Литературное чтение как способ развития таланта у младших школьников
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Булгакова Светлана Петровна

Цели: Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов , знание которых необходимо для практической деятельности.»

Задачи :  

—Изучение, анализ и обобщение  психолого-педагогических источников по данной теме.
—Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников.
—Использование в педагогической деятельности  технологий, направленных на развитие творческих способностей детей.
—Определение эффективности применения различных методов, влияющих  на развитие творчества детей.
—Отслеживание показаний применения педагогических технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Визитная карточка учителя начальных классов Булгаковой Светланы Петровны Образование – высшее Стаж работы – 34 года Моё профессиональное кредо: Всегда в делах Всегда в заботах Учить детей Моя работа

Слайд 2

Мастер-класс : « Литературное чтение как способ развития таланта у младших школьников»

Слайд 3

Что такое талант? Талант (от греческого talantion– труд) природная одарённость человека, выдающиеся способности, проявляемые им в той или иной области человеческой деятельности (в науке, искусстве, политике, военном деле и т.д.)

Слайд 4

«Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу, Вовлеки меня – и я научусь!»

Слайд 5

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования 1. Необходимость повышать теряющийся интерес к учению 2. Воспитание активной успешной творческой личности, востребованной современным обществом 3.Развитие творческих способностей детей разного уровня 4.Возрождение русской культуры и русского слова, теряющихся в связи с засильем западной культуры 5. Воспитание нравственности и доброго начала 6 Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Слайд 6

Цель и задачи педагогической деятельности Цель : « Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов , знание которых необходимо для практической деятельности.» Задачи : Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогических источников по данной теме. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников. Использование в педагогической деятельности технологий, направленных на развитие творческих способностей детей. Определение эффективности применения различных методов, влияющих на развитие творчества детей. Отслеживание показаний применения педагогических технологий.

Слайд 7

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Для развития творческих способностей младших школьников необходимо вырабатывать творческую самостоятельность, интерес к познанию: творческие задания на каждом уроке система нетрадиционных уроков творческие работы во внеурочное время Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребёнка. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность

Слайд 8

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования « В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество- вот имя этой птицы» В.А.Сухомлинский «В каждодневной окружающей нас жизни творчество -есть необходимое условие существования человека» Л.С.Выготский «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития» Б.В.Давыдов Деятельный подход в воспитании ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н,Е.Щуркова) Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амоношвили, В.А.Сухомлинский) Игровые технологии (И.П.Иванов) Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, Б.В.Давыдов, Л.С.Выготский) Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) Технология природосообразности (М.Монтиссори)

Слайд 9

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключена в словах Василия Александровича Сухомлинского: « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» С учётом требований ФГОС передо мной встала проблема необходимости создания модели работы , которая бы была направлена на: - выявление и развитие творческого потенциала детей. -построение уроков и деятельности ГПД на деятельной основе -проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии , соблюдая принципы: от простого к сложному принцип наглядности принцип индивидуальности

Слайд 10

«Перевоплощение», где ведётся рассказ от имени предмета, игрушки, животного, птицы или другого лица, что помогает помимо творчества развивать рефлексию; «Очумелые ручки», где целью является подбор разнообразных и неожиданных возможностей использования предмета не по его прямому назначению; «Сочиняйка», когда рассказ учащихся складывается из заголовков произведений книги, журнальных и т.д. Стили и жанры сочиняемых произведений могут быть самыми различными в зависимости от темы и целей; «Рифмушки», когда ведущий даёт первую строку и каждый ребёнок далее сочиняет ещё по одной; « А ты знаешь…», когда ведущий говорит, например, «А вы знаете, что капуста – это овощ….» и далее детям предлагается записать как можно больше категорий объектов, к которым принадлежит названный предмет. Например, капуста – овощ, продукт питания, шар и т.д.; «Гляделки», где учащиеся интерпретируют увиденное на картине, стене, снегу, в поле, где угодно в окружающем их пространстве; «Фантазёры», когда учащиеся сочиняют и записывают различные легенды, выдумки, то , чего не может быть; «Чудилки» - лепка и рисование живых существ, обладающих невиданным до сих пор внешним видом, способностями и т.п., сочинение и запись рассказа о них. Любимые творческие задания детей класса:

Слайд 11

Виды творческих заданий на уроках литературного чтения 1. Дополни слоги до полного слова. 2. Придумай рифму. 3. Сочини сказку по опорным словам. 4. Работа с иллюстрациями (оживи картинку – игра) 5. Работа с чистоговорками, пословицами. 6. Придумай продолжение к стихотворению. 7. Игра «Буриме». 8. Шарады. 9. Инсценирование произведения. 10. Хокку. 11. Акростих. 12. Эльфхен.

Слайд 12

« ШАРАДА» – произошло от французского слова, означает беседа, болтовня. Шарада – род загадки, в которой заданное слово делится на несколько частей с самостоятельным смыслом ( например: «семь – я»), и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

Слайд 13

Предлог с игрой соедини ты – И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Перед тобою расцветет . ЛОТО-С

Слайд 14

Что такое эльфхен ? Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. (Античная поговорка) Практикующие педагоги отмечают, что у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети с трудом составляют рассказ по картинке, пересказывают прочитанное, им сложно выучить наизусть стихотворение. Составление эльфхен – один из способов частичного решения этих проблем. Эльфхен - часто используются современными педагогами для творческих заданий на уроках и внеурочной деятельности. Уже в школьном возрасте можно учить детей составлять эльфхен в форме игры.

Слайд 15

Весна 1.Цветущая 2.Необыкновенная красавица, 3.Все ей восхищаются, 4.Как она мне нравится. 5.Волшебница.

Слайд 16

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы стиха при чтении сверху вниз образуют слово или фразу. В есело льются ручьи по асфальту Е сть уже первой травки ростки С нег весь растаял Н а нашей площадке А на прогулку шарфы не нужны

Слайд 17

Хокку (хайку) — это вид японской поэзии. Оригинальное японское трехстишие состоит из 17 слогов, которые записывают в один столбец. Аиста гнездо на ветру. А под ним – за пределами бури – Вишен спокойный цвет.

Слайд 18

" Elfchen " ( Эльфхен ) - как одна из форм рефлексии « Эльфхен » ( 11словие) - стихотворение состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках: 1 строка – цвет или форма (прилагательное ); 2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное); 3 строка – раскрытие темы в 3 словах; 4 строка – о себе (4слова); 5 строка - результат, вывод.

Слайд 20

Спасибо за внимание. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Слайд 21

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М. Просвещение 2010 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности-гражданина России А.Я.Данилюк М. Просвещение Н.И.Дереклеева «Мастер класс по развитию творческих способностей учащихся» 2007г В.Д.Шадриков «Развитие способностей» Начальная школа» 2004 №4 Н.К.Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся» Педагогический поиск 2009 Л.С.Выготский Воображение и творчество в детском возрасте Академия 2011г З.А.Зак Методы развития способностей у детей Педагогика 2010. М.В.Ермолаева Практическая психология детского творчества 2011 Ю.В. Григорьев « Внеурочная деятельность школьников» Воспитание школьников»2012 Д.Б.Эльконин «К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте» Вопросы психологии Нач.шк 1974 №4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования по ред Е.С.Полат М.2000 В.И.Ковалько « Младшие школьники после уроков» М 2000 А.В.Баранова «Моделируем внеурочную деятельность» м. Просвещение 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...