Конспект урока литературного чтения 4 класс из раздела «Страна детства»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Заярко Ирина Леонидовна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе из раздела «Страна детства» по рассказу Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения 4 класс из раздела «Страна детства».

Тема урока: Рассказ Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков».

Форма: урок-диспут. 

Цели урока: Учить анализировать произведение Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков»; Продолжить работу по формированию навыки беглого осознанного чтения;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Расширять кругозор учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Воспитывать читательскую самостоятельность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию художественного текста; учить выражать собственное отношение к тексту.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.

Оборудование урока: раздаточный материал для групп (картонные шляпы разных цветов с названиями).

  1. Актуализация знаний, анализ прочитанного.

- Дома вы познакомились с произведением Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков». Назовите жанр этого произведения? Вы уже можете сказать, могли ли события, описанные в рассказе, произойти в реальной жизни? (В рассказе говорится о мальчике и его бабушке, а это реальные люди и события с ними моги произойти в жизни).

- Кто герой произведения? Как его имя? И что мы можем сказать о нем? (Мальчика зовут Боря. Он маленький, любознательный, изобретательный, любит мечтать и выдумывать). 

- Почему бабушка не позволила мальчику трогать пароходик? Она была очень строгая и не любила, чтобы кто-то трогал её вещи? (Это была для нее дорогая память).

- Почему бабушка не убрала пароходик, хотя и собиралась это сделать? Забыла или думала, что внук не сможет до него дотянуться? (Внук дал «честное-расчестное» слово).

- Почему Боря решил, что в пароходике живут человечки? (Это были его фантазии).

- Что придумал мальчик, чтоб «увидеть человечков». (В первый раз он положил леденец, во второй раз – хлеб и крошки).

- Удалось ли ему увидеть человечков? (Не удалось).

- Что задумал мальчик, оставшись дома один? (Взломать пароходик ножом, чтобы поймать человечков).

2. Закрепление и осмысление знаний. Учитель предлагает детям вступить с ним в дискуссию о недостойном поведении главного героя.

- Давайте по-рассуждаем. Боря поступил неправильно, он не сдержал своего слова, данного бабушке, сломал ценную вещь, он отрицательный герой, его нельзя оправдать? (Он мыл маленький, выдумщик, он не мог оторвать глаз, увидев этот пароходик, очень испугался, когда бабушка хотела убрать его, он настолько поверил в свою выдумку, что там живут человечки, что придумывал разные способы их увидеть).

3. Групповая работа «Шесть шляп».

Каждая группа получает одну из шляп со следующими названиями: Белая шляпа «Факты»,  Желтая шляпа «Возможности», Красная шляпа «Эмоции», Синяя шляпа «Идея», Зеленая шляпа «Творчество», Черная шляпа «Проблемы».

Группа с названием «Факты» должна привести все важные факты из произведения. Например, в рассказе говорится: «Когда я был маленький…», значит на момент происходящих событий  Боря был ребенком; Он приехал к своей бабушке, и другие.

Группа с названием «Возможности» должна сделать предположение, что могло бы произойти, но не произошло. Например: бабушка могла убрать пароходик, могла не оставлять мальчика одного, когда ему удалось сломать этот пароходик и другие.

Группа с названием «Эмоции» перечисляет эмоции, которые испытывали герои. Например: сильное желание увидеть человечков, разочарование, что спугнул их в первую ночь, испуг, что сломал ценную вещь и другие.

Группа с названием «Идея» определяет, в чем заключается основная идея рассказа. Зачем автор написал этот рассказ.

Группе с названием «Творчество» предлагается придумать концовку произведения. Например: Боря признался в своем поступке бабушке, на что она очень огорчилась, но позже они сходили в мастерскую и отремонтировали этот пароходик.

Группа с названием «Проблемы» (возможно с помощью учителя) приходят к следующему выводу: Данной ситуации моно было бы избежать, если бы бабушка сразу разрешила Боре рассмотреть пароходик, убедиться, что там нет человечков, и объяснила, почему он ей так дорог.

После обсуждения заданий в группе, учащиеся должны выступить перед классом и рассказать итоги выполнения своего задания.  

4. Составление синквейна.

Мальчик.

Умный, изобретательный.

Увидел, мечтал, сломал.

Хотел увидеть маленьких человечков.

Выдумщик!

5. Подведение итогов.

С каким рассказом ознакомились на уроке?

Кто его автор?

Понравился ли вам этот рассказ?

Чему он вас научил?

(Борис Жидков рассказал о случае из своего детства, а у детей богатая фантазия и они часто придумывают самые невероятные вещи, непременно хотят проверить, так ли это. Мальчик поступил так не потому, что был злым, жадным и шаловливым, а потому, что им двигала любознательность.).

Мир детства – это волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, машинки, мячики. И хотя детство пролетает очень быстро, оно все-таки очень интересное, яркое, веселое и  никогда не забывается.

6. Домашнее задание.

Прочитать рассказ родителям, пересказать понравившийся отрывок из текста.

Нарисовать рисунок на тему: «Как я представляю себе пароходик из рассказа Б.С. Жидкова «Как я ловил человечков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...

Конспект урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна""

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу "И в шутку, и всерьез" ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:Предметные:-знать произведения изученных авторов и их биографию;-уметь читать произвед...

Конспект урока литературного чтения "Фольклор народов зарубежных стран" ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежныхстран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – песе...

Литературное чтение.Тест по разделу "Страна детства" 4 класс, 3 четверть

Тест по литературному чтению  4 класс .Раздел "Страна детства"...