конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Молчанова Наталья Дмитриевна

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока чтения «Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»  

 СЛАЙДЫ 1,2

  Цели  урока:                

 - Формировать  правильное  осознанное  чтение.

-  Развивать  интерес  к чтению, память, творческие способности  учащихся.

-  Совершенствовать  восприятие, понимание  текста.

-  Обучать  умению  работать  с  текстом, определяя жанр;  выделять главное, умение пересказывать  текст, делать  словесные иллюстрации  к  тексту.

- Познакомить учащихся с творчеством Н.Н.Носова

          Планируемые результаты:

          Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

     Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

     Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.

     Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

     Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

      Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация.

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 3

 Девиз нашего урока:

Учимся  читать.

Читая - думаем.

Читаем  правильно.

Читаем  выразительно.

Учимся  работать  с  текстом.

П. Работа по теме урока.

СЛАЙД 4

1)Рассказ учителя.

- Сегодня мы открываем ещё одну страницу большой волшебной книги, которая посвящена писателю, необыкновенному человеку. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он – автор знаменитого Незнайки и многочисленных рассказов и сказок для детей. А зовут его Николай Николаевич Носов.

   Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве. Увлечения школьных лет были разнообразны: музыка, пение, любительский театр, а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а в 1929 году перевелся в Институт кинематографии в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

2) Сообщения учащихся.

     1 ученик:

   Носов – подходящая фамилия для детского писателя – просто, легко и немного забавно. У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали!  

  СЛАЙД 5         

2 ученик:

    Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так –для своего маленького сынишки. А потом  свой рассказ “Затейники” он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. После удачного дебюта в печати появились другие книги Носова:

   “Тук-тук-тук”

   “Веселая семейка”

   “Дневник Коли Синицына”

   “Витя Малеев в школе и дома”. Эта  книга получила Государственную премию СССР;

   “Приключения Незнайки и его друзей”

   “Незнайка в Солнечном городе”

   “Приключения Толи Клюквина”  и другие.

 Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу.

     Учитель:

  -В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

  Давайте вспомним произведения писателя, которые мы уже прочитали.

СЛАЙД 6

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

3)   Игра «Угадай –ка».  На экране будут появляться предметы, которые связаны с рассказами Н.Н.Носова, вы должны угадать название произведения и зачитать отрывок из него.

СЛАЙД 7 - Ведро с песком, коньки, детская лопатка. («На горке»)

       СЛАЙД 8 - Удочки, огурцы , свисток («Огурцы»)

       СЛАЙД 9 - Ветка рябины, ворона, дачный домик.(«Тук – тук»)

       СЛАЙД 10 - Три поросёнка, скатерть, стол («Затейники»)

СЛАЙД 11 -  Билеты в кино, пряник, замазка («Замазка»)

       СЛАЙД 12 -  Иголка, штаны («Заплатка»)

СЛАЙД 13

       4)   Работа с пословицами.

А теперь соотнесите пословицы, с рассказами, которые мы вспомнили

-   Беритесь дружно, не будет грузно. («На горке»).

-  У страха глаза велики. ( «Затейники», «Тук – тук»).

-   Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. ( Огурцы).

-   Терпенье даёт уменье. ( Заплатка).

А теперь поменяйтесь своими карточками и проверьте ответы друг- друга.

   Физкультминутка

СЛАЙД 14

Учитель.

    - Мы уже познакомились с некоторыми героями рассказов Н.Н.Носова. Сегодня нам предстоит ещё одна встреча. Володя и Вадик – главные герои рассказа «Живая шляпа». А вот какая история произошла с ними, мы сейчас узнаем.

5)    Чтение рассказа «Живая шляпа»

6)     Работа над содержанием произведения

-У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов.  Вспомните их (Л.Н. Толстой «Котёнок», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Н. Носов «Затейники» и другие).  Рассказ Н.Носова «Живя шляпа», по-вашему, смешной или страшный?

- С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

- Кто же «оживил» шляпу?

- Как у него это получилось?

- А отчего у людей возникает  страх? (часто он бывает от незнания)

- А почему же мы с вами не испугались?  (Мы уже знаем, кто под шляпой.)

- Какой приём использует писатель, чтобы показать страх своих героев?

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Кто первый предложил кидать картошкой в шляпу? (Володя)

- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы? (Вадик)

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, почему ребята не наказали котёнка, за то, что он их напугал?

- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

- Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

- Как же мальчики относятся к животным?

- Как вы думаете, а какие чувства испытывал котёнок на протяжении всего рассказа?

СЛАЙД 15

- Найдите пословицы, которые подходят для описания поведения мальчиков.

                   Кто смел, тот и съел.

                   У страха глаза велики.

                   Велика голова, да мозгу мало.

                   Трусливому зайке и пенёк волк.

            - Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

   III. Рефлексия.

   Оцените свою работу. Если у вас все получилось, вы выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным, то вы выбираете котенка с книгой.

      Мне хочется вам пожелать, чтобы вы время даром не теряли, книги Носова читали.

  IV.Итог урока.

 Наш урок подходит к концу. Все вы молодцы. Я благодарю вас за активность, за любознательность и сообразительность.

 

- Проверим ваше внимание и память.

Вставьте в отрывок из текста пропущенные слова.

Котёнок __________сидел на_____ _______возле комода и ловил _______.     А на комоде, на самом ________, лежала ______. И вот _________увидел, что одна _______ села на ______________.

Проверка работы.

Текст: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.

- Как написали слово «Васька»?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...

Конспект урока по русскому языку "Живая шляпа"

Конспект урока по русскому языку на тему "Живая шляпа". Развитие речи. УМК "Начальная школа ХХI века"...

Конспект урока Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Предмет: литературное чтение2 классТема урока: Характер героев в произведении Н. Н. Носова "Живая шляпа"Цель: продолжать знакомить обучающихся с творчеством Н.Н. Носова, познакомить с произв...

урок литературного чтения носов "Живая шляпа"

урок по творчеству н.носова "живая шляпа"...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...