План-конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Природа и мы»» по программе "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:  повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.

Задачи:

  •  развивать у детей внимание, память и устную речь;
  • формировать ОУУН: сопоставление, обобщение, анализ, наблюдение;
  • развивать самостоятельность в выполнении заданий и коммуникативные навыки учащихся, умение обсуждать, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch._stolyarova_4v.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Дата:17.03

Проводила:Столярова Я.А

Учитель:

Методист:

Тема: «Обобщение по разделу «Природа и мы»»

ЦЕЛИ УРОКА:  повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. Учить работать в группах.

Задачи:

  •  развивать у детей внимание, память и устную речь;
  • формировать ОУУН: сопоставление, обобщение, анализ, наблюдение;
  • развивать самостоятельность в выполнении заданий и коммуникативные навыки учащихся, умение обсуждать, принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты: 

предметные :умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про  себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слрв для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг.момент

-Здравствуйте, меня зовут Яна Андреевна и сегодня урок литературного  чтения у вас проведу я. На партах у вас должен лежать учебник, дневник, пенал и карточка.

-У кого все готово, можете садиться.

-Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Актуализация знаний

-Послушайте стихотворение:

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

-Ребята, какова главная мысль этого стихотворения?

Подходит ли это стихотворение под те произведения, которые вы изучали ранее?

-Сегодня у нас обобщающий урок раздела «Природа и мы». 

Каковы цели нашего урока? Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.

.

о бережном отношении к природе

? Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.

Закрепление

Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучаем. Перед тем   как мы начнем все повторять давайте вместе сделаем небольшой пересказ того произведения, которое вы читали на прошлых уроках.

-Что это было за произведение?

-С чего все начинается?

-Вылупившись из яйца, стрижонок Скрип понял, что находится в уютной норке с другими птенцами. Мама-стрижиха  приносила насекомых и кормила стрижат. Скрипу было интересно, что снаружи, но мама не позволяла выглядывать из норки и настучала клювом Скрипу по голове за такую попытку. Папы в этой семье не было – его мальчишки подстрелили из рогатки.

Однажды на стрижей напал сокол и унес маму стрижат. Но пропасть им не дали. Другие стрижи их подкармливали, а вожак стаи проводил с ними ночи, согревая своим теплом.

Подросших птенцов вытаскивали из норы и учили летать. Пролетав первый день, Скрип вечером не сумел найти родную нору. Тогда он стал копать себе новую.  Устав, решил, что сойдет и неглубокая. Но когда мальчишки легко достали его и, погладив, отпустили, стал углублять нору.

Вскоре вожак позвал всех в дорогу, и Скрип вместе с другими стрижами улетел на юг.

-Сейчас мы свами поиграем в викторину .

-Перед вами на доске расположены буквы, посмотрите и составьте из них слово.

-Какое слово у вас получилось?( «Приемыш» )

-Кто автор этого произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк

4 карточки с вопросами : 1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?(Светлое слово)

2.В какое время года происходят описываемые события рассказа?(Осень)

3.Как звали старика, который жил на озере?(Тарас)

4.Какое животное приютил старик? (Лебедь)

5.Как старик называл лебедя?(Приемыш)

 (дети по очереди выходят и отвечают на вопросы)

-Следующее слово «Барбос и Жулька»

-Кто автор произведения? А.И. Куприн

-Вопросы: 1. Как выглядел Барбос? (Невелик ростом, но приземист и широкогруд)

2. Как выглядела Жулька?( Маленькая, с тонкими ногами, с гладкой чёрной шерстью)

3. Какие взаимоотношения были у Барбоса и Жульки?( Редкое согласие и самая нежная любовь.)

(дети задают вопросы классу)

-Следующее слово «Выскочка»?

-Кто автор? М.М. Пришвин

-Вопросы:1.Откуда приехала Вьюшка?( с р. Бии)

2.Какую службу несла Вьюшка?( Сторожила)

3.В какое время года происходят действия?   

-(читают и отвечают на вопросы)                                                                     

-Следующее слово, которое у вас получилось? «Кабан»

-Кто автор? Е.И. Чарушин

-Вопросы: 1.Что делал рано утром художник в зоосаде?(Рисовал животных)

2.Как звали оленя марала, которого рисовал художник? (Сережа)

3.Какую награду получал гималайский медведь-губач от зрителей когда делал стойку на голове? (Конфету)

-(задают вопросы классу)

-Последнее слово? «Стрижонок скрип»

-Кто автор? В.П. Астафьев

-Вопросы: 1. Что увидел стрижонок, когда родился? (Темноту и тусклое пятнышко света)

2. Почему маме – стрижихе было так трудно? (Она одна кормила детей)

4. Почему стрижата не погибли?( Их подкармливали другие стрижи)

-(отвечают на вопросы)

-Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали, ручками похлопали.

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. 

Вверх потянемся, прогнёмся, 

И за парты вновь вернёмся

1  Карточка

Проверочная работа по литературному чтению. Раздел «Природа и мы».

Ф.И. _________________________________ 4-В класс

1. Отметьте авторов, чьи произведения вы читали в разделе: «Природа и мы»

А) Е. Чарушин Б) М.М. Зощенко В) А. Куприн

 Г) Е.Л. Шварц

2. Соедини стрелкой автора и название произведения.

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Выскочка»

А. И. Куприн «Кабан»

В. П. Астафьев «Приёмыш»

Е. И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин «Барбос и Жулька»

3. Узнай произведение по опорным словам. Запиши автора и название.

Зоосад, олень марал, клетка, рисование, испуг.

________________________________________

4. К какому из прочитанных произведений вы бы отнесли данную пословицу.

«Один за всех и все за одного»

________________________________________________

5.В этом произведении сорока лишилась хвоста

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

6.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

8.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

9.Соедините произведение и предмет:

Норка                         «Кабан»

Рога                            «Стрижонок Скрип»

Хвост                         «Приёмыш»

Миска                        «Выскочка»

Лодка                         «Барбос и Жулька» Метла

10.Обьясни, про кого так говорят(воспользуйся словами для справок )

        Длинноногий, как…(журавль).

        Мудрый, как…(сова, ворон).

        Надутый, как…(индюк).

        Голосистый, как…(соловей).

        Болтливый, как…(сорока).

         Стройный, как…(кипарис)

Слова для справок:  сорока, индюк, соловей, журавль, кипарис,сова.

«Стрижонок Скрип»

Итог

-Какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? (Любить и охранять природу)

-Верно, ребята. Каждый автор этого раздела   донёс до нас идею большой любви к природе.

- А какие конкретные дела может каждый из нас сделать для охраны природы

- Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!

-Урок окончен .Досвидания.

- Сбор макулатуры.

- Бережное отношение -Подкормка птиц.

- Участие в посадке деревьев и кустарников около школы и дома.

Учитель:                                                                    Методист:                                                      Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...

Конспект урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна""

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...