Конспект урока по литературе "И в шутку, и в серьез", 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кочеткова Анастасия Олеговна

В данном документе представлен конспект по литературе, 2 класс, УМК: "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_v_shutku_i_v_serez.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2  

УМК: «Школа России»

Тема: Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьёз».

Планируемый результат:

Личностный: Проявляют любовь к литературному чтению; развитие интереса к чтению, самостоятельности.

Метапредметный: умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя; обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; демонстрируют умение выразительно читать.

Предметный: демонстрируют знания о юмористических произведениях детских писателей и поэтов, характеризуют героев произведения пройденного раздела «И в шутку и всерьёз».

Цель: развитие интереса и любви к чтению в процессе обобщения знаний по пройденному разделу «И в шутку и всерьёз».

Воспитательная: Воспитывать любовь к литературному чтению; воспитывать самостоятельность, интерес к чтению.

Развивающая: развивать навык умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя

 личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точновыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Образовательная:  обучающиеся знают юмористические произведения детских писателей и поэтов, характеризуют героев произведения пройденного раздела «И в шутку и всерьёз».

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма;
  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип деятельности;
  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип научности.

Принципы развития речи:

  • принцип обучения активной языковой практики;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип семантизации лексики (толкование слов)

Методы обучения и воспитания  

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:
  • Педагогическое требование;
  • Создание ситуации успеха.
  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
  • Поощрение.

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесные: чтение, беседа, объяснение;
  • Наглядные: демонстрация, иллюстрация (портрет);
  • Практические: упражнение.
  1. По дидактическим целям:
  • Метод проверки и оценки знаний.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная;

Тип урока: урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем (6 мин.)
  3. Комплексное применение и систематизация знаний (23 мин.)
  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности (6 мин.)
  5. Информация о домашнем задании (1 мин.)
  6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

Эскиз доски:

29 апреля.

Классная работа.

Ход урока

Этапы урока, задачи

 работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Методы соц. опыта детей: педагогическое требование.

-Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Я рада вас всех видеть. Присаживайтесь.

-Проверим готовность к уроку. На партах у вас лежит дневник, учебник, пенал и тетрадь.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определение проблемы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение и порицание.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение, беседа.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение.

Метод взаимной проверки.

-Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Дома вам нужно было подготовить пересказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

-Кто хочет ответить? (обучающиеся сигнализируют)

-Молодцы. Вы умеете пересказывать тексты.

-Какой раздел вы сейчас изучали? («И в штуку, и в серьез»)

-Верно. С какими авторами вы познакомились, изучая данный раздел? (В. Драгунский, Б Заходер, Э.Успенский, В. Берестов, И. Токмакова, Г. Остер)

-Вспомним с вами биографию авторов. Что вы можете сказать о В. Другунском

Б Заходер

Э Успенский

В Берестов

И Токмакова

Г Остер

- Сегодня на уроке мы вспомним все произведения, которые читали в этом разделе. Поиграем в интересные игры, которые нам помогут в этом. Вспомним, какие произведения мы прочитали, авторов этих произведений в разделе «И в шутку и всерьёз».

-Какую цель мы поставим перед собой на урок? (вспомнить произведения раздела «И в шутку, и в серьез»)

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  1. Комплексное применение и систематизация знаний

Задача:  решение и выполнение заданий на систематизацию знаний по пройденной теме

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация.

По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично-поисковые.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

 Первая наша игра называется «Узнай рассказ».

-Сейчас к доске выйдут от каждого ряда по одному человеку. Я вам раздам тексты. Ваша задача прочитать вслух текст и назвать автора и название произведения. Поднимите руку те, кому непонятно задание? (обучающиеся сигнализируют)

а) Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. («Чебурашка» Э. Успенский)

б) Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. («Будем знакомы» Г.Остер)

в) А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! («Тайное становится явным» В. Драгунский)

-А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

-Я вам прочитаю стихотворение. Ваша задача заключается в том, что вам нужно вставить пропущенное слово.

а) Ложка – это ложка,

     Ложкой суп… (едят).

    Кошка – это кошка,

    У кошки семь… (котят).

    Тряпка – это тряпка,

    Тряпкой вытру… (стол).

    Шапка – это шапка,

    Оделся и… (пошел).

    А я придумал слово,

    Смешное слово… (плим).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (И. Токмакова «Плим»)

б) Над бумажным над листом

    Машет кисточка… (хвостом).

    И не просто машет,

    А бумагу мажет.

    Красит в разные цвета.

    Ух, какая… (красота).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (В Берестов «Кисточка»)

в) Возьмем с собой сушеных груш

    И двинемся в лесную… (глушь)

     Одни – в далекий путь.

     Я у Старкова за спиной,

     Спешит Красильников за мной –

     Назад не… (повернуть).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (В Берестов «Путешественнки»)

г) Над нашей квартирой

     Собака живет.

     Лает собака и спать не дает.

     Спать не дает… (нам).

     А над собакою

     Кошка живет.

     Мяукает кошка

     И спать не дает…(собаке).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (Э Успенский «Над нашей квартирой»)

е) Я не зря себя хвалю,

     Всем и всюду говорю,

     Что любое предложенье

     Прямо сразу… (повторю).

     Ехал Ваня на коне,

     Вел собачку на ремне,

     А старушка в это время

     Мыла кактус на…(окне).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (Э Успенский «Память»)

ж) Если был бы я девчонкой,

      Я бы время не… (терял)!

      Я б на улице не прыгал,

      Я б рубашки… (постирал),

      Я бы вымыл в кухне пол,

      Я бы в комнате… (подмел).

-Кто написал это стихотворение? Как называется стихотворение? (Э Успенский «Если был бы я девчонкой»)

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме.

  1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Задача: проверка и оценка имеющихся знаний обучающихся.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение; практические: упражнения.

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Методы контроля и самоконтроля.

- Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал с прошлых уроков и этого урока, предлагаю выполнить задание.

-  Задания заключаются в выборе ответа.  На выполнение 7 минут. Кому не понятно, поднимите руки?

1.Найди ошибки в названиях рассказов и стихотворений. Запиши правильный вариант.

1) «Что прекрасней всего?» ______________________________________________

2) «Товарищам взрослым» ______________________________________________

3) «Будем дружить» ____________________________________________________

4) «Косточка» _________________________________________________________

5) «Тайное становится ясным» ___________________________________________

6) «Если был бы я мальчишкой» __________________________________________

2.Стрелкой соедини автора с его произведением. Допиши недостающих авторов.

Б. Заходер «Тайное становится явным»

Э. Успенский «Будем знакомы»

В. Берестов «Плим»

И. Токмакова «Память»

__________________ «Чебурашка»

__________________ «Песенка Винни-Пуха»

«Путешественники»

3.На каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один -лишний. Найди его и подчеркни.

1) Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.

2) Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросёнок.

3) Чебурашка, Чандр, Гена, Лена, Тобик, Шапокляк.

4) Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер.

5) Попугай, жираф, слон, мартышка, удав.

6)Собака, кошка, мышка, тучи, слёзы, гром, молния.

4.Закончи стихотворения, дописав нужные слова.

1) Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру ______________________

2) А я придумал слово,

Смешное слово - ___________________

3) Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу _____________________

4) Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на _____________________

5) Если был бы я девчонкой,

Я бы время не _____________________

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки ______________________

-Сдаем работы.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные УУД: общеучебные: структурирование знаний.

  1. Информация о домашнем задании

Задача: инструктировать обучающихся по выполнению домашнего задания.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение.

Открываем дневники и записываем д/з. Подготовить выразительное чтение произведения.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задача: самооценка результатов деятельности.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

- Наш урок подходит к концу, в течение урока какие задания вызвали у вас трудности?

- А что нового узнали?

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Урок закончен. До свидания!

Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Н. Сладков "Апрельские шутки"

    В рамках модернизации российского образования перед школой стоят новые приоритетные цели. Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, д...

Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...

Конспект урока по литературе - КВАРТЕТ И.А.Крылов, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему КВАРТЕТ И.А.Крылов для 3 класса...

Конспект урока по литературе Обобщение знаний "И в шутку и всерьёз" 2 класс (УМК "Школа России")

   Цели деятельности учителя: общение и систематизирование знаний  учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».           Планируемые резу...

Конспект урока по литературе Г.Остер "Будем знакомы" 2 класс (УМК "Школа России")

   Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве Г. Остера; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведениями «Будем        ...

Конспект урока по литературному чтению «Шутки-дело серьёзные» 1 класс

Конспект урока по литературному слушанию "Шутки - дело серьёзное" 1 класс....

Конспект урока по литературе "Николай Николаевич Носов. «Затейники»" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературе  "Николай Николаевич Носов.  «Затейники»" 2 класс...