Статья на тему: "Специфика народной сказки на уроках чтения в начальной школе".
статья по чтению (2 класс)

Максимова Юлия Александровна

Заметно усилившийся в обществе в последние годы интерес к народной традиционной культуре, к проблемам национального самоопределения отразился в практике вузовского и школьного преподавания. В школе, помимо произведений русской литературы, изучаются произведения устного народного творчества: сказки, былины, пословицы, поговорки и загадки. Эти фольклорные жанры отражают специфику национального сознания, сохраняют особенности русского народного быта и образа мыслей и, что особенно ценно для школы, обладают огромным воспитательным потенциалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Под фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

 Воспитание сказкой предполагает не только вербальное воздействие на личность сказочным содержанием, но и игру в сказку, в которой сочетается драматическое, изобразительное, музыкальное и поэтическое творчество учащихся.

Народные сказки, как и игры, является неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка, их речь не только интересна, но и проста для детского понимания и восприятия. Ведь до некоторого возрастного периода детям трудно дается логическое мышление, зато сказка не требует сложных логических размышлений. Волшебное повествование не содержит прямой установки к действию, и изложенная в ней жизненно важная информация воспринимается ребенком ненавязчиво, что является важным аспектом, ведь дети, как правило, не воспринимают прямых поучений, делая наперекор родительским установкам. К тому же, народные сказки – это определенный багаж норм и морали, который собирался по крупицам годами и передавался от поколения к поколению.

На сегодняшний день в образовательной работе школы довольно остро стоит задача возрождения народных культур искусства, сохранении устного народного творчества, что можно реализовать при помощи художественно-эстетического образования школьников. В то же время исследование традиционных культур наиболее благоприятствует настоящему культурному и эстетическому развитию общества, в частности это очень действенно при использовании в педагогической работе для развития учащихся. Устное народное творчество является порожденным народной культурой искусством устных обычаев.

К тому же, народному миропониманию свойственна уверенность в том, что прошлое несет в себе вечные ценности, которые наполняют собой обыденность, повседневный быт: обряд, песня, сказка, взаимоотношение человека с природой и с самим собой, представления о таких понятиях как добро и зло, прекрасное и безобразное.

Таким образом, для воспитания эстетического и нравственного характера необходимы народные сказки, народное поэтическое творчество, исторические и былинные песни, хороводные и плясовые, обрядовые, лирические и иные произведения фольклора, которые несут собой эстетические и нравственные ценности народа.

Знаменитый Костюхин Е.А. в своем труде «Лекции по русскому фольклору» приводит следующее пояснение термину «фольклор, которое было принято в международной практике примерно век тому назад и позже стало использоваться в отечественной науке. Фольклор в переводе с английского значит «народ и мудрость» [11, с. 6].

Отдельные государства под понятием фольклора подразумевают всю культуру народа, начиная одеждой и национальной кухней и заканчивая колыбельной песней. В нашем государстве под термином фольклора понимают, как правило, понятие устного народного творчества, другими словами – устный язык в качестве совокупности текста. Однако и в нашей стране появляется установка на расширение понятий о русском народном творчестве, в котором рекомендуется подразумевать не только исключительно художественное творчество народа (словесность, музыка, танцы, драмы, прикладное искусство), но и все виды народного обычая.

Несмотря на то, что в народных сказках творчество реализовывается конкретными людьми, тем не менее они ставят себя в качестве индивидуальных авторов, с особым восприятием мира. Здесь творчество свободно от отдельного человека, особенностей его личности. В РУНТе не существует авторов, не зависящих от иных. Устный вид изучения и распространения произведений способствует их изменчивости. Не существовало двух абсолютно идентичных произведений, даже при исполнении их одним и тем же автором. Произведения в устном виде характеризовались подвижной, вариантной природой.  Н.И. Кравцов выделял в ряду важных особенностей фольклора – изменяемость, что приводит к созданию вариантов [12, с. 4].

Вариант (от латинского variantis – меняющийся) – это всякое единожды реализованное выступление с фольклорным произведением, в том числе его вид зафиксированный. Каждый вариант отличается от остальных, которые были рассказаны либо спеты в различные периоды, в разных местах, исполнителями разных наций. Аникин отмечал в своей книге «Русский фольклор», что «каждый человек может изменить услышанное, чем-то дополнить его» [5, с. 8].

В устной традиции нет и не может быть «правильных» и «неправильных» вариантов – они равноправны. Хотя могут быть как высокого, так и низкого художественного качества, развернутыми или сжатыми и т.д. Но «передается от лица к лицу только то, что интересно всем». Устными народными обычаями старались сберечь то, что казалось самым значимым и ценным. Традицией сохранялось изменение текста в определенных рамках. Для каждого варианта фольклорных произведений значимым является то, что становится общим, повторяющимся, и вторичными являются их отличия друг от друга. Если варьирование заходит далеко, то рождается уже не вариант, а новая версия (лат. versare «видоизменять»).

«Варианты представляют одно и то же содержание и форму полно и неполно, в красочных или бедных подробностях, но реализующие общий идейный замысел» [6, с. 56].  

Устное народное творчество имеет немало особенностей, отличающих его от литературы. Практически все исследователи народной сказки выделяют вариативность как одну из его специфических черт. Однако В.П. Аникин отмечал, что «вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведений. Эта особенность становиться признаком, существенно отличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, что это результат совместного творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой истории какого–либо произведения» [1, с. 91].

Изучению характерных черт народных сказок как особенного и независимого жанра много сил и времени посвятил А.И. Никифоров. В трудах, которые были посвящены общим задачам сказочного жанра, Никифоров выделял, что наиболее верно стоит говорить не столь о сказочном отдельном жанре (таком как кумулятивные либо животные сказки), сколь о целых группах сказок. Исследователь выделил две группы сказок: «натуральные» либо «естественные», и «пародийные, т.е. пародии на натуральную сказку» [17, с. 29].».  Рассмотрим их подробнее.

К первой группе жанров относится сказка драматического характера, то есть те, которые включают в себя элемент театральности (например, «Колобок», «Теремок» и другие), сказка только кумулятивная, то есть сказка с нарастающими элементами (например, «Коза с орехами», «Петушок подавился» и другие), сказка «игровая» (например, «Сорока-белобока») и «басенная» сказка, то есть те, в которых преобладают животные персонажи и нравоучительные содержания [17, с. 29].

Е.А. Костюхин тоже выделял проблемы отделения сказок о животных в качестве отдельного жанра. Он считал, что животный эпос помимо сказок комического содержания вмещает в себя и своего рода «волшебную» животную сказку (например, «Волк и козлята»), ещё «новеллистическую» животную сказку (например, «Благодарные животные и неблагодарный человек»), «озорную» сказку (например, «Озорной пахарь»), анекдот (волк уносит козла, коза спрашивает, скоро ли тот вернется, козел отвечает, что не знает, но обед на него можно не готовить) [11, с. 6].

Свою классификацию русских народных сказок предлагает В.Я. Пропп: волшебные, кумулятивные, о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые или новеллистические, небылицы, докучные сказки [18, с. 13]. Изучение народных суеверных рассказов и элементов мифологических представлений в других жанрах фольклора действительно имеет существенное значение для этнографов и историков. Фольклористы, изучая генезис ряда жанров, анализируя происхождение многих популярных образов фольклора, таких, как Баба-яга, Кощей бессмертный, Морозко, не могут не учитывать народных верований, лежащих в их основе.

Ю.М. Соколов писал: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». Брат ученого, профессор –  Б. М. Соколов, тоже считал, что сказкой следует называть «всякий устный рассказ». Оба исследователя утверждали, что сказки включают в себя «целый ряд особых жанров и видов» и что каждый из них можно рассматривать «особо» [19, с. 12].

По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, в народной сказке отображаются такие нравственные ценности народа, как: доброта, жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание, как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Главной функцией сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, по мнению самого писателя, является сатирическая направленность, которая свойственна и народным сказкам и может быть выражена в использовании народного языка –   просторечий и разговорной речи, а также фразеологических конструкций, в том числе пословиц и поговорок, традиционных сказочных приемов.

Можно сделать выводы о том, что русская народная сказка имеет такие характерные черты:

− имеющиеся сказочные формулы (например, зачины: «Жили-были.»; срединные формулы: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; концовка: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»);

− имеющиеся «общие» места (например, когда Иван-Царевич приходит к Бабе-Яге);

− шаблонное портретное описание (например, «Баба-Яга - костяная нога»);

− имеющиеся общефольклорные эпитеты. (например, «красна девица», «добрый молодец») [4, с. 3].

Сказка – один из основных жанров народного творчества, эпическое, повествовательное, сюжетное, художественное произведение устного происхождения.

В основе сказки – увлекательный рассказ о вымышленных событиях и явлениях, которые воспринимаются и переживаются как реальные. Сказки известны с древнейших времен у всех народов мира. Родственные с другими фольклорно-эпическими жанрами – сказаниям, легендами, преданиями, эпическими песнями, – сказки не связаны непосредственно с мифологическими представлениями, а также историческими лицами и событиями. Для них характерны традиционность структуры и композиционных элементов (зачин, основная часть, концовка), контрастное группировки действующих лиц, отсутствие развернутых описаний природы и быта. Сюжет сказки много эпизодный, с драматическим развитием событий, сосредоточенным действием героя и счастливым концом.

Сказка как жанр устного народного творчества является неисчерпаемым источником народной образности, символики, поэтики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» «Начальная школа XXI века» 1 класс

ПРОЕКТ   УРОКА Литературное слушание 1 класс Тема. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Программа УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

Аудио сказки для прослушивания на уроках чтения в начальной школе

Аудио сказки для прослушивания на уроках чтения в начальной школе...

Статья "Продуктивные задания при решении задач на уроках математики в начальной школе".

Для формирования УУД, достижения метапредметных результатов необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно- предоставить учащимся возможность самостоятельно приобрет...

Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе

В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...