Интегрированный урок по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему

Солодухина Лилия Юрьевна

Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме: «Взаимоотношения в семье». Помогает раскрыть проблемы взаимоотношений в семье. По рассказу Валентины Александровны Осеевой. "Бабка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx49.32 КБ
Файл dobryy_den.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литературное чтение + милосердие) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.

Задачи:

  1.  Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.
  2. Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье,  чувство сопереживания      и сострадания к  родным и близким.
  1. Оборудование: Портрет В.А.Осеевой
  2. Тексты рассказа (у каждого).
  3. Презентация к уроку.
  4.  Карточки с вопросами для групповой работы и работы в парах;
  5. Плакат с изображением «Дерева жизни»

Эпиграф к уроку:    “Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

                                                                         

Ход урока                                                                                  

I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.            

   1. Вступительное слово учителя.

Учитель:   Ребята, посмотрите на меня, посмотрите друг на друга, давайте друг другу улыбнемся, что бы наше общение было сегодня приятным. У нас сегодня много гостей, повернитесь пожалуйста и  поприветствуйте их.

2.Мотивация к учебной деятельности.

- Практически все уроки ставят перед нами вопросы. Этот урок не исключение.

- Взгляните на иллюстрации.

- Что изображено на картинах?

-Как одним словом назвать  что здесь изображено?

- Кто согласен? Поднимите руки.

Семь -  словечко странное

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили? Получается семь человек,

Семь - «Я»!

      Учитель:  На прошлом уроке мы знакомились с происхождением слова «семья», давайте вспомним, как произошло это слово.

      Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя».  Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и воли Божьей. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы – сынки и дочки, а затем и добрые плоды. 

-   И сразу возникает вопрос. Что это за добрые плоды?

-  Вы можете ответить? Пока с трудом?

Ну что ж вернемся к этому вопросу позже.

      В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Семьи бывают разные, но любая семья хочет жить счастливо.

     Как вы думаете, каков рецепт семейного счастья? И в чем он заключается?

     Ответы детей: (когда в семье все ладят между собой, понимают друг друга, уважают и любят друг друга).

Учитель: другими словами,  когда в семье хорошие взаимоотношения.

Итак, тема нашего урока: «Взаимоотношения в семье»

 Семья - это слово греет душу. Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о заботе  бабушки.

       А сейчас поднимите руки те, у кого есть бабушки?

Расскажите,  пожалуйста, какие ваши бабушки.

 Какими чертами характера они обладают?

3.Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

           Итак, послушайте,  пожалуйста, рассказ Валентины Осеевой, я его прочитала, будучи ребенком и он затронул мою душу (читает учитель).

 - Что хочется сказать? Трудно?

-   Как относились к бабке? ( плохо, грубо, не любили, не уважали)

  А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как выдумаете, почему?

  А вы знаете имена своих бабушек?

Ребята, вы послушали это произведение, высказали свое мнение.

    - Какой образ бабушки у вас сложился?

    - Какая она? ( добрая, заботливая, уважительная).

          Возьмите листочки с текстом этого произведения, посмотрите. У этого текста нет названия.

     -    Как бы вы назвали этот рассказ? ( добрая бабушка, заботливая бабушка, старенькая бабушка)

      Внимание на слайд! А как же назвала В. Асеева?

    -     Вы не удивлены? А еще кто удивился?

-  Скажите, почему рассказ В. Осеевой о  такой  доброй, заботливой  бабушке назван « Бабка»? ( ответы детей)

   В. Осеева хотела через название подчеркнуть отношение домочадцев к бабушке.

Мне понравилось, что вы как раз хотели назвать рассказ по другому, у вас сердце открылось по другому.

  2. Открытие новых знаний

   - Кто  главные герои в этом рассказе?  ( Cлайд)

    -  Сейчас разговор пойдет о главных героях этого произведения.

обь Мы поработаем в группах. Каждая группа будет составлять характеристики  каждого из героев.

    -  Как вы думаете, какая группа кого будет характеризовать?

Да, текст у вас разного цвета.

 В этом вам поможет вот такая схема. Давайте посмотрим на шаги которые здесь прописаны. ( Cлайд)

1 шаг.

         (читает ученик) Познакомьтесь с произведением.

           - Мы уже познакомились, они у вас перед глазами.

2 шаг

            Постарайтесь представить героя.

            Каждая группа будет представлять своего героя ( бабку, родителей, Борьку)

        -  Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, представляем кто  и каков этот герой?

        - Представили? Хорошо!

3 шаг.  

       - Подберите подходящие черты характера для героя. Посмотрите вокруг , я вам решила немного помочь, расклеив везде черты характера для ваших героев. Сейчас вы поработаете в группах и подберете те черты характера, которые вы считаете ,  подходят больше всего вашему герою.( дети обсуждают в группах, встают и приклеивают таблички подходящие для героев)

4 шаг.

          -  Докажите свое мнение примерами из текста. Поработайте с текстом, для этого я дам вам немного времени.

         - Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…

   1 гр.                                         2 гр.                     3 гр.

Борька                                Родители                                      Бабка

грубый                                  грубый                                     уважительный

невоспитанный        равнодушные        заботливый

не ласковый                         не внимательный        добрый

 не   внимательный              бессердечный                         справедливый

        мудрый

(дети доказывают примерами из текста)

        -  Спасибо, вы замечательно поняли это произведение. Я предлагаю вам каждому пережить судьбу каждого из героев, погрузиться в образ своего героя и ответить на довольно таки не простые вопросы. Каждой группе я предлагаю вопрос. Работать  в группе вы будете по алгоритму. Затем, кто-то один будет задавать вопросы, а другой отвечать на них.

Родители

  1. Зять,    почему ты хотел отправить бабку в дом инвалидов?
  2. Дочь, чувствуешь ли ты свою вину перед матерью? В чем она проявляется?

Бабка

  1. Была ли ты счастлива дома?

Борька

  1. Как ты относишься к своей бабушке? О чем ты сожалеешь?

     

Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)

А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)

Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).

  - Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет взаимопонимания.

 Можно ли назвать эту семью дружной, полноценной?

        Как вы понимаете заключительное  предложение:“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.   

 Почему на коленках глина? Где был? Что делал?

(Ответы детей)                                                                                                                        Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит.

Учитель: А когда человек стоит на коленях?

 Дети:  Когда он просит прощения, раскаивается.

Учитель: Борька  раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.

 А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Грустный рассказ?

Ребята, у вас у всех есть бабушки  и я призываю вас любить их, дорожить ими, уделять больше внимания.

      Семья всегда была самым главным в жизни любого человека. В ней родители и дети любят друг друга, боятся огорчить плохим словом или поступком. Ведь самое страшное – потерять любовь и уважение близких. Так есть и так было много лет тому назад. Подтверждение этому мы обнаруживаем в устном народном творчестве: сказках, песнях, поговорках.

Вот, например:

          На что и клад, коли в семье лад.                                      

          Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.                                        

          Детки хороши – отцу, матери венец,  худы – отцу матери конец.  (Слайд)

     Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. Главное – не погрязнуть в них, постараться исправить их.  Но ещё важнее не опоздать с добрыми словами, с добрыми делами.

  1. Физкультминутка.

Всей семьёй идем в поход (шагаем)

Нас в лесу тропинка ждет

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,( колени выше)

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда. (наклон вперед, руками коснуться пола)

Тихо птенчика берем

И назад его кладем. (выпрямиться, поднять руки вверх)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочкам побежим. (бег на носочках)

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (прыжки)

Как много мы увидели (шагаем)

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

   Продолжим работу.

-     А сейчас откроем учебник милосердия на странице 8, прочитаем рассказ Б. Балашова « Внук».

--Похожий рассказ?

--Похожий.

А в чем разница?

-- Не так плохо закончился.

-- В чем проявилась мудрость мальчика?

--  О чем задумались мать с отцом?

Какая из перечисленных пословиц  больше всего подойдет к прочитанному рассказу?

                                   Семья вместе- душа на месте.

                                    На что и клад, коли в семье лад.                                                            

                         Что посеешь, то и пожнешь.

                          Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Давайте вспомним пятую заповедь Закона Божия:

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Ребята, а как вы относитесь к своим родителям, бабушкам и дедушкам?

Задумайтесь на мгновенье!

Работа в парах.

Сейчас мы поработаем над проектом и посмотрим,  какие уроки жизни  вы взяли для себя?

Проект

« Чти отца твоего и матерь твою»

Составьте правило, помогающее исполнить заповедь «Чти отца твоего и матерь твою». При составлении правила можно пользоваться этими предложениями.

Выберите нужные из них:

  • обманывать родителей;
  • обижаться за наказания;
  • оставлять за собой беспорядок;
  • не заботиться о близких людях;
  • смеяться над старыми людьми;
  • нужно всегда любить своих родителей;
  • ценить и уважать их;
  • заботиться о них;
  • помогать им;
  • утешать их в трудную минуту;
  • не обижать и не огорчать их;
  • всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

А затем  запишите:

Правило, помогающее исполнить заповедь

«Чти отца твоего и матерь твою».

Нужно______________________________________________

          ______________________________________________

4.Итог урока (обобщение)

Ну, что ж вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока

- Как вы думаете  каков рецепт семейного счастья?

-  И что это за добрые  плоды, которые человек собирает, если в семье лад и согласие?

 (послушание, любовь, забота, понимание, согласие, уважение, трудолюбие, милосердие, доверие)

У каждого из вас есть вот такое солнышко, запишите на его лучиках рецепт семейного счастья.

Счастливая

семья

Я верю, что именно у Вас такие семьи.

Частичкой солнца на столе свеча пылает, ( слайд)
Неся в мир этот свет и теплоту;
Своим сияньем словно призывает
Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами,
Тепло души своей смогли мы донести,
Дарить любовь, заботу и вниманье
И вовремя успеть сказать “Прости!”

6.Рефлексия

Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока – красное, жёлтое, зелёное. Перед вами на доске Дерево Жизни.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь Закона Божия  – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее.

 http://festival.1september.ru/articles/628752/img1.jpg

Дети прикрепляют яблоки. Подводится итог рефлексии.

Учителем объявляется благодарность детям за урок.

  6.Домашнее задание (творческое)

  1. Нарисовать портрет своей семьи  и написать о ней сочинение.

7. Тренинг

Устойчиво стою я на земле- вот  так ( поставить ноги твердо на ширину плеч)

Своим победам буду рад – вот так ( руки в стороны)

Свою семью я буду  обнимать – вот так ( обнять себя)

Дарить улыбки буду я – вот так! ( улыбка)

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Взаимоотношения в семье

Слайд 3

«Бабка» Валентина Осеева

Слайд 4

Главные герои бабка родители Борька

Слайд 5

познакомьтесь с произведением постарайтесь представить героя подберите подходящие черты характера для героя докажите свое мнение примерами из текста 1 4 3 2

Слайд 6

Родители Зять, почему ты хотел отправить бабку в дом инвалидов? Дочь, чувствуешь ли ты свою вину перед матерью? В чем она проявляется?

Слайд 7

Бабка Была ли ты счастлива дома?

Слайд 8

Борька Как ты относишься к своей бабушке? О чем ты сожалеешь?

Слайд 9

На что и клад, коли в семье лад. Кто родителей почитает, тот во веки не погибает. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу матери конец.

Слайд 10

физкультминутка

Слайд 11

« Внук» Б. Балашов

Слайд 12

Семья вместе - душа на месте. На что и клад, коли в семье лад. Что посеешь, то и пожнешь. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Слайд 13

пятая заповедь Закона Божия: “ Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Слайд 14

Проект « Чти отца твоего и матерь твою» Нужно: обманывать родителей; не обижать и не огорчать их; обижаться за наказания; не любить своих родителей; оставлять за собой беспорядок; не помогать им; ценить и уважать их; не заботиться о близких людях; утешать их в трудную минуту; смеяться над старыми людьми; всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

Слайд 15

Любовь Забота Уважение Послушание Понимание Согласие Милосерди е Доверие

Слайд 16

Счастливая семья

Слайд 19

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Открытый урокпо теме "Прибавить и вычесть число 4"

Технологическая карта урока по математике с презентацией...

Открытое родительское собрание в 4 классе по теме "Взаимоотношения в семье, как основа взаимопонимания"

Семья – колыбель духовного рождения человека.Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются прил...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...

Конспект урока по теме: "Взаимоотношения на примере рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре" " 3 класс

Тема: Взаимопонимание на примере рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре» Цели:Воспитательные цели:Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.Постараться проникнуть в мысл...

Интегрированный урок (литературное чтение + классный час) по теме «Взаимоотношения в семье» по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека....