Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Григорьева Александра Юрьевна

     Рабочие программы для обучающихся 4 класса с УО разработаны с учётом особенностей психофизического развития обучающихся, познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Программы для 4 класса содержат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

  Программы по учебным предметам «Речь и альтернативная коммуникация»,  «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Физическая культура», «Изобразительная деятельность», «Музыка и движение» составлены на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью 0-4 классов под  ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2013 г. и с учётом перехода на ФГОС образования обучающихся с УО с 01.09.2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрены и рекомендованы                               УТВЕРЖДАЮ

методическим советом                                     Директор школы                    И.Ю. Хурцилава                      

Протокол   № ____ от _____2019г                   Приказ № ______ от ________ 2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                 

                                                                                         

Адаптационная рабочая программа по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

составлена на основе образовательной программы для детей с умственной отсталостью (вариант 2)  для обучающегося по СИПР 4  класса

_________________________

(заключение __________от  ____2018года. Справка от ___________ 2019г.)

на 2019-2020 учебный год

                                                                      Составитель:Григорьева А.Ю,

                                                                        учитель начальных классов

 

                         

  

 

 

2019

«Речь и альтернативная коммуникация»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
  2. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ  Минобрнауки  РФ  от  19  декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся  с  умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)».  Зарегистрировано  в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
  3. Базисного учебного плана образовательного учреждения.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Обучение развитию речи и коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

  1. Описание места учебного предмета в ученом плане

Программа для учащихся с ТМНР составлена с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей; определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Речь и альтернативная коммуникация». Учебный план на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе отводит по 3 часа в неделю, по 102 часа в год.   

Часы в рабочей программе распределяются с учётом подготовленности детей к усвоению ими учебного материала.

Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты

рукотворного мира и деятельность человека.

-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями.

-Уметь различать интонацию.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации

-Умение вступать в контакт,

-Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

- Общение с помощью электронных средств коммуникации

-Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Календарно тематическое планирование по предмету

 «Речь и альтернативная коммуникация»

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

план

факт

1

Игра «Дай ручку»

2

Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

3

Привлечение внимания к звучащему предмету

4

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

5

Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой

6

Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка

7

Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

8

Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт

9

Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

10

Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения

11

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

12

Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции

13

Игра «Найди, где звучит?»

14

Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания

15

Игра «Узнай и покажи»

16

Игра «Кто это?»

17

Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

18

Выполнение простых поручений

19

Развитие внимания к слову

20

Формирование продолжительности внимания

21

Нахождение игрушки в пространстве

22

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

23

Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии

24

Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)

25

Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию

26

Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам

27

Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции

28

Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие и прощание

29

Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)

30

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание)

31

Игра «Ароматные коробочки»

32

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой

33

Узнавание действий, изображенных на картинках

34

Игра «Пузырьки»: предпосылки комбинированного типа дыхания

35

Упражнение «Веник»

36

Игра «Мотыльки»: регулирование силы воздушной струи

37

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу»

38

Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук

39

Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой

40

Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!»

41

Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

42

Упражнение «Птички пьют из бочонка» - развитие мелкой моторики рук

43

Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш

44

Формирование умения удерживать ручку, карандаш

45

Умение удерживать ручку, карандаш

46

Формирование умения оставлять графический след на бумаге. Письмо ручками, карандашами

47

Написание в тетрадях точек, палочек

48

Выражение мимикой согласия, несогласия, удовольствия, неудовольствия. Ролевая игра «Мои друзья» письмо по пунктиру, точкам.

49

Имена .  Штриховка «Круг»

50

Установление зрительного контакта с собеседником. Обводка по трафарету «Круг»

51

 Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Штриховка «Квадрат».

52

 Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по рафарету «Квадрат».

53

 Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник».

54

 Обращение с просьбой о помощи. Привлечение к себе внимания. Обводка по трафарету «Треугольник».

55

 Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу.

56

 Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по точкам.

57

 Выражение благодарности. Обводка по трафарету «Овощи».

58

 Ответы на вопросы словом (предложением). Обводка по трафарету «Овощи».

59

Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету  «Фрукты».

60

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка»

61

 Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок».

62

Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»».

63

Привлечение внимания; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Штриховка «Конь».

64

 Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью и др.с предъявлением предметного символа. Штриховка «Корова».

65

 Выражение  своих желаний   с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам.

66

 Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам.

67

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону «Кленовый лист».

68

Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда»

69

Использование графического изображения  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки  и др.). Штриховка «Посуда»

70

Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять   и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

71

Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

72

Использование графического изображения    для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка»

73

Использование графического изображения   для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч».

74

Использование напечатанного слова   для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка»

75

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов(пять, второй и др.). Штриховка «Бабочка».

76

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Обводка по трафарету «Снеговик»                                              

77

 Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Штриховка «Снеговик».

78

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу.

79

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам.

80

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Рисование   бордюров по показу.                                               

81

Понимание простых по звуковому составу слов (мама,папа, дядя идр.). Рисование игрушки по  шаблону.  

82

Реагирование на собственное имя. Рисование ветки по шаблону.

83

Узнавание (различение) имён членов семьи, , педага. Рисование по точкам.

84

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо примых линий с наклоном.

85

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, транспорт, птицы и др.). Заполнение круга точками.

86

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками.

87

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Одежда».

88

 Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно и др.). Обводка по трафарету «Одежда».

89

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по шаблону «Лиса».

90

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Обводка по шаблону «Медведь».

91

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Обводка по шаблону «Заяц».

92

Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание предмета.

93

Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета.

94

Понимание содержания текста. Рисование спирали.

95

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо прямых линий с наклоном.

96

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов. Рисование предмета по точкам.

97

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам.

98

Называние собственного имени. Называние имён членов семьи Штриховка «Звездочка».

99

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Рисование звездочки по точкам.

100

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка по шаблону буквы А

101

Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А.

102

Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения.

- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...