Урок литературного чтения, 2 класс. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Сапегина Светлана Пименовна

Проект учебного занятия направлен на формирование УУД в комплексе через формирование навыков смыслового чтения (Стратегия смыслового чтения) с приёмами технологии критического мышления, развитие воображения детей, творческое преобразование информации, воспитание целеустремлённости, трудолюбия, усидчивости. Используются межпредметные связи (окружающий мир, русский язык). Урок строится в технологии продуктивного чтения (формирования правильного типа читательской деятельности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование УУД в комплексе через навыки смыслового чтения с приёмами технологии критического мышления младших школьников»

  • Урок литературного чтения, 2 класс
  • Сапегина Светлана Пименовна
  • Учитель начальных классов, МБОУ СОШ п. Бор Афанасьевского района Кировской области
  • ssp200773@mail.ru 
  • И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
  • Проект учебного занятия направлен на формирование УУД в комплексе через формирование навыков смыслового чтения (Стратегия смыслового чтения) с приёмами технологии критического мышления, развитие воображения детей, творческое преобразование информации, воспитание целеустремлённости, трудолюбия, усидчивости. Используются межпредметные связи (окружающий мир, русский язык). Урок строится в технологии продуктивного чтения (формирования правильного типа читательской деятельности).
  • Эталон, мораль, недостатки людей, личностные УУД.
  • Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни. Создать условия для продолжения знакомства с творчеством писателя-баснописца И.А.Крылова; учить, вслушиваясь в произведение, полноценно воспринимать и определять чувства и настроение автора к героям своих произведений.
  • Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,

регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение», 2  класс – М.: Просвещение, 2011.; Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.; компьютерная презентация PowerPoint; раздаточный материал; Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.; портрет И.Крылова, диафильм «Стрекоза и Муравей»
  • Ход учебного занятия

        

Этапы урока

Формируемые УУД (по кодификатору)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы работы

Целеполагание и мотивация

1-3 мин.

 

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

        

 Слайд 1

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, проведу у вас я, Светлана Пименовна. Давайте поприветствуем наших гостей. (поворачиваются к гостям).

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

-Садитесь, удобно займите своё место в рабочих группах.

 Слайд 2

Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.

Эпиграфом нашего урока пусть будут слова И.А.Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (на доске переворачиваю карточку с эпиграфом) (Приложение 8)

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Фронтальная

I этапа – Работа с текстом до чтения.

5-10 мин.

Речевая разминка.  

-Чем мы занимаемся на уроках чтения?

-Что необходимо нам сделать до чтения?

Слайд 3

  • Упражнение: дыхательное упражнение «Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. (на столах коробочки с рваными салфетками).

Слайд 4

  • Упражнение: прочитайте чистоговорки  

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

Ду-ду-ду – я по лугу иду.

Ду-ду-ду – в зоопарк я иду.

До-до-до – там на дереве гнездо.

 Слайд 5

Упражнение: «Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

Фронтальная  

Антиципация

 

Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности

Регулятивные: 1.2, 1.3.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

 Слайд 6

-Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий. Вспомним правила работы в группах.

1 группа.  (Приложение 1)

Здесь зашифрованы загадочные животные и не только. Расшифруйте эти слова:

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М 

О Ы В Л Р К

Как вы думаете, это название произведения?

Дети делятся на 5 группы. Повторяют правила работы в группах.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого

выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Дети отгадывают слова, получается

«Стрекоза и Муравей»  Крылов

Групповая

Технология здоровья сбережения

Работа в группах создаёт «антистрессовую» ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка.

2 группа. 

Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.

Лев и медведь

 Звери

 Воробей и голубь

          Птицы

Окунь и карась

       Рыбы

Стрекоза и муравей

А.Пушкин и А.Фет

       Поэты

И.А.Крылов

Карточка

«Стрекоза и муравей» И.А.Крылов

останется одна.

3 группа. 

 Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,        

Ножки   – грабелькой,          

Хвостик – сабелькой,           

Крылья – бантиком.                      (Стрекоза)                      

          В лесу у пня беготня, суетня,

          Народ рабочий весь день хлопочет,
         Себе дом строит.                           (Муравьи)

И.А.Крылов «Стрекоза и

4 группа.

По иллюстрации попробуйте высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

5 группа.

Догадайтесь, какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним

                             Нави Волырк

Иван Крылов

Регулятивные: 1.5

Познавательные:

операция анализа.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

  • Определим тему нашего урока по вашим ответам. (на доске переворачиваю карточки автор и тема урока) (Приложение 9)

Иван Крылов басня «Стрекоза и Муравей»

Фронтальная

Знакомство с биографическими данными писателя.

Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности

Регулятивные: 1.2, 1.3, 1.4

Познавательные:

анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

 

Слайд 7

  • Действительно, сегодня мы продолжим говорить о творчестве И.А.Крылова. Когда я читала биографию, а мы знаем «био» - жизнь, я узнала, что Крылов любил читать книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Им было написано 203 басни. В

Слайд 8

  • С-Петербурге на средства, собранные народом был поставлен памятник великому баснописцу, при чём, до этого ни одному писателю памятников не сооружалось.
  • Почему всё, о чем он писал, дошло до нас, и мы можем об этом говорить?
  • Чем отличается баснописец от поэта? (Признаки стиха: ритм, рифма, поются.)
  •  Все эти признаки могут присутствовать в басне.

Работа с эталоном.

Эталон нам поможет разобраться в этом.

Слайд 9

  • Что же такое басня?
  • Я даю вам 4 вариант ответов.  Выберите

правильный ответ.            (Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

  • А кто обычно является героями басни, её

действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

  • Значит, басня - это  короткие нравоучительные

рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы.

  • Ребята, вот этого человека звали – Эзоп. Он

первый баснописец. (слайд) Этот талантливый и умный человек был рабом. Его рассказы были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы слушать его знаменитые басни. Многие его басни перевел на русский язык И.А Крылов, Л.Н.Толстой. И они дошли до нас.

  • Через книги мы

узнаем о том, что нас окружает…

Дети работают с эталоном.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать в  группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

 

Фронтальная

Составление модели жанра басни.

Слайд 10

сейчас попробуем выстроить модель жанра

басни.

скажите, с какой целью баснописцы

написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)

 какие недостатки могут быть у людей? (Лень,

высокомерие, глупость,  лицемерие, жестокость, зло, жадность)

ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр

похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

 чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В

баснях есть мораль)

 что такое мораль? (Мораль – это нравоучение,

совет)

А как вы думаете, на какие 2 части можн

разделить басню? (Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).

вот мы и  составили модель жанра басни.    

Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль.  

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать в  группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Фронтальная

Проверка домашнего задания.

  • Давайте с вами попробуем определить части на

примере басни «Лебедь, рак и щука». Откройте страничку № 104.

  • Где здесь повествовательная часть? С каких слов

она начинается, и какими словами заканчивается?

  • А где мораль? Прочтите вслух. Мораль – это

мудрость басни. (Она бывает в начале басни или в конце. Чаще всего в конце.)

Дите зачитывают части басни.

Свободное владение прошлым материалом.

Фронтальная

Актуализация знаний, тема, проблема урока.

Регулятивные: 1.2, 1.3

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

Соотнесение иллюстраций  с названиями и моралью басен. Введение в тему.

Слайд 11

ребята, я подготовила для вас такие

интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями басен  и отрывками из них. Но пока я была на перемене, какой-то озорник всё взял у меня со стола и положил на ваши парты. Я теперь  не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?

(Приложение 2)

Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль.  Остаётся «Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие «Стрекоза и Муравей»

Групповая

Регулятивные: 1.6

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

Слайд 12

  • Что интересно, именно Крылов открыл литературный жанр – басня.
  • Рассмотрите иллюстрацию к басне.
  • Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию басни? Почему вы так думаете?
  • Ребята, а что мы знаем о муравьях?
  • Какими качествами мы бы наделили муравьёв?
  • А стрекоза? Что мы о ней можем сказать? Какие

качества можно перечислить?

  • Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут?

(Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)

  • А вот они  и сами пришли к нам на урок.  

(Приложение 3)

Стрекоза.

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!

Муравей.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

 Спасибо, уважаемые гости!

  Как вы думаете, почему мы об этом говорим?

В баснях, как правило, эти качества либо высмеиваются, либо превозносятся. Это называется ИНОСКАЗАНИЕМ.

Слайд 13

Был такой датский писатель и поэт, автор всемирно

известных сказок для детей Ханс Кристиан Андерсен, вот что он писал о баснях:

«Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог»

(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)

В баснях главные герои – животные, но под ними скрываются люди. Соответственно качествами, которыми наделены персонажи басни, могут обладать и люди.

Фронтальная, индивидуальная

Антипация по ключевым словам

Регулятивные: 1.5

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

Слайд 14

  • Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране.

Попрыгунья

Зима

Удручена

Ползёт

Вешних

Прокорми и обогрей

  • Значение каких слов вам непонятно?
  •  Как вы думаете, что обозначает это слово?
  • Где мы можем найти значение этого слова?
  • Предположите, о чем будет текст?
  • Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо

прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

В толковом словаре, спросить у учителя

(Варианты детей)

Фронтальная

Постановка целей урока.

Регулятивные: 1.1

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

  • Какие задачи мы поставим себе на урок?

        

Познакомиться с новой басней, понять мораль басни. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Фронтальная

Физкультминутка

Слайд 5

Мы дружно трудились, 
Немного устали.
Быстро все сразу 
За партами встали.
Руки поднимем, 
Потом разведем.
И глубоко-глубоко…
Всей грудью мы вздохнем. 

Технология здоровья сбережения

II этапу – Работа с текстом во время чтения.

 15-20 мин

Первичное чтение текста.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные: 1.1

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

Слайд 16

О ком эта басня?

Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

Почему она осталась без жилья? Может с ней

случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)

  • Когда происходят события?
  • Познакомились ли мы с героями басни?

Дети слушают и смотрят диафильм.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

Фронтальная

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей.

Словарная работа.

Слайд 17

Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых

сейчас не употребляют.   Давайте поясним значение этих слов.

Катит - наступает

Помертвело - опустело

Боле - больше

Нужда - бедность, недостаток в чём-нибудь

Удручена - сильно огорчена

Вешние дни - весенние дни

Мурава - молодая трава.                                          

Дети дают определение словам.

Подбирают синонимы к словам.

Фронтальная

Перечитывание текста.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной

Попрыгунья Стрекоза

Как в басне Крылов называл стрекозу?

(попрыгунья)

Почему?

Лето красное пропела,

как вы понимаете это выражение:

(Пропустила,  пробездельничала, про веселилась всё лето)

Оглянуться не успела,

как вы понимаете это выражение:

(Прошло всё очень быстро.) Попрыгунья Стрекоза

Как зима катит в глаза.

Объясните, как вы понимаете это выражение

(Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.)


Помертвело чисто поле,

(Почернело, трава высохла, цветы завяли)


Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Объясните, как вы понимаете это выражение

Как под каждым ей листком/ Был готов и стол и дом. (Везде могла найти еду и место для отдыха, найти пропитание .  (Питается мелкими насекомыми))

Как жила Стрекоза летом? Какой она была?

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет

Объясните, как вы понимаете это выражение

И кому же в ум пойдёт… (Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт. Никто даже не подумает…)    

На желудок петь голодный!
Злой тоской
удручена,

  • Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.


К Муравью ползет она:

Так что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

«Не оставь меня, кум милый!

  • Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.


Дай ты мне собраться с силой
И до
вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

О чём она пришла просить Муравья?

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

(Ласковое обращение, что-то типо милый мой, дорогой друг.)


В мягких
муравах у нас –

(Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава)


Песни,
резвость всякий час,

(От слов Резвый, Резвиться – развлекаться.)


Так, что голову вскружило.»

«А, так ты...»

- «Я без души лето целое все пела.»

«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

Пойди.

Дети читаю по очереди с паузами.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Фронтальная

Беседа по содержанию в целом.

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: строить монологическое высказывание.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

Почему именно с ней произошло несчастье?

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе?

(Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

  • В каком случае муравей бы пустил её? (если бы она раскаялась)
  • Если бы он её пустил, это бы научило чему-нибудь стрекозу?

Почему?

В каких строках басни содержится основная

мысль, то есть мораль? Прочитайте.

Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

Фронтальная

III этап после чтения 10-15 мин. Концептуальная беседа по прочитанному тексту.

Характеристика героев басни. (Приложение 4)

Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу.

Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных  слов приклеим Стрекозе крылышки.

А сейчас поможем строить дом  Муравью

из слов, которые подходят для него.

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

Участие в коллективной дискуссии. Дети работают группой, выбирают верные характеристики. (Приклеивают крылышки. Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)

Групповая

Работа с пословицами.

Слайд 19

Ребята, я подготовила вам пословицы о труде, но

видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите  нужную половину пословицы.

Лето пролежишь-…            и рыбку из пруда.

Без труда не выловишь…зимой с сумой побежишь.

Труд человека кормит,                          тот не ест.

Пчёлка маленькая,                                 потехе час.      

Кто не работает,                                а лень портит.

Делу время-                                    да и та работает.

Слайд 20

«Кому бы вам  хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»

  • Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и

муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа.

  • Зачем Крылов заимствовал идею и написал

свою басню?

  • (Муравей символизирует трудолюбие и не

удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.)

  • Будет ли к вам обращена эта пословица?

(Крылов прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк», к кому можно отнести мораль басни).

Дети соединяют верные части пословиц.

Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

Фронтальная

Творческие задания по группам.

Личностные:

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные:

Умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:  

Умение оформлять  свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.

(Приложение 5)

1 группа. Чтение по ролям.

Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы. Помним, что у стрекозы умоляющий голос, просящий, а у  муравья интонация удивления, недоумения, изумления.

Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайте послушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику.

Выполнение (творческого) задания  самостоятельно, под руководством учителя в группах.

Технология здоровья сбережения

Работа в группах создаёт «антистрессовую» ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка.

2-3 группы.     Восстановление  диафильма.

(Приложение 6)

Определение "характера" заглавия: что оно отражает – тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности.
 Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей, умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:

оценивать совместно с учителем результат своих действий. 

4 группа. Продолжи басню.

 Ребята, кто вам симпатичен в басне?

Почему он вам симпатичен?

Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не

жалко её?

Да, из-за своей беспечности Стрекоза

попала в беду. Может быть Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Может быть ей дать шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.

И сказал Стрекозе Муравей:

«Заходи ты ко мне поскорей.

Я тебя накормлю, обогрею,

Только будь ты теперь – умнее.

Выполнение (творческого) задания  самостоятельно, под руководством учителя в группах.

5 группа. Продолжи басню.

Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала

весна, что же произошло дальше. Взялась ли за ум Стрекоза  или осталась такой же легкомысленной, какой была?  У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один. Какой вам ближе?

(Каждый ребёнок заканчивает по- своему)

Но как только весна пришла,                      

За ум взялась Стрекоза.                                    

Построила дом красивый                              

И живет в нём счастливо.                              

           

          Но как только весна пришла,

Позабыла слова Муравья.

И как прежде в ясные дни

           Хороводы водила одни.

Выполнение (творческого) задания  самостоятельно, под руководством учителя в группах.

Групповая

Подведение итогов.

Рефлексия. 3-5 мин.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные:  начальный уровень сформированности  умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

Слайд 21

Чему учит басня? (Надо думать о

завтрашнем дне)

От какого недостатка предостерегает детей

эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени).

Ребята, мы с вами знаем, что басни

пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Теперь мы можем объяснить смысл слов И.Крылова в эпиграфе урока?

А выражение Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела... и Мораль этой басни, стали крылатым выражениями в русском языке.  Это значит ушла в народ и её применяют в обычной жизни.

Давайте придумаем случай из жизни, где можно было бы применить эту фразу.

Так нужно ли нам читать басни И.А.Крылова?

На уроке я узнал(а)      

На уроке я похвалил(а) себя за  

После урока мне захотелось    

Сегодня я сумел(а)

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! Посадите-приклейте каждый своего муравьишку на том уровне (высоте) муравейника, на каком ты сегодня работал. Чем выше - тем лучше. (Приложение 7)

Выполнение (творческого) задания  самостоятельно, под руководством учителя в группах. Выполнение (творческого) задания  самостоятельно, под руководством учителя в группах. (у каждой группы муравейник и муравьи каждому ученику)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")

Перечисление своих действий: читали рассказ  (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр.

Фронтальная

Домашнее задание.

Слайд 22

Найти басню Эзопа о данных героях.

Дома выучи басню. А кому трудно выучить полностью, можно половину.

Создай свой диафильм по басне (можно на компьютере).

Слайд 23

Дети выбирают задание по желанию.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! 1 28 октября

Слайд 2

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов . 2

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Писатель-баснописец Баснописец – писатель, пишущий басни. Псевдоним вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля. Из биографии И.Крылова Крылов любил читать книгу «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в Древней Греции.) И.А.Крылов написал 203 басни. 3

Слайд 4

И.А.Крылову Летнем саду в Санкт-Петербурге Почему И.Крылова мы видим в окружении зверей? 4

Слайд 5

Что такое басня? БАСНЯ Забавное произведение Веселый рассказ Рассказ о животных Нравоучительный рассказ БАСНЯ – это нравоучительный рассказ в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы ЭЗОП 5

Слайд 6

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Мартышка и очки Лебедь, Щука и Рак Квартет Ворона и Лисица Стрекоза и Муравей 6

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Писатель-баснописец Стрекоза и Муравей Басня БАСНЯ - литературный жанр; - э то короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. О чём или о ком будет эта басня? 7

Слайд 8

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало. Мудрецы назвали это зеркало басней. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог . 8

Слайд 9

Ключевые слова Попрыгунья Зима Удручена Ползёт Вешних Прокорми и обогрей Сильно огорчена Весенних 9

Слайд 10

Мы дружно трудились, Немного устали. Быстро все сразу За партами встали. Руки поднимем, Потом разведём. И глубоко-глубоко… Всей грудью вздохнём. 10

Слайд 11

11

Слайд 12

Устаревшие слова Катит - наступает Помертвело - опустело Боле - больше Нужда - бедность, недостаток в чём-нибудь Удручена - сильно огорчена Вешние дни - весенние дни Мурава - молодая трава. 12

Слайд 13

13

Слайд 14

Без труда не вынешь, Лето пролежишь, Труд человека кормит, Пчёлка маленькая, Кто не работает, Делу – время, а лень портит да и та работает и рыбку из пруда зимой сумой побежишь тот не ест потехе – час Пословицы о труде 14

Слайд 15

15

Слайд 16

Эта басня научила меня…. Басня предостерегает детей от… Дедушка Крылов в своих баснях… 16

Слайд 17

Домашнее задание Найти басню Эзопа о данных героях. Выучи её. Выучи басню И.А.Крылова . Создай свой диафильм по басне. 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Конспект урока литературного чтения по басне Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и Муравей"...

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Разработка урока по чтению во 2 классе. И.А.Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по чтению во 2 классе.  И.А.Крылов. "Стрекоза и муравей"...

Урок литературного чтения в 4 классе "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели: -создавать условия для ознакомления с содержанием  басни;- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.- способст...

Методическая разработка по литературному чтению . Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей".

Материал урока способствует проявлению творческого отношения к процессу обучения. Дети учатся оценивать себя и окружающих при анализе образов, особенностей поведения героев басни....

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок интересный, динамичный, содержит большое количество развивающего материала и будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока по литературному чтению.Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся  о басне как жанре художественной литературы....