Конспект урока по теме: "Взаимоотношения на примере рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре" " 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зиновьева Светлана Владимировна

Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»

Цели:

  • Воспитательные цели:
  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
  • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
  • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
  • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
  • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
  • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
  • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
  • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
  • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx55.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»

Цели: 

  • Воспитательные цели:
  • Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
  • Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
  • Образовательные цели:
  • Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
  • Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
  • Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
  • Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
  • Развивающие цели:
  • Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
  • Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
  • Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
  • Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.

Ход урока

  1. Орг. момент

Добрый день всем присутствующим! Здравствуйте ребята!

Меня зовут Светлана Владимировна, и мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь.

Ребята я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите? (да)

За что вы их любите? (высказывания детей)

Итак, ребята, я желаю вам, настроиться на рабочий лад, и тогда у нас все получится.

  1. Речевая разминка

Чтобы разговаривать, надо выговаривать. Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.

У вас на столах лежат скороговорки. Прочитайте их.

Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прям

Папа, папочка покупал Полине шапочку.

Чьё чтение, по вашему мнению, было более удачным?

- О ком скороговорки? (о папе, о маме)

          3. Актуализация знаний

На cлайде 1 слова:

            Мама, папа, я=МЫ.

В какое одно слово можно объединить эти слова? (семья) Слайд 1.1

Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения? (раздел, который мы изучаем называется “Мы с папой и мамой”).                                                  

С какими произведениями вы уже познакомились в  этом разделе? (“Всё в порядке.” Эдуард Успенский, - “Если был бы я девчонкой”- “…Бы?” Виктор Драгунский, «Подарки под подушкой» Ю.Коринец, “Разговор с дочкой” А.Л.Барто, “Красные яблоки” И.Дик, “Перед сном” А.Л.Барто

Чему посвящены произведения этого раздела? (семье, то есть детям, папам, мамам).

О чем вы говорили, изучая эти произведения? (взаимоотношения детей и родителей, их чувства)    

Какие отношения должны быть в семье?

Слова учителя: Иными словами, хорошо, когда в семье царит взаимопонимание (выставляю на доску слово для кластера)

Какое произведение вы прочитали к сегодняшнему уроку? Слайд 2

Может ли кто из вас сказать, какая тема нашего урока? (Что такое взаимопонимание на примере рассказа «Девочка на шаре».) Слайд 3,3

Какие цели поставим? (узнать что-такое взаимопонимание, проследить существует ли взаимопонимание между родителями и главным героем в рассказе «Девочка на шаре»)

Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то, что переживают герои на примере рассказа Драгунского? (да).                                                                                                                  

- Ну что ж: в Добрый путь!                                                                                                                

А что такое взаимопонимание? (высказывание детей) –запись слов кластера

Из каких источников мы еще можем узнать значение этого слова?

На ваших столах рабочие листы с выписками определениями из словарей разных авторов. Переверните их, давайте прочитаем эти определения.  Самостоятельно дополните кластер «взаимопонимание» подобрав синонимы к слову взаомопонимание.

Толковый словарь Ожегова

  1. Взаимопонимание – это понимание и согласие людей между собой.

Толковый словарь Кузнецова

  1. Взаимопонимание – это связь, внутреннее единство, контакт между людьми.

Какие синонимы вы подобрали к слову «взаимопонимание» из словарей?

(оформление кластера)

  1. Работа по теме урока

Работа над творчеством автора

А кто является автором этого рассказа? (Виктор Юзефович Драгунский)

Слайд  4 Портрет

Для кого писал Виктор Драгунский? (детей)

Какие у него рассказы?(высказывания детей)

Его рассказы действительно смешные, забавные, понятные детям, над ними можно подумать и поразмышлять (Выставка книг)

А рассказ «Девочка на шаре» смешной или грустный? (смешной  и немного грустный)

Знаете ли вы, что Драгунский по профессии был актёром? Слайд 5. Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушёл из театра и стал работать Рыжим клоуном в Московском цирке. Он очень любил детей. Он говорил «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребёнка без радости». Поэтому, наверное, не случайно появился такой рассказ как «Девочка на шаре»

Кто является главным героем рассказа? (Дениска)

Как вы думаете, существует ли взаимопонимание между родителями и Дениской? (высказывание детей)

Давайте оставим этот вопрос открытым и вернёмся к нему чуть позже.

Работа с текстом.

-А сейчас давайте обратимся к тексту и ещё раз понаблюдаем, какие изменения происходили с главным героем в течение рассказа. Может тогда, мы сможем более точно ответить на этот вопрос, существует ли взаимопонимание между родителями и Дениской?

Почему Дениска мало что запомнил из посещения цирка в первый раз? (был маленький и глупый) . Найдите, зачитайте.

Давайте проследим, что же изменилось с возрастом у Дениски в восприятии цирка? Для этого прочитаем вторую часть рассказа, как Дениска во второй раз, уже с классом пришел в цирк? (стр.116-117)

Что же Дениске сейчас понравилось? (выступление артиста-жонглера)

Что значит началась потеха в понимании Дениски? (стало весело)

Вам было весело, когда читали? (да)

Автор использует в своем рассказ образные выражения, которые и делают его смешным.

Теперь я предлагаю вам поработать в парах над этими выражениями. В одном из конвертов найдите таблицу. Она фиолетового цвета. Ваша задача объяснить их значение, соединив правильные ответы стрелками.

Накупили эскимо (много купили)

Угодил одной тетеньке в прическу (попал мячом)

Не прическа, а нахлобучка (взъерошенные волосы)

Смутузим по две порции (съедим по две порции)

Засветил прямо в дирижера (бросил мяч в дирижёра)

Оцените работу вашей пары! (показ шаров, если без ошибок то зеленый, если были ошибки то красный).

Беседа с элементами выборочного чтения

Что же больше всего поразило Дениску в цирковом представлении на этот раз? (Выступление девочке на шаре)

Что же в ней было такого особенного? Чем она так поразила Дениску?(Зачит)

С кем сравнивает Дениска девочку? (дюймовочкой)

Подтвердите свои высказывания строчками из текста. (стр.117-118)

Дениске понравилось выступление девочки, понравилась музыка. Его поразила гармония красоты и искусства.

После выступления девочки объявили антракт, и все побежали в буфет. Мы тоже немного отдохнем, но в антракте поговорим о вас.

 Физминутка

(под музыку песни «Моя семья»)

Слушайте задание и выполняйте. 
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. 
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. 
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

- Кто похож на папу, поднимите правую руку.
- Кто похож на маму, поднимите левую руку.
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома, встаньте и потопайте.
- У кого нет секретов от родителей, поставьте руки на плечи.
- Кто любит свою семью, дорожит ей, поднимите руки и покажите сердечко.

  1. Продолжение беседы с выборочным чтением.

Молодцы, ребята!  А после антракта дальнейшие выступления были интересны Дениске? (нет) Найдите это в 4 части. (стр.119 А после антракта…)

Почему Дениске в следующий раз захотелось пойти в цирк с папой? (высказывания детей)

-Можно ли сказать, что папа понимает Дениску? Откуда это видно? (он делится с папой, значит он его хороший друг, папа соглашается идти в цирк)

Папа согласился идти в цирк И Денис стал ждать….. (видео)

Почему не осуществилась мечта Дениски увидеть девочку на шаре? (она уехала)

Какое чувство вы испытали?

В какой момент вам стало грустно? (высказывание детей)

Не только вам стало грустно, а еще кому? (высказывание детей)

Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем? (зайти в кофе мороженое, поднять настроение)

Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)

Понимает, что у сына первая серьёзная проблема, но не может помочь сыну решить её. Его сын только что стал взрослым.

Можно ли сказать, что между сыном и отцом существует взаимопонимание? (да)

А теперь вернемся к вопросу, который я задавала вам в начале урока. Существует ли взаимопонимание между родителями и Дениской? (высказывания детей)

Рассказ замечательного детского писателя, говорит нам о том, что каждый случай в жизни взрослеющего ребенка, на первый взгляд, не значимый, оказывается очень важным. А взрослые должны уметь понимать своих детей и помогать им «взрослеть» правильно.  Да, Дениску понимают и любят самые близкие люди на Земле, его родители, его семья. Ведь семья-это самое важное в жизни человека. Счастлив тот человек, в семье которого царит взаимопонимание. 

  1. Итог урока.

Давайте вернемся к нашему кластеру. Что же такое взаимопонимание? Скажите, может у кого-то возникли еще мысли.

Я предлагаю написать письмо Виктору Драгунскому. Допишите предложения в письме. Зачитывание  результата детьми. 

Как вы считаете, «Девочка на шаре» – подходящее название для этого рассказа? У вас есть другие варианты названия?

Игра «Умеешь ли ты наблюдать»

Учитель. Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, изменению позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

(Класс заслушивает 3-4 пары.)

  1. Рефлексия

У вас в конвертах лежит ладонь. Ладошка – это как семья.

Каждый палец-это какая-то позиция. Если вы согласны с утверждением, то в пальце поставьте +, если нет то -

-Большой палец-Мне все понятно. Я молодец!

-Указательный палец-У меня не все получилось.

-Средний палец-Мне было комфортно

-Безымянный палец- Мне  было трудно.

Мизинец- Я жду следующего урока, так как мне было интересно.

Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Понять, принять, услышать и увидеть!

-Гласит простой общения закон.

Учись, расти, мудрей и развивайся,

Люби людей, пой с сердцем в унисон.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание:

-придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет;

-написать письмо герою рассказа;

-мини - сочинение  «Всегда ли меня понимают родители»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Конспект урока математики по теме "Решение примеров и задач", 2 класс коррекционной школы VIII вида

Урок математики в форме петешествия по сказке по теме "Решение примеров и задач", 2 класс коррекционной школы VIII вида...

Интегрированный урок по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме: «Взаимоотношения в семье». Помогает раскрыть проблемы взаимоотношений в семье. По рассказу Валентины Алек...

Интегрированный урок (литературное чтение + классный час) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека....

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать:    как составлять рассказ с опорой на серию ...

Конспект урока русского языка «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать:    как составлять рассказ с опорой на серию ...