умей и окончить.

Работают в парах, достают из конверта пословицы, выбирают нужную на их взгляд, готовятся объяснить свой выбор.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

 договариваться и приходить к общему мнению.

 

Проверка выполнения

После ответов детей учитель открывает на доске выбранную детьми пословицу, читаю вслух.

Дети объясняют свой выбор

Обобщение

-  Чему Н. Н. Носов научил нас своим рассказом?

Отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры

YII. Составление модели прочитанного произведения

Задание

- Составьте модель прочитанного произведения

Проверка выполнения задания

Работа в парах.

Достают из конверта необходимые фигуры-символы, составляют модель.

Изображают схему на классной доске.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебной задачи

YIII. Итог урока

- Подведем сейчас итог, может зря прошел урок?

- Кто хочет поделиться с нами своими открытиями?

Продолжите предложения:

1. Сегодня я узнал (а)…….              

 2. Было интересно….

3. Я понял (а), что…                          

4. У меня получилось …

5. Мне захотелось …

Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

IX. Критериальное самоценивание.

- Оцените свою работу на уроке и поставьте себя на соответствующую ступеньку лесенки.

- Как вы считаете, а учебу в школе можно сравнить с подъемом по лесенке? ( Да, с каждым уроком, каждым классом мы поднимаемся все выше по лестнице знаний).

- Спасибо за работу на уроке.

Достают из конверта «лесенки», отмечают знаком «х» ступеньку, на которую поднялись в результате выполнения заданий урока.

По желанию демонстрируют свою оценку одноклассникам

Личностные УУД:

формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действий.

Х.  Домашнее задание

Учитель предлагает научиться читать по ролям любую из частей рассказа, найти в библиотеке книги Н. Носова.

Выбирают любое задание.

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"...

Конспект урока литературного чтения Тема: Н.Носов «Телефон», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом «Телефон» ; формирование навыков беглого, выразительного чтения и правильной речи у учащихся, проверка знаний. Планируемые...

Конспект урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон», формирование умения анализировать текст Планируемые результат...

Конспект урока литературного чтения "Н.Н. Носов «Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении Н.Н. Носова «Федина задача», о жизни и творчестве писателя. Планируемые результаты: Предметные:- зна...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Н. Носов «Федина задача»» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова; формирование знаний о тексте произведения; формирование навыка беглого чтения и правильной речи. Планируемые резуль...