Стрижонок Скрип
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения на тему "Стрижонок Скрип" (1 урок) определяет следующие цели:
познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
УРОК № 70 Класс: 4 – Б Дата: 27.02.2020
Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Личностные: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведению.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, литературное чтение, 4 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, – М: Просвещение, 2014 (Школа России), портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, карточки со словами, индивидуальные карточки.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки; красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Пятимунутка чтения
- чтение рассказа (приложение 1) упражнением «Робот» (по команде «Пуск» начинаем читать, по команде «Стоп» останавливаемся, закрываем глаза)
II. Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кабан».
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова: Чтение без размышления – пустое занятие (на доске)
Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.
Подберите к этому прилагательному синоним (бесполезное, ненужное)
Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, бесполезным.
И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.
Первое размышление (строки на доске)
Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.
Чтение с доски слов и выделение голосом существительных, глаголов.
Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (человек и природа неотделимы друг от друга).
Попробуйте догадаться, кто написал эти строки.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с творчеством В.П.Астафьева.
Работа в парах (приложение 2)
Возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)
1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР
(портрет писателя)
- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)
- В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?
( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)
- 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)
(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область). Таким образом, мы можем сказать, что он наш земляк.
- 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)
- 6 строка: Найдите название первого его рассказа. (Гражданский человек)
- 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня. «Стрижонок Скрип» (показ книги «Стрижонок Скрип»).
- что вы узнали о стрижах из текста, который прочитали на пятиминутке чтения?
- задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.
2. Работа с текстом
2.1.Словарная работа (приложения 3 – 5)
БЕСЦЕРЕМОННО – (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).
ЗАПОЛОШНО – (суматошно, неспокойно, взбалмошно).
ЛЕПИТЬСЯ – (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).
ЯР – (крутой берег, обрыв).
– Подберите синонимы к словам.
МЕРЦАЛА – (светилась).
СЕРЬЕЗНЫЙ – (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).
УГРЕВШИСЬ – (согревшись).
ПОТУХЛО – (погасло, прекратилось).
– Подберите антонимы к словам.
МЕРЦАЛА – (темнела, мрачнела).
СТРОГИЙ – (ласковый).
ТРЕВОГА – (покой, спокойствие).
2.2.Чтение и анализ 1 части «Приятная суета в норке».
- чтение 1 части;
- с чего все началось? (Стрижонок первый вылупился из яичка);
- где появился птенец? Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу);
- почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль нее, вход закрывался);
- прочитайте, как стрижиха-мать заботилась о появлении потомства?;
- с чем сравнивает Скрип капли дождя?;
- какими на свет появляются птенцы? (Без оперения);
- прочитайте, чем порадовала мама-стрижиха своего первенца;
- что главное в этой части?;
- о ком рассказано подробно? Почему?
V. Физминутка.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»). Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.
2.3.Чтение и анализ 2 части «Мама-стрижиха».
- чтение 2 части;
- почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да еще и оттолкнула? ( Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут);
- прочитайте, на что рассердился Скрип и как проучила его мама?;
- какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Что мама у них серьезная и строгая);
- найдите в тексте слова, характеризующие мать-стрижиху. Как называются эти поэтические средства? (Эпитеты: серьезная и строгая (мама); старательная (мать);
- почему «с рассвета и до вечера» носилась мама над берегом?;
- как погиб папа стрижат?;
- что думают люди, глядя с берега на суету птиц?
- что нового узнали из 2 главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей);
- что главное во 2 части?;
- о ком или о чем рассказывает автор подробно? Почему?
2.4.Чтение и анализ 3 части «Сколько врагов у проворных стрижей!»
- самостоятельное чтение 3 части;
- о чем вы узнали из 3 части?;
- что интересовало подросшего птенца?;
- кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился);
- прочитайте эпизод о врагах стрижей;
- прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»;
- почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью);
2.5. Чтение и анализ 4 главы «Гибель мамы-стрижихи».
- самостоятельное чтение 4 части;
- расскажите о гибели мамы-стрижихи;
- какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой);
- почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( Так как стрижи — дружный народ);
- как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? Прочитайте;
- сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат, пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение;
- какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?;
- соотнесите иллюстрацию в учебнике (с. 101) с текстом.
VI. Рефлексия.
Выберите любую фразу и продолжите
Урок дал мне для жизни …
Мне было сложно …
Меня удивило …
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …
VII. Итог урока.
Поясните смысл пословицы «При солнышке — тепло, а при матери – добро».
VIII. Домашнее задание: перечитать главы 1 – 4 (с. 97 - 100), составить план и по плану рассказать о маме-стрижихе.
Приложение 1
Стрижи - ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.
Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. «Дружный народ стрижи».
Приложение 2
1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/24/picture-59891-1661331496.jpg)
Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл
Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-159684-1355047847.jpg)
Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-341318-1386873663.jpg)
Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....