Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников
статья по теме

 

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.В создавшихся условиях естественным стало появление личностно ориентированных технологий, среди которых можно выделить и  проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.doc49.5 КБ
Office presentation icon vystuplenie_na_shmo.ppt269.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников»

Подготовила:

учитель МБОУ СОШ №1

г.Наро – Фоминска

Иванова Т.В.

2012 г.

Проектная деятельность

как способ развития творческой активности младших школьников

(Слайд 1) Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

        В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:

  1. “участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”;
  2. творческое решение учебных и практических задач;
  3. создание собственных произведений, проектов, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Другими словами от школы ждут не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.

(Слайд 2) В создавшихся условиях естественным стало появление личностно ориентированных технологий. Остановимся на проектной деятельности.

(Слайд 3) Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

(Слайд 4)  Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

(Слайд 5) Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

(Слайд 6) Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

(Слайд 7) Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

(Слайд 8) Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

 (Слайд 9) Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

(Слайд 10) Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

(Слайд 11) Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;

межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:

индивидуальные (личностные);

парные;

групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);

среднесрочные (1 – 2 месяца);

долговременные (до года).

(Слайд 12) Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

исследовательские;

творческие;

игровые;

информационные;

социально-значимые.

Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов:

Выращивание луковичных растений,

Какие птицы живут в нашем крае.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Наш город – город герой”

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.

(Слайд 13) Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

-мотивационный

-планирующе-подготовительный

-информационно-операционный

-рефлексивно-оценочный

(Слайд 14) 1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

(Слайд 15) 2 этап – планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составили план действий, стали собирать информацию.

(Слайд 16) 3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

(Слайд 17) 4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

(Слайд 18) Стадии работы над проектом.  То есть проект — это «пять П»

  Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

(Слайд 19) Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.

 

  — Бизнес-план;

  — Видеофильм;

  — Выставка;

  — Газета;

  — Журнал;

  — Законопроект;

  — Праздник ;

  — Статья;

  — Сценарий;

  — Учебное пособие;

  — Чертеж.

(Слайд 20)  Памятка начинающему исследователю

  Выбери тему исследования

  Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  Сделай выводы.

  Оформи результаты своей работы.

  Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

В результате многолетнего педагогического проектирования на практике доказано, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...