К. Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Рыжова Марина Викторовна

Урок по обучению грамоте (чтение) по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushinskiy_nashe_otechestvo.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучение грамоте в 1 классе по программе «Школа России»

ТЕМА: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развитию устной речи учащихся.

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Читают содержание текста; определяют главную мысль произведения; активизируют и расширяют словарный запас; наблюдают над значением слов; знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:  общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах и поговорках; логические – осуществляют анализ содержания текста.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Осознают сопричастность к своей Родине, своему народу.

Используемые методы и приемы

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные
ресурсы

Портрет К. Ушинского. Государственная символика России. Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца.

СD диск: “Государственная символика России”. http://festival.1september.ru/articles/516394/

Учебно-методическое обеспечение

Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. /В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2012.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация опорных знаний

На доске написаны слова: государство, страна, город.

– Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные?

– Чем интересны слова государство, страна?

– Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу.

– Как называется наша страна, наше государство, наша Родина.

– У каждой страны есть своя символика.

– Какая символика есть у каждого государства?

– Прочитайте предложение на доске.

– Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва?

Читают слова.

– Нет.

– Эти слова близки по смыслу.

– Родина, Отчизна, Отечество.

– Российская Федерация (Россия).

Рассматривают флаг, герб, прослушивают гимн России.

– Флаг, герб, гимн.

– В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск.

– Москва – столица нашей страны.

СD диск: “Государственная символика России”. (рассматривание флага, герба, прослушивание гимна России (детям объясняется, что гимн слушают стоя).

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы будем читать рассказ, из которого узнаем для себя много нового.

Слушают учителя.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказ биографии К. Д. Ушинского с опорой на портрет.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы.

Биография К. Д. Ушинского

Прочитайте ключевые слова (на доске).

– Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.

– Сделайте предположение, о чем будете читать?

– Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия.

Читают.

– О нашей общей Родине, стране, в которой мы живем

Работа с текстом до чтения рассказа (учебник, с. 86–87)

– Почему мы называем Отечеством Россию?

– Почему Россию называем Родиной?

– Почему мы ее называем матерью?

– Какие вы еще знаете государства?

Читают рассказ и по ходу чтения отвечают на вопросы.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (учебник, с. 86–87)

Физкультминутка

Учитель подбирает физкультминутку самостоятельно.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

– Прочитаем рассказ «цепочкой».

Читают текст.

Повторное чтение текста («цепочкой») (учебник, с. 86–87)

– На иллюстрации изображен Георгий Победоносец.

Учитель рассказывает о сражении и победе молодого воина, получении почетного прозвища.

– Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию и герб РФ.

Георгий Победоносец. Работа с иллюстрацией, рассказ учителя.

V. Закрепление знаний и способов действий.

– Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество.

Обсуждают проблемный вопрос.

Родина и Отечество. Беседа

– Прочитайте, назовите известные вам пословицы и поговорки о Родине. Объясните их смысл.

Называют пословицы и поговорки, объясняют смысл.

Работа с пословицами и поговорками о Родине

VI. Рефлексивно-оценочный

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось и понравилось?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Приложение 1 

Сергей Васильев

Россия

...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы.

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю,

Одним широким словом: "Русь".

Зоя Александрова

Родина

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики.

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная.

Но у всех она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество", 3 класс

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество",3 класс, ОС 2100, автор Данилов, по триместрам ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества

Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...