Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская выразительного чтения"
рабочая программа по чтению

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы

Скачать:


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА

  СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____     _______________

подпись                               Ф.И.О. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мастерская выразительного чтения»

по _____________________________________________________

2  г

Класс   ____________________________________________________________

Хоткевич  Ольга Петровна

Учитель _______________________________________________________________

первая

Категория______________________________________________________________

2019– 2020  учебный  год

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Личностными результатами изучения курса « Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

 - использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

 - отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПО ГОДАМ

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая    программа   составлена в соответствии с ФГОС НОО.

 На основе:

1) Примерной основной образовательной программы (начальная школа).

2) Федеральный закон «Об образовании РФ»;

3) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении Сан ПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4) Примерной программы по выразительному чтению.

5) Основной  образовательной программы начального общего образования МКОУ УСОШ № 1.

6)   Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».

Курс введен в формирующую часть образовательного процесса, в рамках общеинтеллектуального направления.

   Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

     Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.

 Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

     Задачи:

• Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;

• приобщение к ценностям культуры;

• развитие творчества и интереса к познанию;

• формирование здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к семейным ценностям.

   Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:

• художественно-эстетический принцип;

• принцип интеграции;

• принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

• принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

   Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

   Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Мастерская выразительного чтения»

2 класс (34 часа)

Давай познакомимся.

Кто такой « Мастер слова»

Прогнозировать содержание раздела;

Прислушивайся к окружающим звукам и словам

Учись слышать и слушать.

Планировать работу с произведением на уроке.

Учись настраивать голос.

Развивай силу голоса.

Учись понижать и повышать свой голос.

Учись правильно произносить скороговорки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу; участвовать в коллективном проекте; работать в паре и группе;

читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

Соблюдай культуру речи.

Учись читать внимательно.

Учись читать выразительно.

Учись читать громко и тихо.

Учись правильно ставить знаки в конце предложения.

Учись знаки изображать жестами.

Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;  находить слова, которые помогают представить героя произведений; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; работать в паре и группе; контролировать себя в процессе чтения.

Учись читать с разной интонацией.

Учись определять разную интонацию.

Учись выразительно обращаться.

Учись выразительно читать о природе.

Учись выразительно читать по ролям.

Учись выразительно читать рассказы.

Учись выразительно читать и напевать песенки.

Работать в паре и группе; читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; воспринимать на слух художественные произведения.

Подведём итоги

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

3 класс (34 часа)

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!

Книга- лучший друг.

Школьный театр С. Ильин «Две книжки»

Чтение-лучшее учение.

Читать хорошо – это трудно и легко!

Читать хорошо – это трудно и легко!        

Пословицы и поговорки

Чтение- разговор с писателем.

Идея текста, тема

Учись технике выразительного чтения

Что такое техника выразительного чтения?

Главные качества голоса.

 Конкурс чтецов.

Обрати внимание на знаки препинания .

Пунктуация.

Инсценировка М. Стоянов «Разговор красок»

Всё о знаках препинания.

Школьный  театр С.Маршак «Знаки препинания».

Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения.

Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения

Работа с текстом. Сжатие текста

Деление текста на части. Пересказ

Риторика-наука о красноречии        

Учись исполнять голосом знаки препинания.

Учись исполнять голосом знаки препинания

Работа с текстом. Анализ текста.

Школьный театр «Спор про вежливость».

Конкурс чтецов

Инсценировка сказки Б. Шергина

Слушай и рассуждай, выразительно читай.

Учись понимать художественный текст

Конкурс чтецов.

Подведём итоги

Обобщение изученного.

4 класс (34 часа)

Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!

Книга и чтение

Текст и слово.

Автор и читатель.

Герой.

Аннотация.

Стихотворение.

Рассказ.

Песенка

Цитата-высказывание.

Учимся технике выразительного чтения!

Звуки речи.

Звукопись.

Логические ударения.

Словесное ударение.

Корень слова.

Интонация.

Воображение.

Учимся анализировать тексты и выразительно их читать!

Анализ.

План.

Тема.

Идея.

Папа, мама, я - выразительно читает вся семья!

Поэтический текст.

Рассказ. Басня.

Глаголы мыслительной деятельности.

Предание.

Семейное чтение.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный материал  курса  «Мастерская выразительного чтения» изучается в  2, 3, 4 классах

  по 1 часу в неделюв течение всего учебного года.

34 часа в год. Всего 102 часа.

       

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

2 класс    2012– 2013

1

34

34

3 класс    2013 – 2014

1

34

34

4 класс    2014 – 2015

1

34

34

Итого

102

 Формой занятий по выразительному чтению обучающихся является специально выделенный  урок из программного курса литературного чтения. Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся начальной школы.

Участники программы: дети 8-10 лет.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 КЛАСС  (34часа)

№ темы

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Давай познакомимся.

1

Прогнозировать содержание раздела.

2

Прислушивайся к окружающим звукам и словам

1

Планировать работу с произведением на уроке.

3

Учись настраивать голос.

6

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу; участвовать в коллективном проекте; работать в паре и группе;

читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

4

Соблюдай культуру речи.

14

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;  находить слова, которые помогают представить героя произведений; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; работать в паре и группе; контролировать себя в процессе чтения.

5

Учись читать с разной интонацией.

11

Работать в паре и группе; читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; воспринимать на слух художественные произведения.

6

Подведём итоги

1

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС  (34часа)

№ темы

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Как хорошо уметь читать

4

-прогнозировать содержание раздела.

-планировать работу с произведением на уроке.

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; работать в паре и группе;

2

Читать хорошо – это трудно и легко!

4

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-читать с выражением, опираясь на ритм произведения;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

3

Учись технике выразительного чтения

3

находить слова, которые помогают представить героя произведений

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения;

4

Обрати внимание на знаки препинания

4

-планировать работу с произведением на уроке;

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

5

Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения

6

 -анализируют, проверяют выполнение всех этапов подготовки инсценирования; делают вывод, что задача урока решена.

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

6

Учись исполнять голосом знаки препинания

7

-умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

-планировать работу с произведением на уроке;

7

Слушай и рассуждай, выразительно читай

2

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения;

8

Подведём итоги

1

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 КЛАСС  (34часа)

№ темы

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник

9

-прогнозировать содержание раздела.

-планировать работу с произведением на уроке.

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; работать в паре и группе;

2

Учимся технике выразительного чтения!

7

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-читать с выражением, опираясь на ритм произведения;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

3

Учимся анализировать тексты и выразительно их читать!

6

находить слова, которые помогают представить героя произведений

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения;

4

Папа, мама, я-выразительно читает вся семья!

7

-планировать работу с произведением на уроке;

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

5

Прочитай выразительно…додумай. Поразмышляй!

2

 -анализируют, проверяют выполнение всех этапов подготовки инсценирования; делают вывод, что задача урока решена.

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

6

Прочитай выразительно о философии для детей в сказках и рассказах!

2

-умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

-планировать работу с произведением на уроке;

7

Подведём итоги

1

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения;

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Итого:

34