Конспект по литературному чтению 3 класс "М.М.Зощенко «Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хабибуллина Елена Владимировна

Конспект разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._chtenie_zoshchenko_zolotye_slova.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»

Технологическая карта урока

по предмету литературное чтение в 3 классе

по теме «М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Студентки 41 группы Пшеничниковой Елены Владимировны

                                           Дата проведение: 14.04.2020

 Методист-предметник:_____________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Оценка за разработку технологической карты:________/___________

 (Подпись преподавателя)

Учитель класса_____________________________________________

(Ф.И.О учителя)

Допуск к проведению урока__________________________________

(подпись учителя)

Оценка за проведение урока:_________/___________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: урок «открытия» нового знания

Тип: урок развивающего контроля

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством М.М.Зощенко, его рассказом «Золотые слова

Задачи  урока:

Дидактические: познакомить учащихся с рассказом М.Зощенко «Золотые слова», расширить представление об особенностях данного литературного жанра, совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, давать полную характеристику персонажам;

Развивающие: развивать умения выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей, навыки выразительного чтения, мыслительную деятельность, культуру речи

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к чтению, любовь и уважение к близким людям

Оборудование: учебник Л.Ф.Климанова 3 класс 2 часть, доска, портрет

Технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие

УУД:

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов;

Коммуникативные:  делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам;

 Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа;

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Беседа

-Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, ручка, тетрадь.

Приветствуют учителя

Проверка готовности к уроку

Фронтальная

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Способны принять образ прилежного ученика

Актуализация знаний

Беседа

- Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте.

-Я читаю, вы внимательно слушаете

- Муся – воспитанный человек?

-А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным?

- Верно, молодцы ребята.

На экране появляется портрет писателя.

-Знаете ли вы, этого человека?

-Что вы о нём знаете?

-Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

-Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?

-Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.

-Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

сформулируйте тему нашего урока?

-Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Верно, молодцы.

-у каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст.

-Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек.

-человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

-Михаил Михайлович Зощенко.

-учащийся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

-если учащиеся знают, то говорят, если нет, то читают информацию на слайде: уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.

-учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов.

-Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова».

-сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности.

Фронтальная, индивидуальная

презентация

Знакомы с рассказом Валентина Александровны Осеевой, «Навестила»,

Знают биографию Зощенко его рассказы

формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов, делать выводы и обобщения по итогам анализа

.

Изучение нового материала

Беседа, работа с учебником

-Как мы уже говорили, Михаил Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова».

-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

Прельщала – стала заманчивой, приятной. (Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.) Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Первичное чтение: читают учитель и хорошо читающие

-слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

-волшебные, дорогие, ценные, нужные.

-спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.

Фронтальная

учебник

Знают биографию автора, другие его произведения, сюжет рассказа, характеристику героев

ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения

осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни

Физминутка

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши. Потопайте. Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста. Потопайте. Руки вперёд. Садитесь, пожалуйста.

Выполняют физминутку

фронтальная

Первичное закрепление нового материала

Работа с учебником

Прием «Чтение по частям».

-Ребята, данный текст (приложение 1) мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно.

1 часть рассказа, мы прослушаем по аудиозаписи (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) .

Вопросы:

-От чего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

-Ребята, а как вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

-2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке.

(2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Вопросы:

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

-Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке.

-внимательно слушают.

-рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

-свои ответы дети подтверждают словами из текста.

- ответы учащихся.

- предполагаемые ответы учеников.

-объясняют своими словами.

-дети читают по цепочке, следят за чтением друг друга.

-находят ответы в тексте рассказа.

-высказывают свои предположения.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник,презентация

Знают сюжет рассказа, характеристику героев

выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа

осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни

Домашнее задание

-Запишите д/з.

составить список "золотых" слов

Записывают домашнее задание

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Беседа

- Давайте вспомним тему нашего урока.

- С творчеством, какого автора мы сегодня познакомились?

- Как называется рассказ, который начали изучать?

- А какие слова могут считаться «золотыми»?

- Молодцы, вы хорошо поработали, спасибо за работу.

-называют тему.

- М.М. Зощенко.

- «Золотые слова»

-волшебные, дорогие, ценные, нужные.

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный  анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению «М.М. Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведенияПланируемые результатыПредметные: знать автора прои...

Конспект урока по литературному чтению " М.М.Зощенко «Золотые слова»" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формир...

Конспект урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Золотые слова", 3класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление детей с произведение М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность. Планируемые резу...

Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и...

Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко Золотые слова"

Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.План...