Дидактический материал по обучению грамоте
картотека по чтению (1 класс)

Эрдынеева Юлия Юрьевна

карточки - тексты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение грамоте27.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst3.doc28 КБ
Microsoft Office document icon tekst4.doc28 КБ
Microsoft Office document icon tekst5.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst6.doc28 КБ
Microsoft Office document icon tekst7.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst8.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Кому мы обязаны тем, что живём в такой прекрасной стране?

     Наша Родина огромна и прекрасна. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом. Зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

    Кому мы обязаны тем, что живём в такой прекрасной стране?

    Что такое обелиск?

__________________________________________________________________

Прочитайте текст.

Нарвал.

    Нарвал – это большой дельфин. Живут нарвалы зимой и летом во льдах. Это животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. За ним по очереди дышит всё стадо.

  О ком говорится в этом тексте?

  Что вы узнали о нарвале? Перескажи.

   Как надо относиться к животным? Расскажи.

__________________________________________________________________

Прочитайте текст.

     В морях есть летучие рыбы. Хвост рыбы действует как моторчик. Рыба поднимается в воздух на высоту до шести метров. Летать ей помогает ветер.

 Что вы узнали из данного текста?

  Придумайте заглавие.

__________________________________________________________________

Прочитайте текст, вставляя вместо точек пропущенные слова.

    ………….выводят птенцов в лютые морозы. Самка кладёт яйцо. Высиживает его самец. Отец два месяца согревает яйцо. После появления ………………самец несколько дней кормит его своим молоком. Потом к ……………..и похудевшему отцу приходит мама. Теперь она ……………,а отец отправляется к морю.

   О ком рассказывается в тексте?

    Что вы узнали о  пи…………….?

   

_______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст, вставляя подходящие по смыслу слова и дважды повторяя слова с новой буквой.

     ……………Муха- Цокотуха! ……………..тебя с днём твоих именин. ……………..оставаться такой же……………..и……………..  Пусть у тебя будет много………………друзей!

      Ученики первого класса школы…………города………………….

Прочитайте текст, повторяя слова с новой буквой дважды.

       У поползня самое интересное гнездо. Оно похоже на глиняный кувшин. Поползни вмазывают в глину камешки разных цветов. Там можно увидеть яркие пёрышки, кусочки смолы, красные и зелёные щитки жуков. Поползень даже цветочные лепестки прилепил к глине. Хоть отправляй гнездо на выставку или в музей.

 Что вы узнали о поползне? Расскажите.

  Постарайся найти иллюстрацию и объяснить название птицы.

 Прочитайте текст.

Бобры.

       На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осину. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево скоро рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев бобры облепили грязью. Жилище готово!

     Какое дерево использовали бобры для строительства?

     Сколько встретилось в тексте слов с буквой Б?

Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нём предложений.

                                                           

                                                             ?

      Водолаз- ма*тер на все *уки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры*ником, и электро*варщиком. Строят мосты через реку, прокладывают подводный трубопровод- без водолаза не о*ойтись. Водолаз заде*ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за*онувший  *орабль.

   Как вы понимаете выражение: мастер на все руки?



Предварительный просмотр:

Составьте текст так, чтобы в него последовательно вошли данные пары слов и отдельные слова. Расскажите составленный текст полностью.

     ясная погода                                               Ян и Зоя

     яростный ветер                                           боялись

     морская стихия                                           маяк

     ялик

  Что такое « стихия»? Что такое « ялик»?

Прочитайте текст.

Земляника.

     Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках появились беленькие глазки цветков земляники. По вкусу земляника занимает первое место среди лесных ягод. Первая земляника созревает на порубках. Это места вырубки сосен или елей. Земляника часто растёт около пеньков. Это самая сладкая и душистая ягода русского леса. Стоят на солнечной опушке заветные кустики. Румяные ягоды не прячутся в гуще листвы. Они свисают красными каплями.

    Почему земляника занимает первое место среди лесных ягод?

    Где созревает первая земляника?

    Что такое порубки?

    Подберите слово близкое по значению к слову душистая.

    Назовите слова, где буква Я стоит в начале слова.

    Назовите слова, где буква Я стоит после согласной.

    Назовите слова, где буква Я стоит после гласной.

_________________________________________________________________

Прочитайте текст. Придумайте к нему последнее предложение.

       Грибы - удивительные растения. У них нет корней, стеблей, листьев. Грибы – это не только то, что растёт под ёлкой или на поляне. Зеленоватый пушок плесени на кусочке хлеба – это гриб. Твёрдые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берёз – это грибы. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным – это грибы. Рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – тоже грибы.

   О каких растениях идёт речь в данном тексте?  

   Почему грибы считают удивительными растениями?

__________________________________________________________________

  



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Сформулируйте к нему задание.

часы.

    По ………………  можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные ……………… полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие …………….... Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбе ………….              часы. Они покажут точное время.

Прочитайте текст, дважды повторяя слова с мягким знаком. Придумайте заглавие.

     У голубя есть замечательная особенность. Он может вернуться в свою голубятню из любого места кормёжки или водопоя. Уже давно голубя стали использовать как почтовую птицу. Почтовый голубь может лететь много часов. Он развивает скорость до ста километров в час. Во время войны голуби доставили миллионы писем, документов, донесений. За эти заслуги отважным пернатым во Франции поставили памятник.

    Почему голубя можно использовать как почтальона?

Прочитайте текст. Во время чтения сосчитайте, сколько вам встретилось слов с мягким знаком как показателем мягкости согласного.

         Однажды капитан привёз из леса медвежонка. У него глазки маленькие. Уши небольшие, круглые. Лапы сильные. Когти на них острые и очень крепкие. Солдаты медвежонку обрадовались.

          Как – то раз медвежонок лежал у крыльца. К нему подошла корова Зорька. Мишка вскочил, поднял лапу. Вдруг он почувствовал запах молока и побежал за коровой. С тех пор каждое утро мишка бегал за Зорькой, пока ему не наливали в миску тёплого парного молока.

      Куда попал медвежонок?

      Что ему особенно понравилось в военной части?

Прочитайте текст, дважды произнося слова с буквой Ш.

    Шапокляк – это мужской головной убор в виде цилиндра. Его носили мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение и снимали цилиндр. Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным. По – французски   « шапо»  - это шляпа. «Кляк» - шлепок ладонью по её верху. После шлепка шляпа складывалась. Старуха ходила именно в такой шляпе.

    Из-за чего у Шапокляк такое имя?



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Во время чтения надо хлопать в ладоши, когда встретится слово с новой буквой.

       Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из - за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок. По снежинкам  можно предсказать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

     На сколько частей можно разделить этот текст?

     О чём говорится в каждой части?

Прочитайте текст.

         Ранним утром ёжик гулял по лесу. Увидел ягодку и наколол её на иголочку. Заметил упавший листочек и тоже наколол. Приметил в луже голубую звёздочку. Захотел ёжик её наколоть. Ничего не вышло. Накрыл он звёздочку лопухом и решил подождать. Показалось над лесом солнышко. Запели птицы. Поднял ёжик лопух, а под ним вместо голубой звёздочки засияло солнышко.

     Что произошло однажды с ёжиком? Расскажите.

Прочитайте текст, дважды повторяя слова, в которых есть буква Й.

  Кто такой снайпер?

                                                   Снайперы.

      Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешеный огурец. Его плод – маленький огурчик. Созревает такой огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадёт, тот и унесёт их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.  

     Что и почему в тексте названо снайперами?    

 

Прочитайте текст, дважды повторяя первое слово каждого предложения.

                                                        Умей беречь хлеб.

      С любовью и заботой  выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.

       На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь!

     Почему надо беречь хлеб?



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст.

     Лягу..ки и жабы мечут и..ру не только в воду. Жабы – пипы прикрепляют и..ринки к спине. У жаб- повитух ик..а похожа на ш..ур с бусами. Они наматывают своё ук..ашение на поясницу. Некоторые лягушки мечут и..ру на зе..лю. Сторожить и..ру остаются самцы. Из и..ринок появляются голо..астики. Они за..олзают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Некоторые лягушки свои и..ринки проглатывают. А потом вы..лёвывают готовеньких лягушат.

     Что вы узнали нового о жизни лягушат?

Прочитайте текст. Составьте к нему задание.

                                                Дивный цветок.

       Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Он был очень высокий. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными заморскими цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного    цветка напоминала солнце. Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. Цветок и назвали …………..

      Почему цветок назвали ……………?

Прочитайте текст. Сформулируйте к нему задание.

        ..вк..л..пт – это веч..озелёное ра..тение. Оно ра..тёт в Кр..му и на Кавказе. Его с..вол  и..пользуют  в ко..аблестроении. Вы..око це..ится ма..ло из его по..егов. ..вк..л..пт- быс..ро..астущее де..ево. За год оно у..еличивается на п..ть ме..ров.

Прочитайте текст, дважды повторяя каждое слово с буквой Щ.

         В жизни рыб много удивительного. Рыба – удильщик похожа на камень. Она часто прячется среди камней. У больших рыб есть помощники. Они очищают их плавники от рачков и кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот, зубы. Живые зубные щётки! Таких чистильщиков терпеливо ждёт целая очередь рыб. Они подставляют своему врачу бока и широко разевают рот.

       Что вы узнали нового о рыбах?



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст.

                                                          Филин.

     Одним из представителей фауны является филин. Он живёт дольше многих птиц, порой до 70 лет. Наверное, поэтому его считают мудрецом. Глаза у него как два больших фонаря. За острое зрение и тонкий слух  филина нередко называют пернатой кошкой.

О ком говорится в тексте!

Что нового вы узнали об этой птице?

Почему филина называют пернатой птицей?

Сколько слов с буквой Ф встретилось в тексте?

 

 Прочитайте текст.

                                                             Пираньи.

        Пираньи – небольшие в длину хищные рыбки. Они населяют реки и озёра Америки. Эти рыбки очень прожорливы. Пасть хищниц с выступающей нижней челюстью очень похожа на бульдожью. Своими зубами пиранья может легко перекусить палку или палец. Хищницы нападают на любое живое существо. Только бы оно оказалось близко от них. Стая пираний способна за несколько минут съесть быка. Животное  размером с крупную собаку будет съедено за минуту. А ведь средняя длина рыбок – тридцать сантиметров.

      Назовите слова с разделительным мягким знаком.

      Назовите слова с разделительным твёрдым знаком.

      Задайте по тексту свои вопросы.

  Из данных предложений составьте текст. Для этого необходимо предложения поменять местами так, чтобы первые слова предложения шли в алфавитном порядке. ( пронумеруйте предложения).

    Зверь часами поджидает добычу.

    Барс живёт высоко в горах.

    Козлы, бараны, мыши – всё идёт в ход.

    Молоко у барсов жирное.

    Людей он не трогает.

    Сосут его котята и не замерзают.

    Оно в пять раз жирнее молока коровы.

    Шерсть она вырывает у себя на животе.

    Утепляется логово шерстью самки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте

В материале представлены дидактические игры по обучению грамоте для интерактивной доски....

Дидактический материал по обучению грамоте (карточки)

Карточки  необходимы для индивидуальной, диффекенцированной работы на уроке обучения грамоте (1 класс)....

Дидактический материал по обучению грамоте

Дидактический материал предназначен для занятий по обучению грамоте. Материал представляет собой индивидуальные карточки "Читальный зал"...

Презентация на тему:"Дидактические игры по обучению грамоте"

Дидактические игры по обучению грамоте по УМК "Перспектива" для 1 класса даны в презентации, могут использованы на интерактивных досках, игры направлены на закрепление изученного материала по темам: "...

Дидактический материал. 1 класс. Грамота

   Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей....

Дидактический материал по обучению грамоте.

Задания  для 1 класса в период обучения грамоте....

Доклад "Дидактический материал по обучению грамоте".

Работа участника региональной дистанционной педагогической конференции "Дети разные, права на образование равные"(сопровождение детей с ОВЗ в ДОО и школе)....