Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по теме

Вдовиченко Людмила Николаевна

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ  ООШ №18,

Кореновск

Конспект

открытого урока чтения,

проведенного во 2 классе

учителем Вдовиченко Л.Н.

Тема: «Н.Н.Носов. Живая шляпа».

/2 урок/

Февраль  2010 г.

Цели урока:

Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

  1. Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  2. Умение анализировать характер и поступки героев;
  3. Составлять план рассказа;
  4. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  6. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

       ● Портрет писателя Н.Н.Носова

       ● Выставка книг писателя

       ● Набор карточек с названиями его произведений

       ● Отрывки из произведений для чтецкой разминки

      

 

                   Ход урока

  1. Оргмомент.

Песня «Чему учат в школе».

К четырем прибавить два

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

-Книжки добрые любить и воспитанными быть – одна из задач нашего урока чтения и потому наш девиз « Кто много читает, тот много знает».

  1. Погружение в урок.

Учитель

-На уроке у нас сегодня необычный гость.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

Незнайка

-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Учитель

-Ребята, сегодня Незнайка приготовил для вас очень много заданий, вопросов, связанных с творчеством писателя. Он предлагает вам прочитать отрывки из произведений Н.Н.Носова и вспомнить их названия.

  1.  Работа в парах. Чтецкая разминка. (Дети самостоятельно читают тексты, напечатанные на отдельных листах).

Учитель

-Некоторым из вас эти произведения незнакомы. В помощь вам по классу развешены карточки с названиями этих произведений. Встаньте, пожалуйста, оглянитесь вокруг и найдите нужную вам карточку. (Дети читали отрывки из рассказов: «Мишкина каша», «Замазка», «Леденец», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»).

-Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).

  1. Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель

-Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

Ученик

-Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

 Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

  1. Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель

-За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете, и даже про телевизор забудете.

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель

-В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

 Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

-Что это за рассказ?

-«Живая шляпа».

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель

-У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов. Вспомните их (Л.Н. Толстой «Котёнок», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Н. Носов «Затейники» и другие).

Рассказ Н.Носова «Живя шляпа», по-вашему смешной или страшный?

- А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания)

- С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

- Вспомним, что же такое юмор? Работа с учебником стр.68.

(В юмористическом произведении автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает свое добродушное, немного насмешливое отношение к ним.)

Работа с заголовком.

- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

- Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?

Учитель

Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательные читатели.

Незнайка

- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?

- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над темой урока.

  1. Словарная работа.

- Какие слова были непонятными?

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Иллюстрация в учебнике стр.55.

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

  1. Проверка внимания.

Учитель:

-Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Некоторые буквы пропущены. Какие буквы надо вставить и почему?

К.тенок Васька с.дел на п.лу возле к.мода и л.вил мух. А на к.моде, на самом  кр.ю л.жала шляпа…

  1. Аналитическое чтение рассказа .Учебник стр.54.

Учитель

- На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ?

Чтение 1-й части по цепочке.

- С какого эпизода начинается рассказ?(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).

- Определите место действия.

- Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?

- Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?

- Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?

- Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка.

- Чем занимались мальчика?

(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)

- Озаглавьте эту часть словами из текста.

  (   Котенок Васька ловил мух.)

Драматизация 2-й части.

- Как развивались события дальше?

- Давайте посмотрим, как это было.

- Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.

- Расположите слова в порядке возрастания чувств.

паника

страх

трепет

испуг

ужас

боязнь

- А почему же мы с вами не испугались?

(Мы уже знаем, что под шляпой.)

- Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?

- Озаглавьте эту часть.( Шляпа – живая?)

Чтение 3-й части в лицах.

- Почему Володя собрался уходить?

- Что его остановило?

- Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

- Оцените поведение мальчиков. Почему же они поступили так необдуманно?

- Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Велика голова, да мозгу мало.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

- Какой момент в рассказе является самым напряженным?

(Это кульминация).

- Озаглавьте эту часть.( Мальчики швыряют картошку в шляпу).

Чтение 4-й части.

- Что за секрет хранила «живая» шляпа?

- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

- Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

- Как же мальчики относятся к животным?

- Какими мы их видим в конце рассказа?

- Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).

(Из-под шляпы высунулся серый хвост.)

  1. Итог урока.

- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

- А как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Так смешной или страшный этот рассказ?

- С какой целью его написал Носов?

  1. Домашнее задание.

Стр. 54-59, инсценировка отрывка, пересказ,

  1. Прощание с Незнайкой.

- Понравилось ли тебе у нас в гостях?

Незнайка проводит игру « Восстанови слово, добавив гласные». Все эти слова встретились вам сегодня в рассказе:

Кмд (комод), шлп (шляпа), кхн (кухня), ктнк (котенок), Влд (Володя), стл (стол), кртшк (картошка), Вдн (Вадик),  двн (диван), крзн (корзина).

Учитель

Оцените сами свою работу.

- Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?

- Кто считает, что он был не всегда активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?

- А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше.

  1. Организованное окончание урока.



Предварительный просмотр:

Тема: « Поклонимся Великим тем годам…».

Цели: воспитать понимание у младших школьников значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы.

Форма урока: путешествие в прошлое.

Оборудование: выставка рисунков учащихся по теме, плакаты на военную тематику, презентация «Весна-45 года», художественная литература о Великой Отечественной войне, альбомы, краски, карандаши.

                                         Ход урока.

  1.Орг. момент.

  2. Сообщение темы, целей.

-Какое знаменательное событие отмечала наша страна 9 Мая?

-Что Вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Есть ли в Вашей семье родные, близкие, знакомые, которые воевали или трудились в годы войны? Расскажите о них.

  3.Рассказ учителя о вероломном нападении фашистской Германии на нашу родину.

      (грам. Запись «Священная война»).

  1. Брестская крепость.
  2. Битва под Москвой.
  3. Ленинградская блокада.
  4. Сражения в Краснодарском крае.

-Летом 1942 года фашисты вступили в пределы края. К началу сентября им удалось занять почти всю территорию за исключением узкой полоски земли на Черном море с городами Сочи, Туапсе, Геленджик.

   Немцы прошли по краю с ожесточенными боями. Упорные сражения развернулись за Краснодар, В районе станиц Кущевской, Шкуринской, Канеловской. В тяжелых оборонительных боях на Армавиро- Майкопском, Туапсинском и Новороссийском рубежах Красной Армии удалось остановить противника. Немцы так и не прорвались на побережье и в Закавказье.

     Но большая часть края была занята фашистами. На Кубани гитлеровцы попытались осуществить так называемый «кавказский эксперимент». Были обещаны автономия, свобода, возрождение казацких вольностей и традиций. Но «эксперимент» длился недолго. Вывоз продукции с Кубани, угон кубанцев в Германию все расставил по своим местам. В августе 1942 года в Краснодар была прислана спец. Команда, занимавшаяся уничтожением людей. В Краснодаре фашисты впервые использовали «душегубки» - 6-7 тонные крытые грузовики с дизельным двигателем. Всего на территории края фашисты уничтожили более 61 тысячи кубанцев. Основными формами сопротивления оккупантам  были партизанское движение и подпольная борьба. Партизаны применяли засады, диверсии, нападения на вражеские гарнизоны. С января 1943  года началось освобождение территории Кубани от фашистов. Кубань освобождали войска Южного и Закавказского фронтов. Перед войсками была поставлена нереальная задача: окружить и уничтожить 24 дивизии противника. Фашистам удалось наладить беспрерывное снабжение армии через Керченский пролив и соорудить мощную оборонительную линию –«Голубую линию» -от Азовского моря до Новороссийска, протяженность 110 км. Но несмотря на упорное сопротивление противника Краснодар был освобожден 12 февраля частями 46 и 18 армий. В эти же дни благодаря высаженному 5-9февраля 1943года морскому десанту удалось закрепиться на «Малой земле» и позднее освободить Новороссийск.

   21 июля 1961 года в нашем городе Кореновске была открыта Аллея Славы: Кучерявый Герасим Евсеевич, Калуцкий Николай Васильевич, Тарасенко Павел Евдокимович_ Герои Советского Союза, Кавалеры ордена Славы – Меремьянин Николай Сергеевич, Аманов Владимир Иванович, Мисан Павел Пантелеевич. Таким образом, война стала тяжелейшим испытанием для кубанцев. Более 400 тысяч из них стали жертвами этой войны. Каждый человек, как мог приближал день Победы. И вот он, долгожданный май 45 года.

    (грам. Запись песня «День Победы».)

    65- летие Великой Победы в  Великой Отечественной войне –это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов  Победы. Сирень – это тоже символ Победы. Пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям, букетами сирени встречали на станциях поезда, с возвращающимися из Берлина войсками. Радостная и яркая, ароматная и нежная, романтическая майская сирень запомнилась воинам- освободителям на долгие годы. Это самый популярный цветок Победного мая. Сирень- растение, наделенное особой душой, хранящее память о событиях 1945 года.

  5.Учащиеся рассказывают стихи.

-Сегодня и года уже седы

С тех пор, как минула война,

Но поздравляет с Днем Победы

Дедов и правнуков страна.

 

-Спасибо, милые, родные

Нас защищавшие тогда

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда.

-Мы поздравляем вас с любовью,

И правнуки запомнят день,

Омытый вашей чистой кровью,

Когда вовсю цвела сирень!

-Чествуем погибших и живых,

Тех, кто пал, Отчизну защищая,

Имена навек запомним их,

Жизнь они свою за нас отдали.

-С каждым годом все короче ряд

Очевидцев тех боев кровавых,

Пусть же взрывы больше не гремят,

Не тревожат застарелой раны.

-Ваш геройский подвиг не забыть,

Пусть года бегут неумолимо,

Но сирени бархатная кисть

В вашу честь цветет неопалима!

-Деревья раскрыли листочки,

Сирень распустила цветы,

И запах пьянящий, волшебный

Нам голову снова вскружил.


-
Мы сядем под кустик сирени,

За стол, что на даче стоит,

И в Памятный День - День Победы

Немного мы будем грустить.


-
Весной сорок пятого года

Сирень также буйно цвела.

Сиреневый куст освежает

Нам память, что в сердце жива.


-
И пусть каждый год расцветает

Сирени бушующий куст –

 Он символ Победы Великой

И нежной влюблённости вкус.

6.Творческая работа учащихся.

-У нас в городе есть красивая традиция- встречать каждый День Победы цветущими кистями сирени, признанной символом Победы в Великой Отечественной войне. У нас на дворе –сентябрь. Сирень давно отцвела. Но мы можем нарисовать  эту нежную майскую сирень.

     (Учащиеся рисуют).

7.Подведение итогов. Выставка рисунков сирени.



Предварительный просмотр:

Тема: «Закрепление  изученного.  Решение  задач.»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих  уроках, развивать навыки  устных вычислений, логическое мышление, воспитывать собранность, аккуратность, внимание, умения соотносить желаемое с возможным ,а также бережное отношение к природе.

Материалы к уроку: презентация «Птицы», пособие «Танграм» на каждой парте, тетрадь на печатной основе «Карточки заданий».

                                        Ход урока.

1.Орг. момент.

            Прекрасно все на небе,

            Прекрасно на земле,

           Прекрасно в нашем классе,

           Прекрасно все во мне.

2. Введение в тему.

-Весна. Появляются первые проталины, звенят ручейки, возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Вернулся и наш старый друг. Угадайте, кто он? Загадка: «Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит?».

Игра «Танграм».

-Из геометрических фигур составьте силуэтный рисунок грача.(Работа в парах).

-Сколько же треугольников вы использовали?

-Один треугольник- это какая часть вашего рисунка? (Показываю  силуэтное изображение грача.  Дети сверяют со  своим  изображением на парте.) Грач приглашает в школу для птенцов!

Ученик читает стихотворение Б. Заходера:

-На старой липе во дворе

 Большое оживленье.

 Повесил кто-то на заре

 Такое объявление:

 Открыта школа для птенцов,

 Занятие с пяти часов!

 И ровно в пять часов  утра

 Слетелась птичья детвора:

Воробушки,галчата,

 Чижи, Стрижи, Щеглята,

 Сороки, Воронята,

 Синицы и скворцы.

 Щебечут и смеются,

 Пищат, галдят, клюются,

 Толкаются, дерутся…

 Что сделаешь, - Птенцы!

-Грач ставит цели урока: быть внимательным, логически мыслить, уметь сравнивать, решать задачи, развивать смекалку, волю и накапливать знания. Познакомьтесь с планом занятия.

Математическое ассорти  (устный счет).

Затруднительное положение.

Работа в парах.

Минутка релаксации.

Экспресс-тест.

Минутка рефлексии.

Итог занятия.

3. Устный счет. Математическое ассорти.

«Аукцион». Число 709.

-Назови это число.

-Дай характеристику этому числу.

-Сколько единиц в числе?

-Из какого числа надо вычесть 709, чтобы получилось 10.

-Назови соседей этого числа.

-Назови сумму разрядных слагаемых.

-К числу 709 прибавьте 3 десятка.

- Составьте из этих цифр другое число.

-Сколько  в этом числе сотен, десятков, единиц?

Птичьи задачи.

-Скворец, воробей, щегол сидели на одной веточке в один ряд. Сколькими способами они могли это сделать?

-Занятия в школе начинаются в 5 часов и заканчиваются в 10 часов.  Сколько часов продолжаются занятия в школе? Составьте обратные задачи.

-Дрозд отлетел от гнезда на 4 метра, а потом в противоположном направлении на 6 метров. На каком расстоянии от гнезда оказалась птица?

-В птичьей школе было 9 жаворонков, чижей на 3 больше, чем жаворонков. Седьмая часть всех птиц улетела. Сколько птиц улетело?

-Грач благодарит вас за работу.

4.Затруднительное положение. Работа в тетрадях .Грач приглашает жаворонка.

- Жаворонок величиной с воробья. Его песню мы слышим с ранней весны до середины лета высоко в небе. Поют самцы, охраняющие свои гнездовые участки. Гнездо у жаворонка на земле, среди посевов или густой травы. Жаворонок просит найти периметр его гнездового участка.

-У какой фигуры больше периметр: у квадрата со стороной 4см или у прямоугольника со сторонами 2см и 6 см? -задание первому ряду.

-Найдите еще площадь  данных фигур -задание второму ряду.

-Третий ряд  находит и периметры фигур, и площади, а потом  их сравнивает.

-Еще задание от жаворонка. Даны примеры. Составьте круговой ряд.

63:3                            5*12                   35:7                    100-65

60:4                            15-8                   7*9                        21*4

5. Работа в парах.

а). Расставить 4 стула у четырех стен так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.

б). Расставить 6 стульев  у четырех стен так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.

в). Расставить 8  стульев у четырех стен так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

6. Минутка релаксации.

-выполняем  движения под музыку.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным  засыпаем.

Дышится легко, ровно. Глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. (2раза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза,

Проснуться!

7.Экспресс-тест.

-А вот следующая птица – кукушка. Кукушка меньше голубя. Кукованье раздается на утренней и вечерней заре. Кукуют только самцы. Кукушки поедают волосатых гусениц, которых другие птицы избегают.

Задача от кукушки.

-Самец кукушки за день нашел 23 гусеницы,  самка 17 гусениц. Сколько гусениц они найдут за 2 дня? Задачу решите разными способами.

-Какие еще вопросы можно поставить к условию?

-А  сейчас экспресс-тест. (Раздаю  каждому ученику карточку, на которой записаны  задания с выбором одного  правильного ответа.  Ученики  находят правильные  ответы.)

8.Минутка рефлексии.

-А вот красивая желтенькая птица. Песня ее мелодична, но иногда услышишь неприятное мяуканье ( Иволга).

-Задание от иволги.  Сравни  уравнение в каждом столбце.

50-х=43                                        50-х=18+25

а*3=27                                        а*3=46-19

-Как ты думаешь, уравнения связаны между собой? Может ли первое уравнение помочь решить второе? Решите.

-Еще задание от иволги. Найдите ошибки и исправьте их.  Расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово.

95:19*4=20                 Н

16*6:12=8                   У

64:4*3=46                   И

51:3*4=68                   Ц

39:3*7=91                   Ы

18*4:6=10                 М

8. Итог занятия.

-Весна- хлопотливая пора, построение гнезд. Птицы ищут укромные безопасные места, ладят в них гнезда. Нельзя тревожить птиц!

А сейчас, ребята с помощью вот этих слов оцените наш урок: легко, интересно, полезно, трудно, бесполезно, неинтересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"...

Урок литературного чтения Н. Носов "Живая шляпа"

Урок литературного чтения во 2 классе по произведению Н. Носова "Живая шляпа"На уроке дети знакомятся с новым произведением Н. Носова....

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...