Чтение с увлечением
рабочая программа по чтению

Грибанова Оксана Павловна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Скачать:


Предварительный просмотр:

логотип

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33

__________________________________________________________

«Рассмотрено  на заседании методического объединения»

                             

«Согласовано   с Методическим советом гимназии»

                             

«Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

 

Рабочая программа

по __внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»_

для  1 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                              2018 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа кружка «Чтение с увлечением» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Чтение с увлечением. По дорогам сказок», авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.

        Одной из главных задач реформы общеобразовательной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроками - основной формой учебного процесса, в начальных классах школ всё большее значение приобретает внеурочная работа.

        Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общекультурного направления и рассчитан на детей 6 - 7 лет.

Общая характеристика внеурочного занятия.

           Программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью средств устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

          Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что данный курс «Чтение с увлечением. По дорогам сказок» способствует формированию читательской компетентности первоклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность

Планируемые результаты изучения внеурочного занятия

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения устного народного творчества;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные  результаты

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»:

Обучающиеся получат возможность:

  • закрепить умение работать с книгой;
  • закрепить умение работать с текстом;
  • проявить интерес к книге;
  • расширить читательский кругозор;
  • заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитиии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

  • составлять из букв и слогов слова;
  • использовать буквы слова для того, чтобы составлять новые слова;
  • убирать лишние буквы, чтобы получились слова; определять количество слогов в слове;
  • переставлять буквы в словах для получения новых слов;
  • различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»,
  • различать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
  • находить слова, отвечающие на вопросы «что делает?»;
  • восстанавливать слова путём добавления букв;
  • изменять букву, чтобы получилось новое слово;
  • понимать содержание сказки; отвечать на вопросы по содержанию сказки;
  • подбирать другой заголовок к сказке;
  • определять последовательность событий в сказке с использованием рисунков;
  • пересказывать сказки с использованием картинок;
  • восстанавливать порядок предложений в соответствии с текстом;
  • расставлять вопросы к сказке в соответствии с текстом;
  • составлять из слов предложения; восстанавливать текст сказки;
  • находить соответствие между отрывком из сказки и сюжетной картинкой;
  • определять значения слов; соединять слова с их значениями;
  • определять смысл пословиц;
  • отличать положительные и отрицательные качества героев сказки;
  • анализировать поступки героев сказок и делать вывод о том, как не попасть в трудные ситуации;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • распутывать путаницы и читать полученные слова и предложения;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • последовательно рассуждать, доказывать;
  • контролировать свою деятельность; оценивать свою работу на занятии.

        В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное обогащение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о доброте, дружбе, о том, как вести себя в обществе, о жадности, об отношении друг к другу.  Влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности будет производить стойкий воспитательный эффект.

        На занятиях используются следующие формы контроля:

  • текущий - позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;
  • итоговый - представлен в виде заданий на итоговом занятии;
  • самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

Материально - технические средства для реализации программы

  1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По дорогам к сказок». 1 класс.
  2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением.

 Содержание внеурочного занятия (33 часа)

Русская народная сказка «Колобок».

  • Знакомиться с курсом. Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовать, где необходимо, героя сказки, раскрашивать полученные картинки.
  • Определять последовательность действий в сказке; составлять из букв название сказки; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать героя и раскрашивать картинки.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям.

Русская народная сказка «Репка».

  • Вспомнить содержание сказки; отгадывать загадки об овощах; самим определять тему занятия на основе загадок; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; составлять из букв название сказки; рассуждать и называть пословицы, которые соответствуют идейному содержанию сказки; оценивать поступки героев; отвечать на вопросы по содержанию сказки; находить в группе лишний предмет; определять последовательность появления героев в сказке; раскрашивать героев сказки и самим рисовать репку.
  • Составлять из букв название сказки; определять последовательность событий в сказке; находить рисунок с лишним героем; выбирать пословицы, отвечающие идейному содержанию произведения; отгадывать загадки; раскрашивать картинки героев сказки и самим рисовать репку.
  • Рассуждать о коллективизме, семье.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

  • Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; называть предметы, которые встречаются в сказке; определять последовательность событий и рассказывать отрывок из сказки, который не изображён на картинках; давать характеристику лисе и журавлю по опорным словам; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать полученные картинки.
  • Определять последовательность действий в сказке; объяснять значение непонятных слов; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; характеризовать героев сказки; дорисовывать предмет и раскрашивать картинки.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать об ответственности за свои слова и поступки.

Русская народная сказка «Теремок».

  • Вспомнить содержание сказки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; соединять карточки, чтобы получились имена героев сказки; составлять из букв слова «теремок», новые слова; вычёркивать лишние буквы, чтобы получились слова; определять, соответствует ли пословицы идейному содержанию произведения; отгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке.
  • вычёркивать лишние буквы, чтобы получились слова; восстанавливать имена героев сказки; составлять из букв одного слова новые слова; определять, соответствует ли пословица идейному содержанию произведения; оценивать поступки героев и определять их качества; отгадывать загадки; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Рассуждать о доброжелательности, дружелюбии и гостеприимстве.

Русская народная сказка «Рукавичка».

  • Отгадывать загадки; называть сказки, в которых героями были медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка; называть имена героев сказки; называть глаголы, обозначающие движение героев сказки; давать характеристику героям по опорным словам; объяснять значение пословицы; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок; выполнять коллективно рисунок.
  • Называть правильно имена героев сказки; выделять слова, обозначающие движение; называть качества героев сказки; составлять из букв названия животных.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о доброжелательности и гостеприимстве.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

  • Знакомиться со сказкой; определять по отрывкам из сказок их название; самим определять тему занятия; определять значение незнакомых слов и выражений; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; образовывать новые слова с помощью перестановки букв; оценивать поступок героя и его качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Находить соответствие между предметом и его названием; восстанавливать последовательность событий в сказке и рассказывать сказку по сюжетным картинкам; образовывать новые слова с помощью перестановки букв; оценивать поступки героев и определять их качества; находить из предложенных вариантов отрывок из сказки, соответствующий рисунку; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Рассуждать о честности и чувстве справедливости.

Русская народная сказка «Лиса и кувшин».

  • Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять из слогов слова и записывать их; восстанавливать последовательность предложений сказки; составлять предложения с предложенными словами; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать картинку; отгадывать ребусы.
  • Собирать из слогов слова; расставлять предложения из сказки по порядку; оценивать поступки героев и определять их качества; составлять предложения с предложенными словами; выбирать пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать и раскрашивать рисунок к сказке.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о честности и справедливости.

Русская народная сказка «Журавль и цапля».

  • Знакомиться со сказкой; определять значение незнакомых слов и выражений; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; играть в игру «Да-нет»; находить и раскрашивать птиц, которые являются героями сказки; составлять из букв слова, а также получать новое слово с помощью замены буквы.
  • Находить среди рисунков те, которые относятся к сказке; определять с помощью учителя значения слов и выражений; оценивать поступки героев и определять их качества; составлять из букв слова, а также получать новое слово с помощью замены буквы.
  • Рассуждать о терпимости и умение жить в согласии.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

  • Отгадывать загадки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять значение трудных слов и выражений; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассказывать отрывок из сказки, который не изображён на картинках; давать характеристику героям по опорным словам; составлять из букв названия героев сказки; раскрашивать рисунок.
  • Соединять рисунки с названиями предметов; определять с помощью учителя значения слов; определять последовательность событий в сказке; рассказывать эпизоды из сказки; оценивать поступки героев и определять их качества.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о честности и справедливости.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

  • Знакомиться со сказкой; разгадывать загадки; определять тему занятия; выяснять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять значение незнакомых слов; оценивать поступки героев и определять их качества; анализировать содержание сказки по вопросам учителя; составлять слова из букв; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Определять последовательность сказки и воспроизводить её содержание на основе сюжетных картинок; оценивать поступки героев и определять их качества; определять поучительный смысл сказки; находить пословицу, соответствующую идейному содержанию сказки.
  • Рассуждать о стремлении заботиться друг о друге, помогать в трудную минуту.
  • Давать характеристику герою по опорным сказкам; называть героев сказки по опорным словам; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение старинных слов и выражений; называть детёнышей животных; называть героев сказки ласково; воспроизводить содержание сказки по опорным картинкам; рассказывать отрывок, который не изображён на картинках; давать характеристику героям сказки по опорным словам; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения.
  • Находить слова, которые называют героев сказки ласково; определять последовательность событий в сказке, рассказывать эпизод из сказки; оценивать поступки героев и давать им характеристику; разгадывать ребусы.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о смелости, умении помогать в трудной ситуации.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

  • Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; составлять из слогов слова; переставлять буквы в слове, чтобы получились слова; оценивать поступки героев и определять их качества; раскрашивать рисунок.
  • Составлять из слогов слова; составлять слова с помощью перестановки букв; находить отрывок из сказки, соответствующий рисунку; выбирать из предложенных правил те, которые соответствуют соблюдению личной безопасности.
  • Рассуждать о чувстве сопереживания, о добре и зле; вспомнить правила личной безопасности.

Русская народная сказка «Петушок и жерновцы».

  • Давать характеристику герою сказки; определять, в какой из книг может быть сказка; определять значение слова «энциклопедия»; объяснять значение трудных слов и выражений; определять порядок предложений по сюжету сказки; выбирать предложение, которое относится к рисунку; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; составлять из букв слова и вписывать их в предложение; разгадывать ребус; раскрашивать картинку.
  • Соединять рисунки с названиями и толкованием; определять порядок предложений в сказке; находить предложение, которое относится к картинке; выделять пословицы, относящиеся к сказке; расставлять буквы в правильном порядке для образования слова; оценивать поступки героев и давать им характеристику.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о доброте, о жадности.

Русская народная сказка «Три медведя».

  • Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; делать выводы на основе идейного понимания сказки; определять значения незнакомых слов; оценивать поступки героев; раскрашивать рисунок; составлять цепочку слов по аналогии; восстанавливать слова с помощью добавления пропущенных букв; составлять свой рассказ о том, что могли увидеть герои сказки в лесу на прогулке.
  • Находить подходящие буквы, чтобы получались слова; находить в словах спрятанные слова; определять значения слов; выбирать из предложенных выводов те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; описывать героев, оценивать их поступки; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Рассуждать о бережном отношении ко всему, умении вести себя в гостях.

Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок».

  • Определять сказку по иллюстрациям; воспроизводить порядок песенок лисы; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; объяснять значение старинных слов и выражений; давать характеристику герою; называть правила безопасного поведения, которые не выполнил петушок; разгадывать ребус и раскрашивать рисунок; составлять из букв названия животных из сказки.
  • Продолжать песенку лисы; определять последовательность предложений в тексте; определять значение слов; называть правила безопасного поведения, оценивать поступки героев и давать им характеристику; разгадывать ребус; составлять из букв названия животных из сказки.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о взаимовыручке, товариществе, о помощи в трудной ситуации.

Русская народная сказка «Лиса и волк».

  • Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять идейное содержание сказки и находить пословицы, соответствующие замыслу сказки; восстанавливать последовательность событий в сказке по сюжетным картинкам; рассказывать сказку по сюжетным картинкам; анализировать поступки героев и их качества; анализировать содержание сказки с помощью вопросов учителя; играть в игру «Ты согласен, что…»; составлять из букв слова; разгадывать ребусы и путаницы.
  • Составлять из букв слова; восстанавливать последовательность событий в сказке и рассказывать сказку по сюжетным картинкам; выбирать из предложенных пословиц те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; описывать героев, оценивать их поступки; разгадывать ребусы.
  • Рассуждать об отрицательном отношении к обману и хитрости.

Русская народная сказка «Жихарка».

  • Отгадывать загадки и называть героев сказки; объяснять значение имени «Жихарка»; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; докрашивать рисунки; давать характеристику героям сказки по опорным словам; объяснять поговорку, характеризующую героя сказки; разгадывать ребусы; составлять из букв слово.
  • Отвечать на вопросы по тексту сказки; определять порядок событий; называть слова, характеризующие героев сказки; составлять из букв слово; разгадывать ребусы.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о смелости, о справедливости.

Русская народная сказка «Медведь и лиса».

  • Вспомнить содержание сказки; определять тему занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки; работать с обложками книг; оценивать поступки героев и определять их положительные и отрицательные качества; строить предположения о сюжете сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; определять, какая сюжетная картинка соответствует отрывку из текста; находить слова с одинаковым количеством слогов; читать слова и составлять из них предложение; отгадывать загадки; раскрашивать рисунок.
  • Находить слова с одинаковым количеством слогов; устанавливать соответствие между сюжетными картинками и отрывками из текста; составлять из слов предложение; описывать героев, оценивать их поступки; отгадывать загадки; раскрашивать рисунок к сказке.
  • Рассуждать об отрицательном отношении к хитрости и обману.

Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума».

  • Объяснять название сказки; разгадывать загадки и объяснять значение слов-отгадок; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; соотносить слова, названия предметов, с картинками; выбирать сюжеты из сказки, которые относятся к картинкам; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в кроссворд.
  • Сопоставлять сюжеты сказки со словами, определяющими сюжет; выбирать сюжеты, которые соответствуют рисункам; называть пословицы, соответствующие сказке; заполнять ячейки кроссворда на основе разгадывания ребусов.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о справедливости.

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна».

  • Знакомиться с содержанием сказки; определять тему занятия по разгаданным словам в кроссворде; работать с обложками книг, определять героев сказки; объяснять значение непонятных слов и выражений; анализировать содержание сказки и поступки героев; ставить к словам вопросы «кто?» и «что?»; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по сюжетной картинке; находить верные ответы на вопросы; разгадывать ребусы.
  • Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?»; составлять из слов предложения; рассказывать отрывки из сказки по сюжетным картинкам; выбирать из предложенных ответов верные; описывать героев, оценивать их поступки; разгадывать ребусы.
  • Рассуждать о чувстве справедливости и честности.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

  • Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; восстанавливать последовательность событий по опорным картинкам; называть вежливые слова, которые встречаются в сказке, вписывать известные вежливые слова; называть слово по описанию и заполнять полученными словами кроссворд.
  • Отвечать на вопросы теста по содержанию сказки; определять последовательность событий по рисункам; называть вежливые слова, которые встречаются в сказке, дополнять записи своими словами; отгадывать кроссворд.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о сочувствии и помощи в трудной ситуации.

Русская народная сказка «Бычок - смоляной бочок».

  • Знакомиться с содержанием сказки; анализировать содержание и оценивать поступки героев; определять идейное содержание пословиц, находить те, которые соответствуют сказке; по обложке определять героев сказки; восстанавливать последовательность в сказке по сюжетным картинкам; ставить к словам вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; находить в словах первый слог; определять тему занятия по разгаданному ребусу; разгадывать загадки.
  • Различать слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; устанавливать соответствие между словами; определять, соответствует ли пословица идейному содержанию произведения; восстанавливать последовательность сказки по сюжетным картинкам; описывать героев, оценивать их поступки; составлять слова по первым слогам.
  • Рассуждать о справедливости, умении держать слово, выполнять обещанное.

Русская народная сказка «Маша и медведь».

  • Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; называть сказки, в которых действующее лицо - медведь; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; собирать из слогов слова по опорным картинкам; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке по опорным картинкам; давать характеристику герою; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; составлять слово по предложенному правилу и вписывать его в предложение; дорисовывать и раскрашивать картинку.
  • Составлять из слогов слова; определять последовательность событий в сказке; давать характеристику герою; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; называть зашифрованное слово.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о сообразительности и находчивости в трудных ситуациях.

Русская народная сказка «Мужик и медведь».

  • Знакомство со сказкой; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; ставить к словам вопрос «что делает?»; определять, какая картинка соответствует отрывку из сказки; объяснять значение слов; строить предположения по содержанию сказки; находить слова с одинаковым значением; разгадывать шифровку; распутывать путаницы и читать слова.
  • Находить среди слов те, которые отвечают на вопрос «что делает?»; устанавливать соответствие между сюжетными картинками и отрывками из текста; находить слова с одинаковым значением; описывать героев, оценивать их поступки; определять, соответствует ли пословица идейному содержанию произведения; выполнять задание занимательного характера.
  • Рассуждать о таких качествах, как смекалистость, находчивость в любых ситуациях.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

  • Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; объяснять, почему имена героев звучат ласково; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов и выражений; давать характеристику герою по опорным словам; рассуждать, почему Иванушка превратился в козлёночка; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; дорисовывать картинку и раскрашивать рисунок; составлять из букв слова и записывать их.
  • Отвечать на вопросы теста по содержанию сказки; заменять старинные слова современными; характеризовать героиню сказки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; дорисовывать и раскрашивать рисунок; составлять из букв слова.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о сочувствии и бережном отношении друг к другу.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

  • Знакомство со сказкой; определять смысл пословиц; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; оценивать поступки героев и их качества; отвечать на вопросы по содержанию сказки; дописывать пропущенные буквы, чтобы получились слова; составлять из слов предложение; рассказывать отрывок из сказки по рисунку; объяснять значения слов, находить слова с одинаковыми значениями; находить главную мысль в тексте; разгадывать кроссворд.
  • Восстанавливать слова с закрытыми буквами; устанавливать соответствие между именами героев; составлять из слов предложение; находить слова с одинаковыми значениями; оценивать поступки героев; определять, соответствуют ли пословицы идейному содержанию произведения.
  • Рассуждать о таких качествах человека, как уверенность в себе, смелость, отрицательное отношение к трусости.

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».

  • Определять название сказки; рассматривать обложки книг и называть героя сказки; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; объяснять значение трудных слов; составлять из слогов слова и записывать их; находить в отрывке из сказки родственные слова и записывать их; восстанавливать порядок предложений; давать характеристику герою по опорным словам; соединять поговорки с их значением; составлять слова из вторых слогов предложенных слов; дописывать буквы и читать полученное название.
  • Составлять из слогов слова; находить в отрывке из сказки родственные слова; восстанавливать порядок предложений; характеризовать главного героя сказки; соединять поговорки с их значением; составлять слова из вторых слогов слов в порядке следования, записывать их.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать об уважительном отношении к старшим.

Русская народная сказка «Морозко».

  • Знакомиться со сказкой; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; оценивать поступки героев и их качества; объяснять значение непонятных слов и выражений, встречающихся в сказке; дописывать слова в отрывок из сказки; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; определять поучительный смысл пословиц; отвечать на вопросы по содержанию сказки; разгадывать кроссворд; вспоминать и называть вежливые слова.
  • Восстанавливать отрывок из текста; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; давать характеристику героев и оценивать их поступки; находить пары пословиц с одинаковым поучительным смыслом; разгадывать кроссворд.
  • Рассуждать о доброжелательности, вежливости, трудолюбии, отрицательном отношении к злости и лени.

Русская народная сказка «Самое дорогое».

  • Определять по обложкам книг, в какой из них может быть напечатана предложенная сказка; воспроизводить и анализировать содержание сказки по вопросам учителя; отвечать на вопросы теста; объяснять значение трудных слов; восстанавливать последовательность событий в сказке с опорой на картинки; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать кроссворд.
  • Отвечать на вопросы теста по содержанию сказки; восстанавливать последовательность событий; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; разгадывать кроссворд.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о трудолюбии.

Русская народная сказка «Пастушья дудочка».

  • Знакомиться со сказкой; рассматривать обложки книг и называть героев сказки; определять тему занятия; объяснять значение трудных слов; дописывать слова в отрывок из сказки; составлять предложения из двух частей; анализировать содержание сказки и оценивать поступки героев; отвечать на вопросы учителя по содержанию сказки; по отрывку из сказки определять качество человека; разгадывать шифровку; находить в цепочке букв слова.
  • Восстанавливать отрывок из текста; соединять части предложений; давать характеристику героям и оценивать их поступки; определять качества героев, опираясь на текстовое описание; выполнять задания занимательного характера.
  • Рассуждать о жадности и честности.

Русская народная сказка «Белая уточка».

  • Рассматривать обложки книг и называть героев сказки; анализировать содержание сказки и отвечать на вопросы учителя; называть положительных и отрицательных героев сказки; находить в отрывке из текста повествовательное предложение, ставить вопросительный знак в конце вопросительного предложения; определять сюжет из сказки, который соответствует рисунку; соединять трудные выражения с их значениями; называть с опорой на слова, какими должны быть члены счастливой и дружной семьи; рассуждать и называть пословицы, которые относятся к сказке; разгадывать ребус; составлять из букв слово и дорисовывать предмет-отгадку на картинке; раскрашивать рисунок.
  • Определять повествовательное предложение; ставить знак препинания в конце предложения; дописывать слова из сказки; определять сюжет по рисунку; соединять выражения с их значениями; называть качества членов семьи; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; отгадывать ребус и дорисовывать героя сказки; собирать слово из букв.
  • Определять, чему учит сказка. Рассуждать о дружбе и любви к близким.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

  • Знакомиться со сказкой; анализировать содержание сказки, определять положительных и отрицательных героев; предполагать название темы занятия; объяснять значение трудных слов; отвечать на вопросы по содержанию; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; объяснять смысл пословиц, находить те, которые соответствуют идейному содержанию произведения; восстанавливать слова по заданным буквам; разгадывать путаницу.
  • Называть имена героев, характеризовать их качества и давать оценку поступкам; определять последовательность вопросов в соответствии с развитием событий в сказке; передавать идейное содержание пословицы; вписывать пропущенные буквы, чтобы получились слова.
  • Рассуждать о доброте, трудолюбии, понимании того, что добро побеждает зло.

Итоговое занятие.

  • Вспомнить название сказок; называть, чему учат сказки; вспомнить содержание сказок и отвечать на вопросы теста; с опорой на обложки книг называть сказки и вписывать название на обложку; классифицировать пословицы и закрашивать рамки с пословицами в заданные цвета; разгадывать ребусы и определять название сказки; разгадывать кроссворд, вписывая ответы на вопросы.
  • Отвечать на вопросы теста по содержанию сказок; восстанавливать название сказок по обложкам; определять идейное содержание пословиц; находить пословицы с одинаковым смыслом; разгадывать ребусы и кроссворд.
  • Называть, чему учат сказки; заполнять лист самооценивания


Календарно-тематическое планирование по внеурочному занятию «Чтение с увлечением». 1класс.  УМК 21 век

Тема урока

Количество часов

1

1 четверть

Русская народная сказка «Колобок»

1

2

Русская народная сказка «Репка»

1

3

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

4

         Русская народная сказка «Теремок»

1

5

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

6

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

7

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

1

8

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

1

9

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

1

10

2четверть

Русская народная сказка «Петушок бобровое зернышко»

1

11

    Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

1

12

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

13

Русская народная сказка «Петушок и жерновцы»

1

14

Русская народная сказка «Три медведя»

1

15

Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

1

16

3 четверть

Русская народная сказка « Лиса и волк»

1

17

Русская народная сказка «Жихарка»

1

18

Русская народная сказка «Медведь и лиса»

1

19

Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума»

1

20

Русская народная сказка «Несмеяна-царевна»

1

21

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

22

Русская народная сказка «Бычок-смоляной бочок»

1

23

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

24

 Русская народная сказка «Мужик и медведь»

1

25

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

26

4 четверть

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

27

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

1

28

Русская народная сказка «Морозко»

1

29

Русская народная сказка «Самое дорогое»

1

30

Русская народная сказка «Пастушья дудочка»

1

31

Русская народная сказка «Белая уточка»

1

32

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

33

  1.         Итоговое занятие

1



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для 2 класса разработана в соответствии –с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), - ООП НОО МАОУ гимназии №33 и составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы.» Буряк М.В., Карышева Е.Н. М., Планета, 2016.

Содержание учебного предмета

Программа представляет собой интеграцию предметов Литературное чтение, окружающий мир и Русский язык (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Особенностями построения программы является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная деятельность,
  • Игровая деятельность,
  • Художественно-эстетическая деятельность.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника:

Рассказы и сказки В. Бианки (6ч)

Рассказы и сказки Н.Сладкова (7ч)

Рассказы и сказки Е.Чарушина (5ч)

Рассказы М.Пришвина (4ч)

Рассказы и сказки Э.Шима (5ч)

Рассказы и сказки Г.Скребицкого (6ч)

Итоговое занятие (1ч)

                                                      Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • Воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувст на основе опыта чтения и слушания  произведения  природоведческого характера;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • Формирование осознанного,  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • Активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Учиться работать в пар, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • Понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, обществе;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;
  • Осознание значимости произведения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературных понятий;
  • Понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о заботливом и бережном отношении к природе, о добром и чутком отношении друг к другу, при понимании того, что природу нужно любить и беречь.

На занятиях используются следующие формы контроля:

Текущий – позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности».

Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса.

Самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

В. Бианки «Музыкант»

1

2.

В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

1

3.

Н. Сладков «Непослушные малыши»

1

4.

Н. Сладков «Трясогузкины письма»

1

5.

Н. Сладков «Топик и Катя»

1

6.

В. Бианки «Подкидыш»

1

7.

Н. Сладков «Осень на пороге»

1

8.

В. Бианки «Теремок»

1

9.

Е. Чарушин «Друзья»

1

10.

М. Пришвин «Ёж»

1

11.

Е. Чарушин  «Что за зверь?»

1

12.

М. Пришвин «Этажи леса»

1

13.

Е. Чарушин «Волчишко»

1

14.

М. Пришвин «Охота за бабочкой»

1

15.

Е. Чарушин «Кошка Маруська»

1

16.

М. Пришвин «Хромка»

1

17.

Э.Шим «Неслышные голоса»

1

18.

Э.Шим «Молочком-то лучше!»

1

19.

Н. Сладков «Кто в моем доме живет?»

1

20.

Г. Скребицкий «Белая шубка»

1

21.

Э.Шим  «Медведь-рыболов»

1

22.

Г. Скребицкий «Длинноносые рыболовы»

1

23.

Э.Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»

1

24.

Г. Скребицкий «Сказка о весне»

1

25.

Н. Сладков «Кто такой?»

1

26.

Г. Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»

1

27.

В. Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

1

28.

Е. Чарушин «Болтливая сорока»

1

29.

Э.Шим «Заячье семейство»

1

30.

Н. Сладков «Лиса-плясунья»

1

31.

Г. Скребицкий «Пушок»

1

32.

В. Бианки «Плавунчик»

1

33.

Г. Скребицкий «Дружба»

1

34.

Итоговое занятие

1

34

логотип

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33

__________________________________________________________

«Рассмотрено  на заседании методического объединения»

                     __/__/__

«Согласовано   с  Методическим советом гимназии»

__/__/__

«Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

__/__/__

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» 

для 2 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                                                



Предварительный просмотр:

логотип

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33

__________________________________________________________

«Рассмотрено  на заседании методического объединения»

                     __/__/__

«Согласовано   с  Методическим советом гимназии»

__/__/__

«Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ»

__/__/__

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением» для 3 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                                                   

                         

                                                                                

2018г

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для 3 класса разработана в соответствии –с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), - ООП НОО  МАОУ  гимназии №33 и составлена на основе авторской программы внеурочной  деятельности «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» Буряк М.В., Карышева Е.Н. М., Планета, 2016.

Содержание учебного предмета

Программа представляет собой интеграцию предметов Литературное чтение и Русский язык (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционнгого решения остро возникшей проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

Особенностями построения программы является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника:

  • Рассказы и сказки В. Осеевой – 3 ч
  • Рассказы Н.Артюховой – 10 ч
  • Рассказы Л.Воронковой – 2ч
  • Рассказы Е.Пермяка – 4 ч
  • Рассказы и сказки В.Драгунского – 2 ч
  • Рассказы и  сказки Н.Носова – 7 ч
  • Рассказ А.Гайдара – 1 ч
  • Рассказы М.Зощенко – 4 ч
  • Итоговое занятие – 1 ч

 

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • Воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса,    эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;
  • Формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания.

  Метапредметные результаты:

 Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  Учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • Активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Овладение базовыми предметными  и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Учиться работать в пар, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • Понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, обществе;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;
  • Осознание значимости произведения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературных понятий;
  • Понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовым прийти на помощь.

        На занятиях используются следующие формы контроля:

  • Текущий – позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности».
  • Итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания»,  который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса.
  • Самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

В. Осеева “Отомстила”

1

2.

Л. Воронкова “Что сказала бы мама”

1

3.

Е. Пермяк “Чужая калитка”

1

4.

В.Драгунский “Сверху вниз, наискосок!”

1

5.

Н.Артюхова “Подружки”

1

6.

Н.Носов “Леденец”

1

7.

А.Гайдар “Совесть”

1

8.

М.Зощенко “Трусишка Вася”

1

9.

Н.Носов “Про репку”

1

10.

В. Осеева “Почему?”

1

11.

М.Зощенко “Показательный ребенок”

1

12.

Н.Носов “Карасик”

1

13.

Н.Артюхова Три копухи”

1

14.

Н.Артюхова “Камень”

1

15.

Е. Пермяк “Надежный человек”

1

16.

Н.Носов “Клякса”

1

17.

В.Драгунский “Надо иметь чувство юмора”

1

18.

Н.Артюхова “Строгая бабушка”

1

19.

Е. Пермяк “Обманное озеро”

1

20.

Л. Воронкова “Ласковое слово”

1

21.

Н.Артюхова “Большая береза”

1

22.

В. Осеева “Волшебная иголочка”

1

23.

Н.Носов “Прятки”

1

24.

Н.Артюхова “Мяу”

1

25.

Е. Пермяк “Славка”

1

26.

Н.Артюхова “Фарфоровые шаги”

1

27.

Н.Носов “Замазка”

1

28.

Н.Артюхова “Совесть заговорила”

1

29.

Н.Артюхова “Кролик и репутация”

1

30.

М.Зощенко “Лёля и Минька: Бабушкин подарок”

1

31.

М.Зощенко “Лёля и Минька: Не надо врать”

1

32.

Н.Артюхова “Новые соседи”

1

33.

Н.Носов “Про тигра”

1

34.

Итоговое занятие

1

Итого:

34



Предварительный просмотр:

          Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана в соответствии с  ФЗ № 273, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 № 15785) и         программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» (литературное чтение + окружающий мир) авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой.

        Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на детей 9-10 лет.

  1. Актуальность программы

          Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно – нравственных качеств человека:  формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений об историческом прошлом нашей Родины. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.

2. Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия:  учащиеся  4  класса

3. Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 40 минут. Новизна программы состоит в том, что данный курс «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» способствует формированию читательской компетентности четвероклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий расширит знания об истории нашего Отечества.

        

     Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

       4. Особенности набора детей:  свободный

5. Цели программы:

  • формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями поступков персонажей освоение идеи произведения;
  • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и окружающего мира;
  • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся;

6. Задачи программы:

  • совершенствовать навыки чтения обучающихся;
  • развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
  • знакомить учащихся с детской книгой, как явлением культуры;
  • вырабатывать привычку к осознанному чтению;
  • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
  • развивать устную и письменную речь младших школьников;
  • совершенствовать коммуникативные навыки;
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

  Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками

универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

7. Отличительные особенности программы:

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

  • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
  • привлекательность материала;
  • необходимость «активного изучения»
  • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
  • развивать и поддерживать в работе творческое начало.

     

       Итогом творческой работы каждого ученика в процессе  составления задач станет  авторская самодельная книжка-малышка, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Книжка» получилась   занимательной, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в книжку интересное произведение, создать шутливую историю, , героями которой  являются сказочные  персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

8.   конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-КВН.

-игра- соревнование.    

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры;

-знакомство с  литературой;

 Некоторые  игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между  командами.  

9. Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Приобретение школьником социальных знаний: о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной  и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

10. Универсальные учебные действия:

  • Анализировать       правила   игры.      Действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 11. Способы определения результативности:

  • Диагностика (сентябрь, май)

 1) анкетирование

Цель:  выявить, как учащиеся относятся к чтению (приложение №1)

2) диагностическая работа

Цель:

  •  выявить отношение учащихся к творческим заданиям (приложение № 2)
  • Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях)Презентация  продукта проектной деятельности учащихся.

4 класс

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

Чтение с увлечением

2018-2019 уч. год

№№

Тема

План

1.

Наша Родина – Россия. Государственные символы России.

2.

О.Тихомиров «Александр Невский»

3.

Г. Шторм «На поле Куликовом»

4.

К. Кочегаров «Минин и Пожарский»

5.

С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе»

6.

С. Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени»

7.

А.Митяев «Сражение при Гангуте»

8.

А. Митяев «Адмирал Ушаков»

9.

С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»

10.

С. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»

11.

А, Митяев «Адмирал Нахимов»

12.

С. Алексеев «Брестская крепость»

13.

С. Алексеев «Они защищали Москву»

14.

А. Цессарский «Операция «Мост»

15.

Ю. Стрехнин «Крепость черноморцев»

16.

Ю. Стрехнин «Город отважных»

17.

В. Богомолов «За оборону Сталинграда»

18.

А. Насибов «За оборону Кавказа»

19.

М. Лободин «За оборону Ленинграда»

20.

А. Митяев «В холодном море»

21.

Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник»

22.

А. Шишов «Лесная девочка»

23.

В. Воскобойников «В городе на Каме»

24.

А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды»

25.

Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича»

26.

С. Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка»

27.

Б. Лавренёв «Разведчик Вихров»

28.

Е. Воробьёв «Последние выстрелы»

29.

В. Даненбург «Весенняя музыка Вены»

30.

В. Даненбурн «Чтоб  всегда будет солнце»

31.

С. Алексеев «Последний штурм»

32.

Д. Дажин «За освобождение Праги»

33.

Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»

34.

Итоговое занятие

           

Приложение № 1.

Анкета для учащихся. (сентябрь, май)

1.Нравится ли вам чтение?

2. Любите ли вы читать?

3. Любите ли вы придумывать свои скизки, истории, т.п.?

4. Занимаетесь ли вы чтением дома, кроме выполнения домашних заданий?

Приложение № 2

Диагностическая работа для учащихся. (сентябрь)

Инструкция: Перед вами шесть заданий, выбери любые три и решите  их.

Приложение № 3

К занятию № 1.

1. Вариант беседы учителя.

-Каждый день на уроке чтения вы читаете. А кто придумывает сказки, …?

-Перед вами сборники сказок, произведений, составленные разными авторами. Прочтём их названия…

-Какой сборник вас заинтересовал? Почему?

-Что значит «занимательный»? (Способный занять внимание, воображение, интересный.)

-Давайте прочитаем несколькопроизведений из понравившегося вам сборника?

-Какая произведение вам понравилось больше? Почему?

-Как вы думаете, легко ли придумывать истории? Что необходимо знать, чтобы правильно составить текст?

2. Игра «Найди сказки»

Детям предлагается отыскать сказки среди предложенных вариантов и доказать свою точку зрения.

3. Беседа.

-Хотите научиться придумывать занимательные произведения, которые бы с интересом читали другие дети? На наших занятиях мы будем учиться составлять интересные произведения.

- Хотите стать автором книги ?  Каждый из вас сможет на наших занятиях создать  свою книжку-малышку. Сейчас я вам предлагаю подумать о названии и оформлении обложки для своей первой книги.

4. Творческая работа «Оформление обложки».

К  занятиям № 4-8.

         Например, детям зачитывается отрывок из сказки О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга»:

«Жила-была когда-то  Маленькая Баба-Яга, то есть ведьма, и было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Баба-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга была ещё девочкой».

        Далее учитель спрашивает: «Можно ли сказать, что эта Баба-Яга ваша ровесница?»

Учитель выслушивает мнения детей. Они скорее всего буду различны, так как её возраст 127 лет, но при этом она «была ещё девочкой». Далее детям предлагается составить вопросы о Бабе-Яге. На первых занятиях вопросы обсуждаются, редактируются. Вот некоторые из них:

«Бабе-Яге 127 лет, а мне 9 лет. На сколько лет Баба-Яга старше меня?»

«Для приготовления супа Баба-Яга изловила 17 лягушек, 65 тараканов и 3 змеи. Сколько всего животных погубила Баба-Яга?»

Текст вопросов ребёнок записывает на листе бумаги,  рисует иллюстрацию. Далее можно предложить детям прочитать понравившиеся сказки, можно оформить выставку детских работ. В последствии можно организовать конкурс «Кто быстрее прочитает все сказки?»

Используемая  литература:

        1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории, 4 класс. Развивающие задания для школьников – М.: Планета, 2018.

       2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. Живые страницы истории. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чтение с увлечением"

Проект направлен на формирование читательской деятельности у обучающихся начальной школы.Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необх...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9054895","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением". (занятие 8)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9155037","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"461","width":"480"}}]]...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9155072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"309","width":"480"}}]]...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"

Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...